Туристический сайт

Сейдозеро где находится. Озеро Сейдозеро «Жемчужина земли Кольской. Гиперборея – северная страна с древнегреческой мифологии

В самом центре Ловозерского горного массива Кольского полуострова среди горных вершин раскинулось Сейдозеро , что в переводе с саамского означает «священный».

Легенда о происхождении названия Сейдозеро – загадочного озера, несколько пугающая и завораживающая. Сейды – это, по старинным саамским поверьям, священные камни, в которые превращались умершие, а камень хранил их дух. Неудивительно, что Сейдозеро у саамов ассоциируется с загробным раем и вызывает благоговейный страх.

Сейдозеро располагается в самом центре Кольского полуострова, в районе, традиционно именуемом Русской Лапландией. В самом конце ХХ века Сейдозеро оказалось в центре внимания многих исследователей древнейшей истории нашего Отечества. Именно здесь были обнаружены остатки древнейшей в истории человечества цивилизации, которую античные авторы именовали Гиперборей (в древнегреческой мифологии легендарная северная страна, местообитание блаженного народа гипербореев).

Сейдозеро имеет абсолютную отметку – 189 метров над уровнем моря. Длина Сейдозера – 8 километров, в узкой части его ширина составляет от 1,5 а в широкой – 2,5 километра.С запада в озеро впадает горная река Эльморайок, на востоке вытекает Сейдъяврйок (Мотка) и впадает с озеро Ловозеро. Горы, закрывающие озёрную долину от северных ветров, создали на Сейдозере свой неповторимый микроклимат, поэтому здесь природа несколько отличается от типичной приполярной. В этом районе встречаются крайне редкие растения.

Сейдозеро необыкновенно красиво, словно в чашу налита кристально чистая вода, а мрачные тёмно-серые и зелёные скалы только усиливают удивительный контраст. Недаром академик А.Е.Ферсман в своё время назвал это озеро жемчужиной Кольского Севера.

Сейд интересен не только своей архаичностью, но и загадочностью, таинственностью. С этим озером связано множество сказаний, мифов, а также аномальных явлений. Сейдозеро как магнит притягивает к себе различных искателей приключений: уфологии, криптозоологи, экстрасенсы, исследователи мифической Гипербореи – частые гости озера. На северо-западном отвесном склоне «замковой» скалы исследователи обнаружили целую группу нарисованных и выбитых в камне божеств. Наиболее известен «старик».Поверхность камня разбита трещинами, образующими подобие человеческой фигуры.

Даже в современное время Сейдозеро продолжает преподносить сюрпризы. Так в 1998 году участники научной экспедиции, находясь на вершине противопожарной горы, увидели на дне Сейдозера (к западу от острова Могильный) огромный (до 100 метров) знак, состоящий из трёх крестообразно соединенных треугольников…Существует популярная легенда про злодея Куйву, изображение которого можно увидеть на скале около Сейдозера. Оно невероятных размеров, около 70 метров в высоту и 30 – в ширину.

На Сейдозере была обнаружена древняя обсерватория, похожая на Стоунхендж, сориентированная по звездам. А еще на скалах были найдены метровые иероглифы, которые частично удалось перевести, используя древнеиндийский язык. От таких видов спирает дыхание, а впечатления становятся настолько яркими и насыщенными, что запомнятся на всю жизнь. Суровая северная красота, величественное безмолвие гор и удивительное спокойствие от вида священного озера – это и есть жемчужина Кольского Севера!

К настоящему времени, по его мнению, размеры основания Луяврурта остались прежними, но высота уменьшилась до 1000 м, образовав в центре массива котловину площадью 40 км 2 и глубиной 800 м. Вот дно этой котловины и за­полнилось водами озера Сейтяввьр, или Сейдозера, куда с гор впадают многочисленные речушки, бегущие из глубо­ких ущелий. «Снаружи со всех сторон света массив букваль­но изъеден горными цирками, размерами от одного до двух с половиной километров. В центральной котловине цирки отсутствуют». О них речь пойдет дальше отдельно.

Лежит Сейдозеро в глубокой горной котловине, где сложился совершенно уникальный микроклимат. И если говорить о фауне и флоре этого удивительного озера, то надо начать с того, что окаймляют его вечнозеленые ельники-зеленомошники 200-300-летнего возраста, реже в этих мес­тах встречается сосна.

Произрастают здесь виды деревьев, которые довольно редко встреча­ются на территории Ловозерского района, такие, как осина и ольха.

Растения, растущие на склонах и вершинах гор, вынуждены приспосаб­ливаться к этим суровым условиям. Постоянное воздействие ветра и снега не дает им вырастать высокими, поэтому ельники лишайниковые очень низкорослые, стелющиеся по земле.

Выше ельника по склонам - березовое криволесье, еще выше - горная тундра и, наконец, - каменная пустыня.

Множество ручейков, берущих начало в горах, собираются в неболь­шие речки и впадают в озеро.

Сейдозеру нет равных водоемов на громадных просторах Крайнего Се­вера России в 11 миллионах квадратных километров. Государственный инспектор Мурманского областного комитета экологии И. Кондратович в статье «Спасем ли заполярную жемчужину?» в газете «Мурманский вест­ник» писал, что интенсивно облавливаемые водоемы области составляют 2-3 килограмма средней рыбопродукции на гектар акватории. Сейдозеро же по данным хоть и двадцатилетней давности в среднем за 15 лет давало 17 килограммов сигов с гектара, а наибольший вылов достигал 35 кило­граммов с гектара в год! Воды озера низкоминерализованы. Одна из осо­бенностей озера - его высокая рыбопродуктивность. Здесь обитает три вида сигов, которые различаются по срокам и местам нереста, строению жаберного аппарата. И ни с каким другим сигом не спутаешь сейдозерский сиг. Его продолжительность жизни может достигать 15 лет, вес - двух- трех килограммов.

Богата флора этого района. Только редких и исчезающих видов расте­ний, занесенных в Красную книгу, более 50-ти.

В котловине озера обитает много видов животных: медведь, лось, олень, лисица, куница, норка, другие. Разнообразен и мир пернатых. Встречаются крохоли, гагары, гуси, кулики, оляпки, лебеди; из куриных - глухарь, те­терев, куропатки.

Ущелье ручья Эльморайок

Загадки озера Духов

Богата древняя земля саамов на места дикие, сказочные, овеянные раз­личными легендами. Имеет она и свою жемчужину - уникальное, непов­торимое в своей красоте, спрятанное в горах озеро Сейдозеро. Если день солнечный, то серебряная гладь озера, укрытая отвесными скалами, спо­койна, приветлива; если через ущелье ворвется ветер - ревет, пенится, гу­дит. И не дай бог оказаться в такое время на озере, лодку в щепки разобьет. И ни про одно из озер не слышала я столько былей-небылей, сколько про Сейдозеро.

Возникает вопрос, почему саамы столько озер называли одним и тем же именем - Сейтяввьр, или Сейдозеро? Многие скажут: так ведь они покло­нялись камням - сейдам. Но старики говорили, что нуэйты, колдуны лап­ландские, запутывали тем самым любопытных, уводя от священных мест. А уж Свято-озеро охранялось особенно. Все знали: есть у саамов чудо-озе­ро - рыбы полное, а как проехать, дойти до него - не ведали.

В конце 20-х годов, как описывает эти события известный этнограф В. В. Чарнолуский, из бедняков саамов была организована промысловая артель.

