Туристический сайт

Дрезден был в гдр или фрг. Германская Демократическая Республика (ГДР): история, столица, флаг, герб. Объединение ГДР и ФРГ, исторические факты. Женщинам пришлось труднее всего

Всё снести и построить новый город-сад с чистого листа - как же часто я слышу такие предложения. Старый дом 19 или 20 века мешает прокладке дороги или строительству бизнес центра? Всё просто: «вы же понимаете, город должен развиваться» и бульдозеры идут в атаку. Каждый месяц города по всей стране теряют историческую застройку и примерно каждую неделю какую-нибудь деталь. За всем этим процессом мы теряем сами себя.

В процессе быстрой урбанизации важно не потерять лицо и идентичность. Сегодня мы в лучшем случае сохраняем парадное наследие в виде храмов или дворцов, но игнорируем утилитарное наследие промышленности, авангарда или послевоенный модернизм. Даже сносимый дом 1950 или 1970 годов лишает горожан границ памяти - теряется наследственная нить культурной традиции. Ведь одно дело рассуждать в голове о прошлом, а совсем другое смотреть и трогать это прошлое.

Пока мы лишь подходим к пониманию утраченной среды и кусков истории из-за варварских сносов или следов войны. Поляки же, например, после Второй мировой стали восстанавливать свою историю для воссоздания своей идентичности. Дрезден же уникален тем, что его восстановление уникальных объектов и среды началось уже после объединения Германии. На это ушли десятилетия, но сегодня город вновь имеет своё лицо и место на карте человеческой цивилизации.

Война и ГДР

В феврале 1945 англо-американская авиация подвергла массированной бомбардировке Дрезден. Крупный культурный центр, бывшая столицу курфюршества Саксония, «Флоренция на Эльбе» - всё это превратилось в груду руин. Было:

Стало:


церковь Фрауэнкирхе

Состояние Дрезденского замка мало чем отличалось от состояния Королевского замка Кёнигсберга в первые послевоенные годы. Но Дрезденский вовремя законсервировали и не дали растащить на кирпич, тем более не стали взрывать остатки.

Во время расчистки завалов были сохранены и вывезены за город на сохранение остатки старого Дрездена. Центр города в 1957:

Новое строительство было, но сам центр оставляли по большей части пустым. Власти ГДР не были противниками восстановления исторических достопримечательностей, некоторые жемчужины Дрездена они очень даже неплохо восстановили: дворцовый ансамбль Цвингер и Оперу, например. Однако дальнейшие работы по возрождению Старого города не входили в их ближайшие планы.

Год 1990:

Единая Германия и восстановление

В 1989 году жители решили, что они хотят вернуть саксонской столице былую красоту и величие любой ценой. Их не волновал новодел, бедственное экономическое положение восточной Германии после воссоединения, что предстоит заново отстроить давно не существующий Старый город и другие вопросы.

Вряд ли они тогда даже думали, что вложенные затраты потом окупятся потоком туристов. Они просто хотели вернуть свой город во всей его красе и гордиться им. Для них это была такая же важнейшая духовная задача, как для поляков после войны.

Восстановление замка началось в начале 90-х, а закончилось лишь в 2013 - только на один объект в Старом городе ушло более 20 лет!

Тут как раз пригодились оригинальные детали утраченного города - немцы распознали положение старых кирпичей и вставили их в былые места. Пустоту заполнили новым материалом светлого оттенка. В итоге удалось сохранить историческую ценность и вставить память о войне на долгие столетия:

Деньги на восстановления собирали всенародно, а символом кампании стало воссоздание Фрауэнкирхи

Восстановление церкви было завершено в 2005 г. Сразу после этого началось воссоздание целых кварталов окружающей исторической застройки. Для этого даже сносили оказавшиеся на пути ГДРовские дома.