Варвару Койбину назначили бригадиром рыболовов. Эта саамская жен­щина очень хорошо знала озерное рыболовство, строго соблюдала обычаи дедов и на чужие тони, закрепленные за той или другой семьей, не посяга­ла. Но пришедшие на земли саамов коми-ижемцы узнали, где находятся рыбные тони. Подослали в бригаду Варвары Ваньку Кокулева, а он и выве­дал, где рыбу ловить, открыл и тайный подход к Сейдозеру, а затем из бри­гады ушел. Осенью 1929 года на все саамские озера пришли ижемцы. Упус­тили свое озеро саамы.

В годы войны, когда все мужчины ушли на фронт, остались на Сейдозере два старика и женщины. Руководила ими Агафья Ефимовна Галкина. Вспоминала она, что в военные годы давало озеро столько рыбы, сколько за всю свою долгую жизнь уж больше она не видела. Как будто Сейдушка делился с людьми своим добром.

Долгие годы на Сейдозере жила бригада рыбаков. И были в той брига­де и саамы, и коми, и русские. С 50-х годов бригадирствовал на Свято-озере Иван Григорьевич Терентьев - ветеран совхоза «Тундра», участник Великой Отечественной войны, старейший рыбак не только хозяйства, но, пожалуй, и Ловозера. В его бригаде рыбачил и Иван Иванович Юрьев, ко­торый хорошо знал повадки рыбы, места скопления сига. Мудрый рыбак частенько советами помогал бригадиру. Как когда-то предки саамов лови­ли рыбаки неводами серебристого сига, с синим отливом хариуса, золотис­то-пятнистую кумжу.

Говорят, зимой в нем среди льда кипят ключи косматые, и птицы, что зимуют на озере, прилетают сюда воды испить, звери разные к тем местам тропы прокладывают. Говорят, озеро двойное дно имеет или бездонную дыру, которую старинная молва измерять не велит.

Бригадир Иван Григорьевич Терентьев сетовал: загадки Сейдозера не раз перечеркивали все замыслы рыбаков, построенные на многочисленном опыте: то выдаст рыбу там, где ее до этого никогда не было, то вдруг вооб­ще закрывает все свои кладовые. Тогда даже традиционно рыбные места возвращают рыбакам пустой невод. «По-моему правильно старики гова­ривали, будто под Сейдозером есть другое озеро, сообщающееся с верх­ним. Я сам стоял около той дыры на дне, но так и не решился измерить ее глубину», - делился своими мыслями И. Г. Терентьев.

Существует легенда, что есть место, где Сейдозеро можно вброд перей­ти. Но не нашлось еще смельчака, кто бы проверил это.

А еще есть предание, что у Сейдушки, хозяина озера, есть три дочери, и одаривает хозяин тех рыбаков богатым уловом, которые его дочерям сде­лают равноценные подарки (ими служили нити бисера, монеты). Бесшумно лодки двигались, сети не забрасывались - медленно в воду спускались, и при этом не произносилось ни единого слова. И тогда обещал улов быть сказочно богатым.

Ученый В. Ю. Визе, побывавший в 1910 году в этих местах, написал: «Живут тут только в летнее время так называемые сейдозерские лопари: Кузьма Данилов, Гаврило Захаров, Максим и Федот Галкины с их женка­ми». Максим и Федот - моей родной бабушке Наташе дед и отец будут. Агафье Ефимовне, что в войну на Сейдозере рыбачила, Федот - дядька родной. Из этого воспоминания Визе мы видим, что все лето на Сейдозере жили и рыбачили саамы.

Был там даже своеобразный центр: в праздники съезжались соседи.

Зимой спит Сейдозеро. В древние времена саамы не смели ледяное тело озер протыкать, боясь накликать на себя беду. Об этом говорится в легенде о старом Няле и его сыновьях: «Вынул Нял свой боевой нож и, недолго думая, начал пробивать лед. Ударил ножом в замерзшее тело реки. Нема­лую сделал нарубку, когда подумал: "Смерть мне придет за это: мать-воду поколол ножом"».

Какой интерес все же вызывает у людей наше Сейдозеро! Для саамов - это религиозно-культовое место. Геологов оно привлекает уникальными минералами. Это прекрасное место для туристических походов, рыбалки. Многих манит необыкновенное явление - «меряченье». Питерец Михаил Жавнерко наблюдал его в 1999 году. Находясь на Сейдозере, он будто бы встретил двойников из жизни. В домик рыбаков, где находился Михаил, приходили люди - точная копия его родственников. Энтузиасты уфологи считают район Сейдозера уникальной биогенной зоной и ищут в его окре­стностях снежного человека...

Загадок у озера Сейдозера и окружающих его Ловозерских гор предос­таточно.

Многие тайны происхождения этих магических мест отражены в саам­ских легендах. Одна из них, почти забытая, об олене Мяннташше, за кото­рым гонится Бог Грома - Аййкь. Далее в легенде говорится, что если пер­вая стрела, попадет в оленя, то это вызовет землетрясение и распадутся мас­сивы горы Саамиедны, а из жерл древнейших подземных вулканов Сейдозера в Ловозерах и долины рек Можжевельниковой и Тульока в Хи­бинах вырвется огонь, высохнут озера и реки. Если вторая стрела попадет в лоб оленя, разольется огонь по всей земле. А когда же собаки охотника Грома - Аййкь набросятся на оленя, и он вонзит ему нож в самое сердце, тогда упадут с неба звезды, погибнет Солнце и наступит конец мира.

А может не все в этих легендах вымысел? Может, первая стрела Аййке уже достигла золоторогова оленя Мяннташша? И всего лишь на время зас­нул древний вулкан?

Говаривали саамские рыбаки, что вьют на Сейдозере гнезда белые ле­беди, и словно не лебеди они вовсе, а души лопских предков, с ранней вес­ны до поздней осени охраняющие озеро от недобрых глаз. Вода в озере такая, какой, пожалуй, не сыскать нигде. Особенная, уникальная, с низким содержанием солей. Экологи, взяв пробы из Сейдозера и сделав анализ воды, выяснили: здесь она не условно, а безусловно, чистая. Пей - не напьешься!

Тесно соседствуя с поморами, саамы переняли от них и русские языче­ские праздники. Например, день Ивана Купалы. И саамская молодежь, как бывало на Руси, на Свято-озере цветущий папоротник искала. И горели в эту ночь костры купальские, очищая от болезней прыгающих через них са­амов. Зачатый на озере Духов в Иванову ночь ребенок считался священ­ным дитем. И с трепетом люди обливались водой священного озера. А са­амская молодежь в старину искала травы особые, заговорные, которые по зиме заваривала и втайне от взрослых пила.

Поразительна осень сейдозерская. Такое разнообразие красок, что воз­никает состояние опьяняющей радости от сочетания звенящей яркости ли­ствы и голубизны озера. Вода Свято-озера силой наполняет.

В первом своем интервью о Сейдозере с Александром Борисовичем Гурвицем, который с 60-х годов совершает постоянные путешествия в Ловозерские Тундры, а именно в район Сейдозера, спросила:

Как вы считаете, это место - чаша вулкана?

Разумеется. Об этом говорится и в Атласе Мурманской области...Гурвиц, приходя на Сейдозеро каждый год, изучает биоэнергетику этих мест. По его словам, вся земля схематично поделена на белые и черные поля. Черные представляют собой геопатогенные зоны, то есть зоны, где человек испытывает постоянные стрессы, часто и серьезно болеет и, наоборот, бе­лые - являющиеся биогенными стимуляторами.

Геопатогенные зоны всегда назывались гиблыми местами или местами, проклятыми Богом, которые люди обходили стороной. А Сейдозеро, по его мнению, является уникальным для пополнения жизненной энергии человека.