Восстановление Замка-резиденции и Фрауэнкирхе было скрупулёзной работой с соблюдением максимальной исторической достоверности. Фоновую же застройку изначально планировали стилизованным под старину новоделом без попыток создать иллюзию старины и аутентичности.

Почти все дома спроектированы по старым фотографиям и картинам, но они умышленно имеют современный вид. В результате воссозданная застройка создаёт необходимый фон для подлинных исторических памятников и уютную атмосферу старого города, но не вводит в заблуждение относительно своей подлинности. Это лишь эмуляция безвозвратно утраченного.

Процесс продолжается до сих пор:

Многие пустыри временно отданы под парковку, но их время тоже придёт:

Выбитые зубы восстанавливают не только в центре, но и ближе к окраинам:

Местами застройка эпохи ГДР имитирует старую застройку по своим параметрам. Панельки вставлены по красным линиям и высоте предшествующей застройки. То есть об облике и среде думали уже тогда.

Что сохранять, а что нет

Сохранение наследия - довольно поздний концепт, который появился в эпоху Просвещения. Если в самом начале признавалась ценность античных памятников возрастом 2000 лет, то постепенно этот порог уменьшался. Сегодня граница памяти места подошла к 20 годам. Если раньше дома переживали нас и лишь потом становились ценными, то сегодня наследие начинает нас обгонять.

Наследие бывает разное, но даже здания вокзалов наравне с монастырями рассказывают нам об образе жизни поколений до нас. Здания, которые пережили своих создателей, говорят о предпочтениях, уровне мастерства и качестве жизни наших родителей, дедов и прабабушек. Что самое важное, это невосполнимый ресурс.

Развитие городов может осуществляться за счёт переосмысления старого фонда или точечными решениями. Многие выделяют, что понятия богатства города и архитектурного наследия напрямую связаны. Люди любят старину и это монетизируется - экономика наследия доказывает, что каждый вложенный евро в поддержание исторических зданий приносит 10 евро дохода для общества (гуглить пруф в Дирекции культурного наследия Норвегии).

Снос каждого исторического здания не только уничтожает вложенный труд предков в постройку дома, но и вредит общей экологии. Например, остатки гостиницы Россия занимают около 11 км² в Подмосковье. Поэтому сегодня в мире применяется принцип Save & Reuse - сохрани и используй по-новому. Редевелопмент лучше сноса и постройки с нуля.

Снести тот или иной дом может показаться быстрым и выгодным решением здесь и сейчас, но это всегда должен быть взвешенный и обдуманный со всех точек зрения шаг. После работы бульдозера останется только плакать на старые фотографии. Не зря европейцы сегодня определяют уровень цивилизации по отношению к своему наследию - это формирует среду вокруг и нас самих (Civillizing influence of continuity). Лишая себя прошлого, мы не имеем будущего.

PS для поста использовал материал

Интернет переполнен фотографиями и постами из Дрездена. Это и неудивительно, ведь Дрезден является одним из наиболее посещаемых туристами немецких городов. Но мало кто из туристов выходит дальше пределов туристической резервации - старого города и района пивнушек Нойштадт, поэтому все эти фотографии и отчеты выглядят банальными и повторяющимися. Сегодня я попробую показать совсем не тот Дрезден, который вы привыкли видеть. Сегодняшний пост посвящен дрезденскому архитектурному наследию ГДР - панелькам и высоткам, коих в этом красивом городе бесчисленное множество. И что самое удивительное - они не только не нарушают городскую картину, а наоборот украшают ее. Но давайте посмотрим на все своими глазами...

01. Первые три фотографии сделаны с обзорной площадки, расположенной на верхней станции дрезденской . С этой обзорной площадки виден весь Дрезден как на ладони. А его территория весьма обширна, ведь по занимаемой площади Дрезден является четвертым городом Германии после Берлина, Гамбурга и Кёльна.