Побывав на Свято-озере, вновь ощущаешь: живое оно! И вода, и горы, и растительность. Все как будто смотрит настороженно: не причинишь ли вреда? И наступая на березки карликовые, что под ногами к земле пригиба­ются, просишь прощения, потому как опираешься на них всей своей тяжес­тью. По склону на гору карабкаешься, просишь ветви деревьев держать крепко-накрепко, не дать сорваться вниз. Ступаешь на камни влажные да мшистые - просишь их прочно лежать, не дать поскользнуться. В моей же памяти Свято-озеро сохранилось крошечным - разместить на ладони мож­но. Было оно для меня словно родовая вотчина, моя собственность. С та­ким сознанием все годы и жила. Вот ведь странно: в детстве все кажется большим и значимым.

И небывалое удивление пришлось испытать, когда увидела с вершины горы все величие сейдозерское. И уж не ты большая, а озеро! Это оно на­полняет тебя своей непостижимостью. И нет страха перед этим величием, только огромное чувство благодарности Господу, создавшему такую кра­соту, перед которой дух захватывает!

Прекрасно, когда человек во что-то верит. В моем ощущении Сейдозе­ро, как пространство любви, созданное в детстве для меня бабушкой. Там всегда чувствую себя совершенно счастливым человеком. И даже, если не бываю на Сейдозере, оно живет в моем сердце, в моей душе. Иду туда на его зов. Знаю, все дороги, все пути откроет Сейд, если захочет увидеть меня. Без этого зова на Свято-озеро не хожу.

Куйва

Каких только легенд не связано с Сейдозером, но самая известная о Куйве! И по всей вероятности ей не менее тысячи лет. Куйва - это на­скальное изображение распятого саамского бога - гигантский «петрог­лиф» высотой в 72 метра. Много легенд о нем сложено народом. Например:

Куйва - это вполне реальный образ, который живет в параллель­ном астральном мире. У Куйвы, как у человека, настроение меняется в за­висимости от обстоятельств. Сегодня он рад поведению своих дочерей, зав­тра недоволен проказами какой-то из них и может сорвать свой гнев на любом, как принято у нас говорить, попавшем под горячую руку.

С Куйвой мы разобрались. А что же такое Сейд?

Сеййт или Сейды - это духи, представленные астральным миром, и их на Сейдозере множество. Духи озера, гор. Каждый участок горы, каж­дый каньон, ущелье имеют своего хозяина. В определенное время они даже собираются вместе на свои совещания.

А может ли Куйва, по вашему мнению, наказывать туристов и путе­шественников за что-то?

Вполне возможно. Отношение хозяина места к путешественникам и туристам здесь самое различное. Все зависит оттого, как они себя ведут. Если не ругаются, хорошо и внимательно относятся друг к другу в группе, честны и искренни, значит, могут ничего не бояться - все будет хорошо .

Когда Александр Борисович делал снимки Куйвы, его напарник альпи­нист Михаил Хоминок подошел к Куйве и прикоснулся ладонью к старой породе, которая выступала из стены почти на полтора метра. Он так и не понял, что это, то ли лишайник, то ли нагар. И тут странное тревожное чувство охватило альпиниста. Михаил, сняв с пальца перстень, положил его к подножию Куйвы и поскорей отошел от него прочь .

Исследователи Сейдозера дают различные объяснения черному барель­ефу, образовавшемуся на скале: гигантский петроглиф; старая порода, опа­ленная солнцем; тень человека на стене, оставшаяся после ядерного взры­ва; мифический титан, испепеленный молниями; и что уж совершенно неве­роятно - это отпечаток сбитого гиперборейского самолета, врезавшегося в скалу.

Непростое это место, одним словом, - Сейтушкино селение, как сказы­вала моя бабушка. Говорила она мне:

Примет Сейт - всю жизнь будешь под его защитою, не примет... Луч­ше бы принял.

В детстве утром, бывало, выйду из чума и слышу бабушкины наставления:

Умываться к озеру пойдешь - в воду не лезь. Тихонько с Сейтушкой поздоровайся.

И так вот стою я на камушке, а сердечко... Нет, не наклоняюсь, - на колени встаю. Господи! Господи! Кто ты есть, Господи? Может ты и есть Сейтушко? Хорошо-то как! Лучи солнечные из-за горы по воде поползли. Да тут не только говорить, тут дышать грех!

Свершилось! То ли мечта стала явью, то ли чудо какое, только вновь я к озеру подхожу, с Сейтушкой здороваюсь, одариваю его монеткой «сереб­ряной», ниткой бисера и сердцем слушаю - примет меня озеро или нет. Однако приняло! Ждал меня Сейтушко, рад был! Потому как, подойдя к озеру, зримо увидела: поднялся, встал передо мной Сейт прозрачно-молоч­ной тенью и поприветствовал свою уже взрослую дочь.

Помни, внученька, земля - мать родна. Землю пожалеешь, станешь мудрей. Воду чти, без воды человек, что пень сухой. Воду испьешь - моло­дость вернешь. Вода рыбку дает, рыбку съешь - умной станешь!

Ущелье ручья Чивруай

Снежный человек

Живет в саамских мифах лесной дух - Мёць-вуйнас (у Н. Н. Харузина - Мёц - хозяин). Темное существо, мохнатое. Людям зла не делает, если те не досаждают ему. Если же они в лесу песни поют, кричат, шум поднима­ют, то Мёць-вуйнас может рассердиться и дорогу назад не найдешь. Пото­му-то и говорят старики: лес любит тишину и спокойствие.

Про то, что на Сейдозере люди начинают плутать, рассказывал не один человек. Вот, например, история Мингалева Евгения Михайловича, рабо­тавшего долгое время начальником Ловозерского РОВД. Россказням про Сейта он не верил. А однажды с приятелем Александром Ливруком решил сходить через перевал на Сейдозеро (оба увлекались минералогией). Наки­дали в рюкзак камней и подумали: а почему бы им к Куйве не подойти, коль время есть?

Стоял легкий туман, но это их не испугало. Бодрые и веселые они на­правились к месту саамского божества. Напрямик километра два, не более. Идут минут двадцать, Куйвы нет, час - нет. Через два часа вновь на то же самое место пришли. Мингалев говорит: «Слушай, Саня, я не пойму, что такое?» «Понятия не имею», - отвечает ему товарищ. А Куйва опять на них через березки смотрит, как ни в чем не бывало. Мингалев предлагает товарищу: «Давай, Саня, еще раз попробуем к нему подойти, ведь рядом же». И вновь та же самая картина. Два часа проходили и каждый раз ока­зывались у знакомой березки. Уже и смеркаться стало. Не на шутку мужчи­ны перепугались. Уходили на один день, палатки нет, а им еще перевал про­ходить... Решили больше судьбы не испытывать. И пока не вышли на тро­пинку, страх их не покидал.

В 1997 году корреспондент журнала «Наука и религия» Евгений Лаза­рев пришел на гору Сэлсурт в районе Сейдозера. Картина представилась величественной, торжественной. С Сэлсурта Евгений пошел на гору Кемесь-паххчорр. Дошел туда за два часа, осмотрел ее и пошел назад, но тут нале­тел ветер, все заволокло туманом, а вскоре опустилась на горы и темнота. Евгений укрылся за каменной глыбой и лег в спальник. Когда стало светать, в 5 утра, начал спускаться с горы. Шел быстро, потому как за ночь сильно промок. И так шел до 12 дня. Он точно знал, что должен быть склон, но его не было, одно плоское место. Дул ветер со снежной крупой, и тот отрезок, который он проходил за час, теперь преодолевал за семь часов. Водил туман. Не зря же Сэлсурт переводится с саамского, как туманная гора.