02. На окраинах Дрездена во времена ГДР были построены огромные жилые массивы многоэтажек. Вдали на фото один из крупнейших подобных районов - Пролис. Район весьма специфический, построен по советским лекалам и в настоящее время заселен в основном безработными и малообразованными слоями населения. При той дешевизне и широком выборе жилья, который царит в Дрездене, снимать квартиру в Пролисе может лишь человек, сознательно близкий той социальной среде. Если хотите привезти из Дрездена оригинальный и непопсовый фотоотчет - поезжайте в Пролис, конечная 1, 9 и 13 трамваев. Только делайте это в светлое время суток и фотографировать людей рекомендую незаметно, там они ммм.... немного раздражительные.

03. Блочными массивами застроены не только окраины города, но и весь его центр, что наглядно демонстрирует данная фотография. Бетонные глыбы многоэтажек и шпили соборов образуют тут единый городской пейзаж и он удивительно гармоничен.

04. Переместимся в центр города и рассмотрим его поближе с высоты. Туристический заповедник, то есть территория старого города, очерчена колокольнями соборов и башней городской ратуши (самая правая). Наверху ратушной башни находится смотровая площадка, но последние годы ратуша находилась на реконструкции и доступа наверх не было. Этой весной собираюсь навестить Дрезден. Надо будет проверить, не открыли ли смотровую площадку, виды с нее должны быть потрясными.

05. А это территория рядом с моим . Фотографировал, кстати, с верхнего этажа центрального институтского корпуса. Тут зона ГДР. Три высотки вдали - университетские общежития, с балкона одного из них был сделан предыдущий кадр.

06. На переднем плане еще одно университетское общежитие, одно из немногих, которое не санировали. Проекты по его санации уже в стадии рассмотрения и вот вот должны начаться работы. Вообще то тут два здания-близнеца, но ракурс так вышел, что один близнец спрятался за вторым.

07. Еще один видок с верхнего этажа институтского корпуса. В этот день мне очень повезло с погодой.

08. Внимательный взгляд заметит на фотографии золотой купол. А наша экскурсия тем временем телепортируется на балкон верхнего этажа правой высотки.

09. По этой фотографии не сразу поймешь, что сделана она в Германии. Русская православная церковь органично вписывается в окружающий пейзаж лишь подчеркивая колорит этого района.

10. Православный храм был возведен в 1872-1874 годах в русско-византийском архитектурном стиле, подробней про него можно прочитать в википедии .

11.Это студенческий район, расположенный между двух самых крупных учебных заведений города - Технического университета и Института техники и экономики. Справа на фото санированная студенческая общага, слева обычный жилой дом за которым видны корпуса института и студенческая столовая с красной треугольной крышей.

12. Красивая церковь, хотел бы добавить пару фотографий интерьеров, но при виде фотоаппарата работники храма становятся ммм... раздражительными, как жители Пролиса.

13. Еще один комплекс высоток - это тоже студенческие общежития. Все они были близнецами, построенными по одному проекту, но при санации к ним подошли творчески и теперь они стали украшением района.

14. Они же но с другого ракурса. Красота!

15. Эти близнецы - тоже студенческие общежития, расположенные в самом центре города. В одном из них я прожил счастливых четыре года.

16. Но вернемся на верхний этаж институтского корпуса и выглянем в окно с обратной стороны здания. Что мы видим?

17. Наверное так бы выглядел утопический социалистический город, если бы все таки удалось построить коммунизм:)

18. Красота!

19. В кадр попала пригородная электричка, только что покинувшая здание главного вокзала и направляющаяся в сторону национального парка "Саксонская Швейцария".

20. А эти высотки-близняшки - обычные жилые дома. Мало того, что они высокие сами по себе, так еще и стоят на возвышенности. Виды оттуда должны быть захватывающими. Что ж проверим... и телепорт переносит нас на верхний балкон правой из них.

21. Вид с балкона открывается действительно потрясающий.

22. До чего красив этот утопающий в зелени город!