Василий Алексеевич Галкин, многие годы проработавший бригадиром оленеводов совхоза «Тундра», вспоминал, что когда он там жил, то вече­ром «никому из детей не позволяли шуметь. Для нас это было страхом... После десяти все игры прекращались. Здесь и озеро и горы особые... В общем, боялись. Потом во сне приснится! Ночью озеро отдыхает, и все отдыхать должны. Какая-то вера такая была...». Далее о том же говорила Мария Гавриловна Медведева: «Женщинам строго-настрого запрещали к Куйве ходить, говорили, что внутри у них все окаменеет». Мария Иванов­на Захарова вспоминала, что в Сейдозере саамы даже посуду не мыли, только в ручьях. А воду для еды из озера брали не ведрами, а черпали ковшиками и не против, а по течению. Вода в Сейдозере не стоячая, из него вытекает бурная река Сейдяврьегк.

В. Н. Демин в журнале «Наука и религия» описал случай, произошедший с участниками экспедиции на острове Могильном, самом большом острове Сейдозера. Не успели они выгрузиться на запретный остров Могильный (где и по сей день встречаются следы жертвоприношений в виде оленьих черепов и рогов), положили на видном месте аппарат "Киев", а через минуту он ис­чез, точно испарился. Про остров Могильный у саамов есть легенда о том, что якобы он плавающий, и когда плывет вдоль берегов Сейдозера, на его остром мысу появляется прекрасная Богиня вод, облаченная в лучи света. Она высматривает мужчин, соблазняет их, а затем безжалостно топит в озере.

Автор статьи «Аномальная зона - рядом» Наталья Анисимова пишет о рассказе Олега Кадола, побывавшего с группой исследователей в 1999 году на Сейдозере. Тот рассказывал ей, что когда они разбили палаточный городок у самых «ног» божества, у них сразу все пошло наперекосяк. Все перессорились и, промаявшись с неделю, перенесли свои палатки подаль­ше от Куйвы.

Исследуя наскальное изображение Куйвы, молодые ученые обнаружи­ли, что изображение это вполне естественного происхождения. «Трещины, проточенные водой в податливой сланцевой поверхности скалы. Русла тре­щин покрыты черными окаменевшими остатками мхов и лишайников, ко­торые и образуют природный рисунок. Одно только непонятно, почему он сохраняется так долго, ведь на сланце постоянно образуются все новые и новые борозды, их сетка очень недолговечна. А Куйва не стареет».

И, наверное, оттого, что в последние годы все чаще стали нарушать покой тундры выстрелы, вой мотоциклов, крики подвыпивших рыбаков-любителей, стало людям казаться, будто бродит в районе Сейдозера снеж­ный человек, прозванный саамскими ребятишками Афоней.

После того, как мы в 1996 году отсняли Сейду, так в народе называют Сейдозеро, и к Мотке пришли, спросил нас Филиппов Максим, который все это время, ожидая, рыбачил на Ловозере:

Не потревожил ли ваш покой Афоня - снежный человек? Он тут вто­рого дня рыбаков ревдинских от берега прогнал. То свистел, то камнями в их избушку кидался, те еле свету дождались, съехали. Они, говорят, и тень его видели.

Честно говоря, мы были удивлены. Все четыре дня нашего пребывания на озере - ни пес Топик не залаял, ни страх нас не посетил.

Александр Даниленок, скептически относящийся к мистике, дал свое, не терпящее возражений, заключение:

Медведя увидели спьяну, а крику подняли...

Местные рыбаки и охотники говорят, что и четверо ревдинских ребят в начале 90-х годов погибли не просто так. Убил их якобы снежный человек, или хозяин леса! В те дни, как сообщают они, рыбаки в очередной раз виде­ли его следы, а накануне он выгнал из леса другую группу парней - види­мо, зашли не туда, вторглись в запретные места. Одну из версий, по какой причине произошло нападение «хозяина» на четверку ребят, мне подсказал охотник из Ревды, - пишет Вадим Чернобров. По его словам, накануне у знакомого в медвежий капкан попал кто-то посильнее медведя, сломал его и выбрался на свободу. Тут и попались ему ребята. Вероятно, совсем не случайно - один из парней был сыном охотника... Не могу сказать, что в этих рассказах правда, а что вымысел, но одно точно - на лицах всех четы­рех ребят в момент гибели застыли гримасы ужаса. Об этом мне говорил и Александр Даниленок, который со спасательной экспедицией мальчишек и нашел.

В 2000 году в экспедиции В. Н. Демина участники ее - Андрей Ширен-ков и Роман Сарапин - на горе Куйвчорр попали в туман и проплутали всю ночь в поисках безопасного спуска. Когда спустились к непроходимо­му болоту, отделявшему их от Сейдозера, вдруг увидели в сотни метрах от себя мужчину с длинной седой бородой и женщину с ребенком. Особенно им запомнилась женщина: кожа белая, волосы белые, одежда белая... Без слов эта троица пошла по самому труднопроходимому месту, свернула в сторону от мужчин и медленно удалилась.

О белой женщине мне довелось уже слышать и от Анны Ефимовны Навохатько, моей двоюродной бабушки, исполнительницы саамских песен, прекрасно знавшей жизнь своего народа, его обычаи и легенды, которая называла эту женщину хозяйкой гор. Кстати, показывалась белая женщи­на и одному из участников экспедиции Барченко, о чем писал в своем днев­нике Александр Кондиайн.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Большакова Н. П. Северная Шамбала // Мурманский вестник. - 1997. - 28 августа.
  2. Верховиков А. Странности озера Сейд // Горняк. - 1993. - 28 сентября.
  3. Гурвиц А. Б. Загадка озера Духов // Природа и человек. - № 11-12. - 1998.
  4. Кожевников А. Солнце ездит на оленях. - М. - 1972.

Короткая обувь из койб с загнутыми вверх узкими носками, по-саамски - коаммэ

Данные об источнике отсутствуют

Предположения учёных о том, что священный водоём саамов Сейдозеро на Кольском полуострове хранит тайну исчезновения гиперборейской цивилизации, до сих пор не подтвердились.

Экспедиции в Ловозерские тундры отправлялись в начале и прошлого века, и нынешнего, но объяснений загадочным артефактам и мистическим явлениям, происходящим в окрестностях Сейдозера, по-прежнему не найдено. Саамы надёжно хранят древние секреты своего народа, а их шаманы – нойды – так и не открыли технику мерячения, или массового зомбирования людей, ни российским спецслужбам, ни немецким.

Сейдозеро раскинулось в центре Ловозерской горной гряды на уровне 189 м над морем. С трёх сторон его окружают горные вершины, словно сжимая и вытягивая в длину почти на 8 км. Ширина водоёма в самом узком месте 1,5 км, максимальное удаление друг от друга противоположных берегов около 2,5 км. С западных скал стекает в озеро необузданная горная речушка Эльморайок, от противоположного берега ответвляется река Сейдъяврйок и несёт свои воды в Ловозеро.

Горы защищают побережья Сейдозера от ледяных северных ветров, поэтому климат тут мягче, и флора вокруг водоёма несколько отличается от обычных приполярных видов, многие представители растительного мира обитают лишь здесь.

Зимний период продолжается почти 8 месяцев, лето короткое, но с дневными температурами от 18 до 25 градусов выше нуля, правда, досаждают мошки и комары. Лишь к середине и концу августа их становится меньше. Вода в это время ещё тёплая и в ней с удовольствием купаются, особенно в неглубоких бухточках, где до дна – не больше метра. Сентябрь на Сейдозере – золотая осень, одевающая в багрянец прибрежные ивы и берёзы. Её нередко омрачает неделя, как минимум, проливных дождей.