23. Выражение "утопающий в зелени" тут приобретает совершенно буквальный смысл. Зеленое море полностью поглотило городские улицы, эстакаду железной дороги, дома и площади города. Высотки и крыши многоэтажек напоминают острова в этом огромном, простирающимся до горизонта зеленом океане.

24.

25. Взгляд с обратной стороны на три высотки - студенческих общежития с восьмой фотографии. С балкона средней из них я снимал район с русским православным храмом, что на фотографиях выше. Два одинаковых здания в нижней части фото - корпуса земельной библиотеки SLUB, знакомой каждому студенту Дрездена. В разгар сессии эта библиотека становится вторым домом для тысяч студентов.

26. За что я люблю Дрезден - так это за его многоликость. Тут удивительным образом соединяются множество исторических эпох, причем настолько гармонично, что каждая из этих эпох не теряет своей атмосферы и самобытности. В результате, прогулка по районам города превращается в путешествие во времени сквозь богатую историю этого великого города.

27. В следующем посте я продолжу осмотр города с высоты и покажу высотный Дрезден более разносторонне.

Дрезден (город в ГДР) - Дрезден (Dresden), город в ГДР, административный центр округа Дрезден. 585,8 тыс. жителей (1970). Крупный экономический и культурный центр страны. Раннему экономическому росту Д. способствовало его выгодное транспортное положение на водном Эльбинском пути из Центральной Европы к Северному морю и у торговой дороги, проходившей у подножия Рудных гор. Д. ? речной порт, узел ж.-д. линий и автодорог, аэропорт. В городе развиты высококвалифицированные, преимущественно неметаллоёмкие отрасли машиностроения, особенно электротехническая и электронная промышленность (трансформаторы, холодильники, теплотехническое, вакуумное оборудование, полупроводники), приборостроение, оптическое производство и точное машиностроение (рентгеновские аппараты, кинофотоаппаратура и др.). Представлены лёгкая промышленность, старинное производство фарфоровых и стекольных изделий, швейных изделий, мебели, пищевкусовая промышленность (особенно табачная и шоколадная).

Историческая справка. Д. ? первоначально рыбацкий посёлок сербо-лужицких славян. Как город впервые упоминается в 1216. Около 1345 и около 1368 в Д. происходили восстания ремесленников против патрициата. С 1485 Д. ? резиденция альбертинской линии саксонских герцогов Веттинов. С 1806 ? столица королевства Саксонии. В период наполеоновских войн около Д. было крупное сражение (26?27 августа 1813). В период Революции 1848?49 в Германии в Д. происходило восстание в защиту имперской конституции (см. Дрезденское восстание 1849). В 1871 Д., как и вся Саксония, вошёл в состав Германской империи. В 1917?18 в Д. получило значительное развитие движение против империалистической войны. В сентябре 1923 в Д. происходила манифестация «пролетарских сотен», положившая начало подъёму революционного движения в Саксонии. Огромные разрушения и гибель значительной части жителей Д. вызвала бомбардировка города английской и американской авиацией в конце 2-й мировой войны (февраль 1945). После освобождения Советской Армией (8 мая 1945) Д. вошёл в состав советской зоны оккупации Германии. С образованием ГДР (7 октября 1949) вошёл в её состав.