В 1982 году территория вокруг водоёма объявлена заповедной, но в послеперестроечные времена природоохранная деятельность оказалась запущенной, процветало браконьерство. В 2003 году после реорганизации в природном заказнике «Сейдъявврь» набран штат егерей, которые строго следят за соблюдением охранных мероприятий. На берегах озера запрещена любая промышленная деятельность, выпас домашнего скота, вырубка деревьев, в то же время разрешается любительская рыбалка, отдых в палатках на специально отведённых стоянках, сбор грибов и ягод.

В поисках Гипербореи

К южным берегам вплотную подступает горный массив Нинчурт, который издавна считают легендарной Гипербореей. Одни учёные скептически относятся к этому утверждению, другие яростно доказывают свою «гиперборейскую» гипотезу, подкрепляя её обнаруженными на берегах ещё в начале прошлого века загадочными артефактами.

Интерес учёных к Сейдозеру впервые возник в конце XIX столетия во время Большой Кольской экспедиции. Активное изучение окрестностей водоёма началось в 20-х годах прошлого века экспедицией А. Барченко, человека неординарного, одержимого идеями древней працивилизации, врача-оккультиста и писателя-фантаста. Именно ему принадлежат уникальные находки вблизи озера, основываясь на которых он заявил об открытии места исчезновения гиперборейской цивилизации. Изначальная цель путешествия учёных - геологические изыскания, а также изучение мерячения, или арктического психоза, наблюдаемого у северных народов, состояния, когда большое количество людей оказывается в состоянии прострации и, словно зомби, подчиняется чужой воле. Однако исследовательская группа Барченко собрала ещё и богатый этнографический материал – мифы и легенды саамов, позволившие заявить о мировом открытии – древней працивилизации Гипербореи.

У версии Барченко сразу же появилось много противников и оппонентов, но она угасла вместе с гибелью её автора в сталинских застенках. Возникла снова спустя 75 лет уже в конце прошлого столетия. Экспедиции доктора философских наук В. Дёмина на Сейдозеро, в состав которых вошли уфологии, ведьмы, экстрасенсы, подняли много шума в учёных кругах. Тайн добавилось – на дне обнаружены неизвестные руины древних построек в виде колодцев, а геофизические приборы показали наличие подземных пустот, напоминающих тоннели в направлении горы Нинчурт. По результатам нескольких путешествий Дёминым написано около 20 книг, однако окончательно они так и не пролили свет на мистические загадки водоёма.

Достопримечательности Сейдозера и окрестностей

Реликтовая поляна на восточном берегу представляет собой площадку, засыпанную скальным грунтом. У входа на поляну – плита размерами 3 на 3 м, словно кто-то завалил каменной осыпью вход в подземелье. От поляны уходит вдоль берега мощёная дорога длиной 1,5 км, ведущая к скале Куйвы. Исследования дороги георадаром показали, что вглубь она уходит на полтора метра под прямым углом. Предположения о том, что это остатки какой-то каменной стены, возможно, оборонительной, появились после одной из экспедиций В. Дёмина.

Главная достопримечательность Сейдозера – скала с изображением силуэта человека и оленя . Древняя саамская легенда повествует, что враждебное шведское племя постоянно грабило и убивало их народ, пока саамы не разгромили вооружённый отряд, а его предводитель Куйва (Тёмный человек) навсегда впечатался в камень. Однако совсем недавно у загадочной наскальной картины появилось объяснение – студенческая экспедиция из Питера взяла пробы для микологического анализа изображения и выяснила, что мистический Куйва появился в результате распространения колонии одноклеточных водорослей и грибов, правда, способствовал этому и рельеф скалы.

Ступенчатые пирамиды в окрестностях использовались древними саамами как капища и вполне могли бы сойти за рукотворные. Но и тут учёные оборвали полёт фантазии, назвав мегалиты обыкновенными каменными вздутиями на макушках гор.

Пирамидальные сейды высотой почти 3 м встречаются в нескольких местах в ущельях, тянущихся в горы от озера. Говорят, они ранее нависали над самой водой, но, вероятно, были разобраны неизвестными.

На вершине горы Нинчурт одна из экспедиций В. Дёмина обнаружила странные руины , состоящие из правильно отёсанных каменных плит, колодца, ступенек и непонятного сооружения с 15-метровым желобом, направленным к небу, которое идентифицировалось учёными как древняя обсерватория.

Отдых и туристические маршруты

Артефакты пользуются чрезвычайной популярностью у туристов. Походы к берегам водоёма организовываются регулярно от ближайших ловозерских баз отдыха; одни целенаправленно предполагают посещение и отдых на Сейдозере, другие начинаются либо заканчиваются у его берегов после прогулок по Ловозерской тундре или Хибинам.

Наиболее короткий путь – через перевал Эльморайок, к которому поднимаются вверх вдоль ручья Ильмайок. Спуск по тропинке прямо на реликтовую поляну круче, чем подъём на перевал. Между рудником и поляной приблизительно 12 км пути. От поляны к водоёму ведёт лесная тропинка, которая заканчивается прямо у скалы Куйвы.

К водоёму с гор спускается немало красивых ущелий, например, Чинглусуай, по которому можно выйти и затем покорить самую высокую гору Ловозерских тундр - Ангвундасчорр высотой свыше 1100 м, или ущелья, ведущие к горам Куамдеспахк и Куйвчорр, не менее живописные и богатые невероятными природными образованиями.

Лучше всего отправляться в путешествие в конце или середине августа: ещё достаточно тепло, можно даже купаться, загорать и ловить рыбу. Комаров и мошек уже мало или нет совсем, туристов тоже меньше. Зато в прибрежных лесочках много грибов и ягод - шикши и голубики, появляется первая брусника, во влажных ложбинках возможно ещё собрать оставшиеся ягодки морошки.

Где остановиться

В случае возникновения необходимости остановиться на ночлег в Оленегорске можно воспользоваться услугами городских гостиниц Горняк и Олкон, стоимость размещения – от 900 рублей в сутки для одного человека.

В посёлке Ревда гостей встретят гостиницы Ревда и Sweet House, предлагается и жилье в частном секторе, например, апартаменты на Кузина с ценовым предложением от 1000 рублей в сутки.

Посёлок Ловозеро располагает более развитой туристической инфраструктурой. В самом населённом пункте и ближайших окрестностях располагаются гостиницы и базы отдыха Луявр, Надежда, Мишкин дом, У Сейдозера, коттедж Сияние Севера. Цены самые различные – от 1600 рублей в сутки для одного человека до 13200 за домик.

Во время пешего маршрута туристы останавливаются на ночлег в палатках.

Как добраться

Россия, Мурманская область, Ловозерский район, посёлок Ревда

Самый быстрый способ добраться до Сейдозера – лететь самолётом в Мурманск. Перелёт из Москвы обойдётся пассажиру в среднем 4300 рублей и займёт 2,5 часа времени. Из Мурманска в Ревду регулярно курсирует автобус 233, который в течение примерно 2 часов преодолевает расстояние в 145 км. Стоимость билета около 260 рублей.

Другой вариант – ехать мурманским поездом до Оленегорска, купив билет в плацкартный вагон за 3400 рублей и потратив на дорогу немного меньше полутора суток. От вокзала Оленегорска отправляется 231-й автобус, стоимость билетов до Ревды – чуть больше 100 рублей.

В самом посёлке путь держат в направлении рудника, пешком придётся пройти километров семь.

Часто свои услуги на железнодорожном вокзале Оленегорска предлагают таксисты. За проезд они берут не намного больше автобуса, зато подвозят до самой проходной рудника.

Собственным транспортом едут по Мурманской трассе М-18 до кольцевой развязки на Оленегорск, далее приблизительно 70 км по Ловозерской дороге до поворота на Ревду.