Планировка и архитектура. Д. ? один из красивейших немецких городов. Его облик во многом определяют парки и мосты через Эльбу, соединяющие левобережную часть Д. ? Альтштадт (Старый город? историческое ядро города) ?с Нёйштадтом (Новый город). Нёйштадт застроен главным образом в 19?20 вв., имеет в центральной части радиально-кольцевую планировку; центром его является площадь Айнхайт (Единства), к которой примыкают деловые кварталы. На правом берегу Эльбы? восстановленные архитектурные памятники: Японский дворец (1715?1741, архитекторы З. Лонглюн, Ж. де Бодт, М. Д. Пёппельман), а также дворцово-парковый комплекс Пильниц (1720?24, архитекторы М. Д. Пёппельман, З. Лонглюн). Альтштадт имел со средних веков сравнительно правильную сеть улиц; его центр? площадь Постплац, расположенная между новой застройкой (на месте разрушенных кварталов) и основными архитектурными памятниками, группирующимися вдоль Эльбы. Среди них: замок курфюрстов (позднее королей, основан около 1200, построен в 15?19 вв., восстанавливается); в стиле барокко? дворцовый ансамбль Цвингер (из объединённых галереями павильонов по 3 сторонам двора; 1711?1722, архитектор М. Д. Пёппельман; восстановлен в 1955?62, см. илл.) и церковь Хофкирхе (1738?56, архитектор Г. Кьявери; восстановлена, см. илл.). Цвингер замыкается зданием Картинной галереи (1847?49, архитектор Г. Земпер; завершено в 1856, архитектор М. Хенель; восстановлено). Социалистическая реконструкция Д. начата застройкой площади Альтмаркт (1953?56, архитекторы Й. Рашер, Г. Мюллер, Г. Гудер) и ряда улиц (Эрнст-Тельман-штрасе и др.). Ансамбль многоэтажных зданий воздвигнут в районе улицы Прагер-штрасе (архитектор П. Снигон и др.). Построены: Дом печати (1960?68), Дворец культуры (1970) ? архитекторы В. Хенш, Х. Лёшау и др. Государственные художественные собрания Д. включают Дрезденскую картинную галерею, Исторический музей, Собрание фарфора, «Зелёный свод» (коллекция саксонских ювелирных изделий), Музей народного искусства и др.

Учебные заведения и научные учреждения. Технический университет, Высшая транспортная школа, Медицинская академия, Высшая школа музыки, Высшая школа изобразительных искусств, педагогический институт. Крупные библиотеки. Д. ? центр ядерных исследований (атомный реактор в Россендорфе под Д.).

Лит.: Unter der Fahne der Revolution. Die Dresdner Arbeiter im Kampf gegen den 1. Weltkrieg, Dresden, 1959; L?ffler F., Das alte Dresden, 4. Aufl., Dresden, 1962.Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия 1969-1978

Сегодня продолжим виртуальную экскурсию по Дрездену и увидим город с высоты колокольни Фрауэнкирхе, погуляем по историческому пригороду, более-менее уцелевшему во время войны,заглянем на завод "Фольксваген", где производят люксовую модель "Фаэтон".

Внутреннее убранство Фрауэнкирхе, конечно, впечатляет. Для подъема на колокольню сделан специальный вход, и если приходить к самому открытию (по-моему, в 10 утра), то можно какое-то время побыть там практически одному.

А вот и виды с колокольни.

Хорошо видны масштабы продолжающейся реконструкции. Конечно, поражает, с какой щепетильностью немцы подходят к восстановлению разрушенного города. Многое безвозвратно утрачено как из-за масштаба потерь, так и из-за послевоенного порядка приоритетов: было не до красоты, особенно если учесть, что Дрезден являлся частью ГДР, со всеми вытекающими архитектурными последствиями.

А вот так Дрезден выглядел 70 лет назад, после англо-американских бомбардировок.

Чья-то уютная терраса.

Какая-то инсталляция, я так и не понял.

Погуляем еще немного по городу. "Улица Санкт-Петербургская" в Дрездене (как и ул. Дрезденская в Санкт-Петербурге) появилась после того, как эти два города стали побратимами.

Идеальная дорога: у автомобилей всего одна полоса, между велодорожкой и трамвайной линией.

Музей "Зелёные своды" — знаменитая коллекция драгоценностей в Дрездене, бывшая княжеская сокровищница Веттинов, охватывающая период от Ренессанса до классицизма.

По поводу этой скульптуры шли нешуточные дебаты, и рассматривалось решение ее демонтажа: кому-то казалось, что ее рука символизирует нацистский жест. К счастью, здравый смысл возобладал и скульптура осталось на своем месте.

Немецкий музей гигиены - был основан как народный учебный центр гигиены в 1912 году немецким предпринимателем и фабрикантом Карлом Августом Лингнером. В музее можно было получить знания об анатомии человека, о здоровом питании, личной гигиене и сохранении здоровья. Начиная с 1933 года в музее создаётся экспозиция, посвящённая сохранению чистоты арийской расы и расовой гигиены в духе господствовавшей в стране национал-социалистской идеологии.

Дрезден достаточно зеленый город, но, как и в Берлине, в парках и скверах очень мало людей. Возможно, это связанно с особенностью менталитета - в рабочие часы работать, а не гулять по паркам:-) Может быть эта особенность и делает Германию экономикой номер 1 в Европе.

В Дрездене расположен один из заводов концерна "Фольксваген", где производят только одну модель - люксовые "Фаэтоны". Само здание называется "Стеклянная мануфактура" и имеет совершенно космическую архитектуру, его постройка обошлась предприятию в 180 млн. евро.

Велопарковка перед зданием.

Прототип, чем-то напоминающий VW Scirocco.

Красавец-"Фаэтон". Хотя в России продажи этой модели как-то не пошли, что и не удивительно, ведь мало кто готов выложить от 4,5 млн. руб. за "Фольксваген", пусть и премиального уровня.

Фойе завода. Каждый час начинаются экскурсии по предприятию, включая сборочные линии.

Макет и интерактивная карта. Прямо не завод, а настоящий музей.

Главная фишка - прозрачность. По задумке архитекторов, в здании прозрачные стены. Вот, например, склад готовой продукции.

Сборочная линия.

Кузовной цех.

Общий план с обратной стороны.

На дорогах в Дрездене "Фаэтон" не встретился ни разу, да и вообще дорогие машины там редкость. А вот велосипедов - сколько угодно. На этом фото их, наверное, больше, чем пешеходов.

Понедельник, рабочий день, полупустые дороги.

Посмотрим на один из малоэтажных районов города, уцелевший во время войны.

Замок Альбрехтсберг — один из трёх эльбских замков на правом берегу Эльбы. Построен в стиле прусского классицизма в 1850—1854 годах учеником Шинкеля архитектором Адольфом Лозе для прусского принца Альбрехта, младшего брата королей Пруссии Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I. С 1937 года постройки замка использовались под казармы и конюшни кавалерийской роты СА. С 1943 года подвалы замка служили убежищем во время бомбардировок для воспитанников детских домов Дрездена. После войны в Альбрехтсберге как и в других эльбских замках были расквартированы подразделения Красной армии. В 1948 году в замке, выкупленном у города министерством иностранных дел ГДР, открылся отель "Интурист". В 1951 году во дворце открылся первый в ГДР дворец пионеров по советскому образцу. Сейчас же здание замка используется для проведения различных культурных мероприятий и арендуется для проведения свадебных церемоний.

Слева замок Лингнера — средний из трёх эльбских замков. Вилла, построенная в 1850—1853 годах по заказу принца Альбрехта Прусского и по проекту архитектора Адольфа Лозе, более известна благодаря самому знаменитому из её владельцев, предпринимателю Карлу Августу Лингнеру (тому самому, что открыл народный учебный центр гигиены).

А справа замок Экберг. Это могущественное и таинственное сооружение возводили на протяжении почти трех лет, с 1859 по 1861 годы. Заказчиком был торговец Иоганн Даниэль Суше из Франкфурта-на-Майне, архитектором - дрезденский мастер Кристиан Фридрих Арнольд. Большую роль в создании стиля замка сыграла любовь Суше к Англии, поэтому при возведении использовали все элементы тюдорской неоготики. Таким образом, во второй половине XIX века на берегу Эльбы возник волшебный мир Британии.