Вот об этом марш-броске я мечтал давно. Сейдозеро находится в самой серёдке горного комплекса Ловозёрские Тундры. На Кольском полуострове больших горных образований два - Хибины и Ловозёры, собственно. Ловозёры менее "раскрученные" и менее "затоптанные" туристами, хотя бы в силу того, что добраться и разместиться там не очень просто. В Хибинах есть города Апатиты и Кировск, а в Ловозёрах посёлки Ловозеро и Ревда и более ничего.
По карте можно составить себе представление:

Справа и слева Ловозёры "омываются" Ловозером и Умбозером. До Сейдозера можно добраться только двумя способами - пешком или на лодке через Ловозеро. Ну или малой авиацией:))

Самый распространённый и понятный маршрут к Сейду - от посёлка Ревда. Вернее, от рудника Карнасурта, который стоит на самом краешке горного комплекса и грызёт чудо-минерал Лопарит . На проходной рудника туристы записываются в журнале и свободно проходят через территорию. Запись в журнале нужна для того, чтобы в случае чего, спасателям знать кого и где искать.

На территории рудника пыльно и пахнет этим самым Лопаритом (который, кстати, радиоактивен). Но, по счастью, предприятие не очень большое и его проходишь насквозь за десять минут. За ним начинается территория природного заказника "Ловозёрские Тундры" и двенадцатикилометровая тропа на перевал Эльморайок. Именно через него дорога к Сейду. Вернее, дорога - это сильно сказано. Да, там есть неплохо битая туристическая тропа, которая, однако не облегчает ходьбу, а лишь показывает направление. Тропа эта то и дело теряется, ответвляется на тупички, на спуски к речкам и ручьям, так что без опыта можно и поплутать немножко. Надо сказать, что по пути к Сейду мы с дорогим товарищем tarakanov по собственно тропе шли лишь около 50% времени. В остальном мы ломились по своему маршруту и оттого шли довольно долго, около пяти с половиной часов. Поначалу тропа - именно тропа.

Через некоторое время, по мере приближения к перевалу, она превращается в курумник - нагромождение огромных камней, по которым нужно с великой осторожностью скакать, стараясь держать направление. Курумник перемежается небольшими полянками, заросшими черникой, брусникой и вороникой на мягкой подстилке из ягеля.

На тропе то и дело встречаются сейды - небольшие (а иногда и большие) пирамидки из камней. Они имеют двойное назначение - отмечать дорогу и радовать глаз (или что там у них) горных духов. Маленькие сейды это "реплики" больших мегалитических сейдов, которые созданы непонятно кем и как. Тут версий множество - от естественного выветривания, до шаманских проделок или даже деяний гиперборейской цивилизации. Впрочем, и правда непонятно как можно без тяжёлой строительной техники водрузить друг на друга каменюки весом не по одному десятку тонн...

(фото из http://asaphus.livejournal.com/55359.html)

Я тоже построил маленький сейдик, попросив хозяев местности быть к нам поснисходительней.
Подъём на перевал со стороны рудника вовсе нетрудный. На него взлетаешь быстро и легко. То ли дело - обратная дорога... но об этом позже. С перевала открываются вот такие виды:

Это вид вперёд по маршруту. Виднеется само Сейдозеро. Если взглянуть вправо, увидим ущелье по которому протекает речка Чинглусуай:

Наблюдательный Андрей заприметил на скале лицо горного тролля. Его портрет в верхнем правом углу снимка.

Ловозёрские Тундры горы невысокие. Перевал, который мы преодолели, находился на высоте около 600 м. над уровнем моря. Само Сейдозеро - около 300 м. над уровнем моря. С перевала - путь вниз. Здесь, в ущелье начинается очевидное изменение природы. Если у рудника и на перевале - настоящая тундра, то здесь, вокруг речки, чьё русло завалено огромными камнями, толпы кривеньких берёзок. Этакий прозрачный берёзовый лес сплошь состоящий из северных скрюченных деревьев. Ещё километра через три этот лес начал превращаться в "нормальный" - с высокими хвойными и лиственными.

Сама тропа ооочень каменистая. Она узкая - двоим не разойтись, петлявая, и на каждом метре с десяток булыжников и торчащих корней. Основная трудность в ходьбе по такой тропе состоит в том, что ты не можешь идти расслабленно, легко. Ты всё время вынужден высоко поднимать ноги, рассчитывать куда ступить, балансировать на кромках камней...

Усталые, мы дошли до Сейда, в той его части, где в него впадает речка Чинглусуай, и поставили лагерь. Стоит сказать, что мы расположились на первой попавшейся плоской полянке у берега. Дальше искать просто не было сил. Уже назавтра, гуляя налеке по окрестностям Сейда, мы нашли поляны посолиднее.

Вечером нашего первого дня, нам встретились туристы из Нижнего Новгорода, которые пёхом протопали по так называемой "Дороге 1000 ручьёв" - старой, уже исчезающей дороге, между Ловозёрскими Тундрами и Умбозером. Там тоже интересные места. Раньше там стоял ещё один рудник, добывавший лопарит, но теперь там совершеннейший развал и заброс. Нижегородцы бодро отрапортовали, что отмахали за день двадцать километров, одолели перевал Геологов, и намерены идти дальше, искать стоянку на берегу Сейда. Нам, вымотанным и с трудом ворочавшим языками, эти парни показались роботами...

А чего мы устали? А потому что у нас тяжеловатые рюкзаки оказались. Дело в том, что всё туристическое оборудование покупалось мной под автотуризм, то есть, я не особо парился о весе и компактности палатки, спальников, котелков-чайников и всего остального. А тут, когда возникла мысль идти на Сейд, пришлось использовать то что есть. Плюс, съёмочное оборудование.

Зато получились картинки и кино:)

Наутро мы отправились искать Куйву. Надо сказать, что ещё вечером, мы заприметили на скале изображение то ли птицы то ли человека... и назвали его Куйвёнышем. Вот он:

Так что, в Ловозёрах живёт не только сам Куйва. Их там как минимум трое - Тролль, Куйвёныш и Куйва.

А вот и сам танцующий великан:

Кто такой Куйва, как возник и почему он такой значимый, я писать не буду. Об этом много написано. Например, здесь:

Поснимав окрестности, мы самонадеянно двинули назад. Самонадеянно, потому что, конечно, после тяжёлого перехода, нам бы сделать днёвочку, отдохнуть, но мы отчего-то решили, что мы кабаны и не устали. Быстренько собрались и потопали восвояси.

Как. Это. Было. Тяжело.

Около восьми километров постоянного подъёма. По каменистой тропе. С болью в мышцах от вчерашнего перехода... мммм... ощущения для понимающих:)

На обратном пути, Куйва и боги местности сжалились над нами и мы ни разу не потеряли тропу. Хоть это немного облегчило нам переход. Но, теперь я понимаю тех, кто строит маршрут на Сейд так, чтобы возвращаться по воде, через Ловозеро. Хотя там есть участок, где нужно грести против течения...

В общем, поход на Сейдозеро - не прогулка в парке. Но оно того стоит.

Сейдозеро (саам. Сейдъявврь) — озеро в Ловозерских тундрах на Кольском полуострове. Озеро расположено на высоте 189 м над уровнем моря, его длина — 8 км, ширина — от 1,5 до 2,5 км.
Сейд в переводе с саамского означает «священный». В озеро впадает горная река Эльморайок, вытекает река Сейдъяврйок.

На берегу озера находится скала со знаменитым изображением Куйва.
С трех сторон Сейдозеро окружено горами. Они ограждают его от жестоких северных ветров, создавая скрытый от окружающего мира укромный уголок. Некоторые растения встречаются только здесь. На берегах озера растительность богаче и пышнее, чем в соседней тундре — вместо березового криволесья растут остроконечные вековые ели, встречаются заросли голубики и морошки.



С Сейдозером связанно множество легенд. Например про злодея Куйву изображение которого можно увидеть на скале Куйвчорр около Сейдозера. Изображение это гигантских размеров — около 70 метров в высоту и 30 в ширину. Легенда гласит, что замурованный в горе над озером колдун Куйва не любит, когда его беспокоят. Потревоживших его покой ждет кара. Этим местные жители объясняют случаи странной гибели людей, пытавшихся покорить гору, на которой находится изображение.

Саамы боятся этого места и поклоняются ему. Еще сто лет назад вокруг озера лежали горы оленьих рогов, а ловить рыбу в нем разрешалось только один день в году. Сюда приходили умирать шаманы. На берегах Сейдозера саамы ставили жертвенные камни и гурии (каменные пирамидки, служившие указателями и оберегами). Почти на каждом шагу встречаются сейды — доисторические каменные сооружения.


По мнению ряда писателей-фантастов и уфологов, одно из предполагаемых мест существования гиперборейской цивилизации. Искатели неизведанного изучают эти места с 1922 года. Именно тогда сюда отправилась экспедиция Александра Барченко — врача, оккультиста, а по ряду свидетельств, сотрудника ОГПУ, которое серьезно интересовалось различными психическими феноменами, в частности меряченьем или арктическим психозом, случаи которого были отмечены и на Кольском полуострове. Экспедиция открыла ряд артефактов на основании которых Барченко и сделал заявление о находке Гипербореи. Выдвинутая гипотеза нашла много оппонентов, в их числе был и академик Александр Ферсман, который занимался изучением и геологоразведкой этого края.

В 1938 году Барченко был расстрелян как враг народа и поиски Гипербореи временно прекратились. Возобновлены они были в 1997 году стараниями Валерия Дёмина — доктора философских наук, который организовал к Сейдозеру новую экспедицию «по следам» Барченко. Некоторые находки экспедиции Барченко так и не были обнаружены, зато появились новые открытия. Для их более подробного изучения и поиска новых артефактов Дёмин организовал новые экспедиции в 1998 и в 2001 годах с привлечением большого количества специализированной техники и различных экспертов: от специалистов по геофизике и опытных дайверов для изучения дна озера до экстрасенсов.

Новые поиски прекратились после смерти Дёмина, так и не оставив после себя каких либо весомых научных доказательств о существовании Гипербореи. Зато Сейдозеро обрело всероссийскую и даже мировую славу. Ежегодно сюда направляются тысячи туристов, которые хотят посмотреть на артефакты. В частности, на знаменитое изображение Куйвы, скала с которым находится на берегу озера. До сих пор не утихают споры — найденные экспедициями объекты это и в правду останки какой-то древней цивилизации, либо их создала сама природа?

В Мурманской области расположены ещё минимум 3 озера носящие название Сейдозеро или Сейдъявр.

КОЛДУН КУЙВА - ХОЗЯИН СЕЙДОЗЕРА
Куйва — персонаж мифологии саамов, легендарный великан, обитающий в Ловозерской тундре (в иных локациях данный персонаж неизвестен, легенды о нём так же популярны именно в этом районе). Также Куйва — сейд, скала, священная для местных саамов, напоминающая о месте «упокоения» великана.
Кстати, Куйва с саамского - старик, что похоже на марийское: кува - старуха.

Легенды про Куйву
В древние времена предки саамов пришли в долину Ловозерской тундры и встретили злого великана Куйву, который напал на них. Была большая (по меркам саамов — это могло быть и несколько десятков человек и даже один десяток) битва, Куйва брал верх, убивая людей и творя различные мерзости. Тогда саамы призвали своих богов, те увидели последствия учинённого Куйвой погрома, разгневались и поразили его молниями. Великан превратился в скалу, стал сейдом, сохранив свои исполинские размеры.

В одной из легенд Куйва выступает в образе «швета» — тролля или великана, вместе с сообщниками напавшего на саамов, обложившего их данью, но затем загнанного в западню в результате восстания «стариков» (в саамском фольклоре не принято говорить о медведе, а равно о шамане).

Есть ещё одна легенда, где Куйва уже не тролль, а предводитель чудинов, врагов саамов, приходивших с юга и грабивших лопарей. В этой легенде Куйва одним ударом убивает нескольких человек. Возможно, где-то в районе скалы Куйвы имело место удачное для саамов историческое сражение с некими врагами.

С Куйвой связан также мотив «саамаской (лопарской) крови», «крови наших стариков» — якобы окрасившей в красный цвет некоторые почитаемые камни в Ловозерской тундре.

ЛЕГЕНДА ПРО КУЙВУ

Куйво - самая известная достопримечательность озера Сейдозеро. В переводе с саамского Куйво означает "старик". Согласно преданиям, Куйво - это застывшая в камне фигура чудского военачальника. Саамы никогда не видели в человекоподобном очертании на скале покровителя этих мест, однако старались не кричать вблизи него и не думать о нем плохо. Почитание Куйво как божества возникло сравнительно недавно благодаря легендам-новоделам.

таинственный Куйва - изображение на скале Озеро Сейдозеро

Фигура имеет форму человека и высоту 74 метра. Ее барельеф выступает из стены на 3-4 метра в некоторых местах и это очень хорошо видно особенно зимой. Отвес стены неровный. Процессы выветривания постепенно разрушают её, раскалывая на части. У подножья скалы - огромная осыпь из продуктов разрушения.
О том, что Куйво имеет естественное происхождение, известно давно. В 1923 году академик А.Е. Ферсман обследовал изображение Куйво, и в своей книге "Воспоминание о камне" он писал об этом: "Как мы убедились во время нашей экспедиции, темная фигура образуется комбинацией лишайников, мхов и мокрых потеков на скалах". Влага на отвесных скалах, скорее всего, берется от тающих сверху снежников, просачиваясь по расщелинам."

Из книги Ферсмана "Воспоминания о камне"
(рассказывает саами Аннушка Кобелева):
"Это было давно-давно, когда меня еще не было, не было и Василия Васильевича, что пасет оленей на Малом озере, не было и старика Архипова на Мопчегубе, очень давно это было. Нашли на нашу землю чужие люди, сказывали - шветы, а мы лопь были, как лопь, - голая, без оружия, даже без дробовиков, и ножи-то не у всех были. Да и драться мы не хотели. Но шведы стали отбирать быков и важенок, заняли наши рыбьи места, понастроили загонов и лемм - некуда стало лопи деться. И вот собрались старики и стали думать, как изгнать швета, а он крепкий был такой - большой, с ружьями огнестрельными. Посоветовались, поспорили и решили пойти все вместе против него, отобрать наших оленей и снова сесть на Сейявр и Умбозеро.
И пошли они настоящей войной - кто с дробвиком, кто просто с ножом, пошли все на шветов, а швет был сильный и не боялся лопи. Сначала он хитростью заманил на Сейявр нашу лопь и стал ее там крошить.
Направо ударит - так не было десяти наших, и каплями крови забрызгали все горы, тундры да хибины, налево ударит - так снова не было десяти наших, и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам.
Ты ведь знаешь, сам мне показывал, такой красный камень в горах - это ведь и есть та самая кровь лопская, кровь старых саамов.
Но осерчали наши старики, как увидели, что швет стал крошить их, спрятались в тальнике, пособрались с силами и все сразу обложили со всех сторон швета, он туда, сюда - никуда ему прохода нет: ни к Сейявру спуститься, ни на тундру вылезти, так он и застыл на скале, что над озером висит. Ты, когда будешь на Сейявре, сам увидишь великана Куйву, - это и есть тот швет, что наши саами распластали на камне, наши старики, когда войной на него пошли.
Так он там и остался, Куйва проклятый, а наши старики снова завладели быками и важенками, снова сели на рыбьи места и стали промышлять...
Только вот красные капли саамской крови остались на тундрах, всех их не соберешь, много их пролили наши старики, пока Куйву осилили..." Озеро Сейдозеро