Хотя центральная часть Дрездена и была почти полностью разрушена, окраины города этой участи избежали, поэтому до сих пор мы можем встретить оригинальные исторические здания.

Ну и еще несколько кадров из центральной части города.

Дрезденский вокзал - красивое, монументальное здание. Город является крупным железнодорожным узлом. Здесь сходятся железнодорожные линии пяти направлений. На скоростном поезде можно добраться до Берлина за 2 часа 10 минут.

На этом поезде я вернулся обратно в Прагу, о которой рассказывал в предыдущих постах.

Курт Воннегут "Бойня номер пять, или крестовый поход детей"

Дэвид Ирвинг "Разрушение Дрездена. Самая крупномасштабная бомбардировка Второй мировой войны. 1944-1945"

Контора Штази в Дрездене располагалась ранее по адресу: Баутцнерштрассе 112-a. В этом же районе находились квартиры советских и немецких офицеров, ведомственные стадионы, садики... Хорошее место, Эльба рядом.

Чтобы зайти в музей, нужно пройти мимо этого здания. Ранее тут тоже конторы Штази были, а сейчас это жилой дом с очень недешевыми и приличными квартирами.

2

Вот тут во внутреннем дворе - вход в музей. Фасад музея ремонтируют уже давно. Еще в 2006-м году часть здания музея пострадала при строительстве нового моста через Ельбу. То ли фундамент размок, то ли еще что-то случилось...

3

Вот этот мост. Он здорово разгрузил город по части пробок, но именно из-за него Дрезден исключили из списка сокровищ Юнеско. Мол, из-за этого моста изменился исторический вид на центр города. Ничего он не изменился, центр далеко отсюда, а мост и не виден почти из центра, река в этом месте излучину делает.

4

Возвращаюсь в музей. Входной билет стоит 4 евро, вся информация только на немецком языке, несколько раз в месяц добровольцы проводят экскурсии, опять же, на немецком. Одного из этих добровольцев вы видите на фотографии. Это Михаель Шлоссер, бывший заключенный этой тюрьмы. По профессии - слесарь и водитель грузовика. Он построил в заброшенном курятнике маленький самолет и собирался полететь на нем через границу в Западную Германию. Строительство длилось два года, из всех подручных средств у Шлоссера были детали легковых и грузовых автомобилей, учебник по самолетостроению и фотография самолета Cessna. Побег планировался на вечер 11-го ноября 1983-го года, но за две недели до этого кто-то из товарищей сдал Шлоссера властям. Пять месяцев длились допросы в тюрьме Штази на Баутцнерштрассе 112-а, потом Михаеля Шлоссера приговорили к четырем с половиной годам лишения свободы по статье с формулировкой: "Подготовка к незаконному переходу границы в особо тяжелом случае". Перевод - прямой, дурацкий, не знаю, право, как это литературно перевести.

5

Наказание Михаель Шлоссер отбывал в тюрьме "Gelbe Elend" - "Желтое Несчастье", в Баутцене. К счастью, буквально через полгода Западная Германия выкупила его у ГДР за 96 тысяч немецких марок.


Вот технические данные построенного самолетика, он сейчас на первом этаже музея выставлен. Все переводить не буду, напишу основное (для меня).

Длина: 5,25 м
Вес: 155 кг
Мощность: 36-48 лошадиных сил
Может перевозить груз весом 115 кг.

7

Пропеллер сделан из дерева, корпус - из чего пришлось.

8

9

Так самолет изнутри выглядит.

10


Еще немного общей информации. С 1945-го по 1950-й годы в ГДР существовало 10 "перевоспитательных" лагерей. Туда попадали недовольные новым режимом, молодежь из Вервольфа и прочие, вины которых было недостаточно, чтобы засадить в обычную тюрьму, но и на свободе оставлять без присмотра их тоже не стоило. В одном из этих лагерей сидела мама моей уже очень пожилой знакомой, Эльке. Мама сочувствовала нацистам, захотела после войны "перевоспитаться", сдала двоих детей в детский дом и пять лет провела в заключении. Эльке и брата распределили в разные заведения, искать друг друга им было запрещено всю жизнь. Мать - тоже, да Эльке и не хотела.

11

Звучит страшно, но один из исправительных лагерей находился в бывшем концентрационном лагере в Бухенвальде, там даже ничего перестраивать не стали.

12


14

Камера смертников.

15


16) С 1945-го по 1955-й год советский военный трибунал вынес 2000 смертных приговоров, из них 1200 приведены в исполнение. До 1953-го года к смертной казни приговорили еще 1000 мужчин и женщин, в основном, выходцев из ГДР. Все эти люди были перевезены в московскую Бутырку, там расстреляны и сожжены и похоронены на Донском кладбище. На стенах висят списки приговоренных, наверняка, не всех, фамилий должно быть гораздо больше.

16

Душевая и туалет.

17

18

19


Всего со дня основания тюрьмы Штази и до 1989-го года в этом здании сидело от 12 до 15 тысяч граждан ГДР, точное число неизвестно, поскольку многие документы уничтожены после падения Берлинской Стены. На фотографии ниже вы видите схему тюрьмы.

20


Это - план помещений, принадлежащих НКВД. Видите коридор под номером 1? Этот проход построили между 1952-м и 1954-м годом, он соединяет часть дома, принадлежащую Штази, с советской комендатурой, которая существовала до начала 50-х годов, и советской тюрьмой. На верхних этажах того же здания находился трибунал. Осужденных на длительные сроки отправляли в местные тюрьмы и в ГУЛАГ.

21


Пойдем в камеры.

С середины 70-х годов большинство заключенных жило в таких камерах на два человека. Обстановка была идентичная и с тех пор практически не менялась. Две деревянные кровати, матрасы, подушка и одеяло, постельное белье, маленький подвесной шкафчик для пластиковой посуды и принадлежностей для чистки зубов, раковина с краном с водопроводной водой, откидной столик. Большим плюсом было то, что в камерах появились батареи и туалеты со сливным бачком. В те годы в ГДР такая комплектация не была типична для всех тюрем.

23

24

Помещение для прогулки заключенных.

25

Наверху - тоже.

26

Так выглядят все три этажа тюрьмы.

27

Так называемая Schreibzelle - комната для написания писем. В камерах, где жили заключенные, писать было нельзя. Писали в специальной комнате по одиночке и под присмотром надзирателей.

28

Прямо в здание тюрьмы через те деревянные ворота въезжала машина для перевозки заключенных или подозреваемых.

29

Номера на машине - оригинальные.

Заглядываю в машину.

31

Внутри - шесть узких отсеков.

32

В каждом - места только на табуретке приткнуться.

33

Привезенных людей принимали в этой комнате. Их переодевали в полосатое нижнее белье, темный тренировочный костюм и домашние тапки или спортивную обувь без шнурков. Процедура приема была обычная: имя-фамилия, особые наклонности, состояние здоровья, как физического, так и психического... Ну, и так далее.

34

35

Так называемая арестантская.

36

После осмотра арестованного отводили в душ.

37

И в камеру. Эта - одиночная.

38


А эта - обычная. Наблюдение за заключенными проводилосьднем, и ночью. Заключенные должны были спать с непокрытым лицом, руки - лежать поверх одеяла. Каждые 15 минут в камеру входили проверяющие, зажигали на короткое время свет, чтобы посмотреть, все ли в порядке, если нет, громким голосом будили спящего.

39


40

41

А это - копии смертных листов с именами детей, умерших при родах или вскоре после них.

42

Решетками забраны все окна в здании, даже в тех помещениях, где расположены кабинеты военных и служащих.

43


44

45

46