легенда, записанная русским ученым В. Ю. Визе со слов Кузьмы Данилова, Семёна Галкина и Филиппа Сорванова (предположительно жители Ловозёрского погоста):
"Пришел на Ловозеро со своей дружиной чудский начальник Чудэ-Чуэрив, все они были некрещеные, и начали грабить лопарей. Лопари бежали от них на один остров на Ловозере, где стоит "Старуха", которой приносят гостинцы, когда идут на охоту. Чудь заметила, куда бежали лопари, села на карбаса и отправилась за ними в погоню. Тогда один лопарь стал бить в "корви-карт" (бубен, - прим. авт.) и просить, чтобы "Старуха" сделала погоду. "Старуха" услышала его и сделала большую погоду, так, что вся чудь, гнавшаяся за лопарями на карбасах, потонула в озере.
Остались живы только Чудэ-Чуэрив и его повар. Они успели добраться до Мотки-губы, где повар начал варить обед. А повар был колдун. Стряпает он, мешает ложкой в котле и приговаривает: "Вот бы мне так трепать лопские головы". В это время подошли лопари и, увидев чудского начальника, ранили его самострелом в ногу. В ногу же его ранили для того, чтобы взять его живым. Повар, когда увидел это, взял казну и, чтобы она не досталась лопарям, бросил её в воду, затем и сам бросился в озеро и, как щука проплыл по Сейдъяврйоку в Сейдозеро. Там где Чивруай ("чивр" - щебень, "уай" - ручей) впадает в Сейдозеро, он вылез на берег, но здесь окаменел. Оттого и гора, которая стоит на том месте, называется Павратчорр. Чудэ-чуэрив же был принужден сдаться. Он принял крещеную веру и в знак этого надел на левую ногу каньгу (лопарская обувь), которая видна на нём и сейчас. Он еще некоторое время жил среди лопарей, а когда состарился, пошел в тундру, да там и остался камнем. Еще до сих пор стоит он на том же самом месте, поэтому и тундра называется Куйвчорр."

"Куйва на Сейдозере пользуется особенным почетом со стороны Сейдозёрских лопарей (зимой они живут в Ловозерском погосте). Проезжая на карбасах мимо Куйвчорра, лопари опасаются громко кричать и ругаться из-за боязни, что "Старик" разгневается. К нам они обращались с просьбой, чтобы и мы соблюдали бы возможную тишину вблизи Куйвы. Лопари избегают грязнить воду в Сейдозере, так как "Старик" этого не любит, и в противном случае не даст рыбы. Когда является надобность набрать котёл воды, лопарь никогда не зачерпнёт воду закопченным котлом прямо из озера, как это принято обыкновенно, а зачерпнёт чистым ковшом и потом уже перельёт воду в котёл. Если долгое время стоит дурная погода, лопари говорят: "Старик ноне сердит".

Координаты: 67°49"52"N 34°45"55"E Озеро Сейдозеро

СТАТЬЯ ПРО ЗАГАДКИ СЕЙДОЗЕРА, ГДЕ НАХОДИТСЯ, КАК ДОБРАТЬСЯ

Легендарное Сейдозеро (Сейдъявр) - уникальное по красоте и количеству то ли артефактов, то ли просто природных останцев, место в Ловозерских тундрах. Сейдозеро (Мурманская область) находится в окрестностях пос. Ревда и пос. Ловозеро.
Саамское название этого края — Луяврчорр, что значит горы у озера силы. Это популярное у туристов место, по высоте почти не уступающее соседним горам Хибинам и превосходящее их по глубине расщелин и ущелий.
Озеро Сейдозеро изучается с 20-х годов XX века. Именно тогда сюда отправилась первая исследовательская экспедиция. С тех пор не утихают споры между учеными о происхождении расположенных здесь объектов. Эзотерики считают их останками древней Цивилизации - Гипербореи, поборники материалистической науки - творениями природы.
Есть и еще одна версия, которой придерживаюсь я, побывавший на Сейдозере 4 раза. Его название происходит от слова «сейд» — священный камень, в котором, по саамским (лопарским) поверьям, нашла приют душа умершего нойда-шамана. Издавна такие уединенные водоёмы играли в их жизни особую роль, выполняли священную функцию, были своеобразным храмом.
Мне известны 4 озера, обозначенных на карте как Сейдозеро, Кольский полуостров -центр лопарской культуры, поэтому обилие здесь таких святилищ не удивительно. И вовсе не обязательно связывать сакральные сооружения с исчезнувшими мифическими цивилизациями, забывая о самобытном народе, который издревле населяет эту территорию.
В течение почти 100 лет в эти края было организовано несколько крупных экспедиций, целью которых было подтвердить или опровергнуть существование здесь древней Гиперборейской цивилизации, кроме этого район активно изучался одиночками-энтузиастами.
Кроме походов эзотерической направленности регион активно исследовался геологами, осваивались его полезные ископаемые: руды содержащие уран, редкоземельные металлы. И сегодня дорога на озеро Сейдозеро лежит через рудник «Карнасурта», который вновь работает. Многие экзальтированные «гиперборейцы» очень часто принимают за следы иных цивилизаций и древние артефакты геологические керны (штробы) и заброшенные и взорванные штольни, где велась добыча урановой руды. Озеро Сейдозеро
Как началось изучение этих мест, почему именно здесь стали искать мифическую Гиперборею?
Сейдозеро: экспедиции, их находки и гипотезы
Экспедиция Барченко 1922 г.г.
Первым обратил внимание на эти края Александр Барченко - врач, адепт оккультных знаний, писатель-фантаст. Очень многогранная личность, одержимая идеями тайной традиции Дюнхор, древней працивилизации, различных, как бы сейчас сказали, экстрасенсорных феноменов, таких как телепатия и др. Барченко сотрудничал с ОГПУ - помогал подбирать наделенных сверхспособностями сотрудников в криптографический (шифровальный) отдел, возглавляемый Глебом Бокием. Он активно вербовал новых последователей своих идей, в том числе среди высшего руководство молодого советского государства, читал лекции и даже создал специальный кружок, за что и был расстрелян в 1938 г. вместе с Бокием и другими своими соратниками.
Одним из направлений его работы было изучение мерячения или арктического психоза - состояния, когда человек или группа людей впадали в прострацию, становились послушными чужой воле, а иногда начинали пророчествовать или говорить на непонятных языках. Случаи такого заболевания были зафиксированы за полярным кругом, в т.ч. и в русской Лапландии.

Северное сияние на Сейдозере

Для того, чтобы разобраться в этом явлении и была организована экспедиция на Сейдозеро, Кольский полуостров. По одним источникам в числе инициаторов этого похода был академик Бехтерев, по другим - в нем было заинтересовано также и ОГПУ, по третьим - искали все-таки полезные ископаемые, а изучение всего остального делом было побочным.
Так или иначе, группа Александра Барченко, чей маршрут и находки были подробно описаны в дневнике его сподвижника - астронома Александра Кондиайна, отправилась на Кольский полуостров. В августе 1922 года она оказалась у Сейдозера, в Лавозерских тундрах.
Тогда и были обнаружены останцы, о природе которых до сих пор ведется жаркая полемика: скала Куйвы, древняя мощеная дорога, пирамиды, а также лаз в подземную пещеру.
Эти находки вкупе с собранным участниками экспедиции этнографическим материалом - легендами и преданиями саамов, позволили Барченко заявить, что его поход на Сейдозеро позволил сделать небывалое мировое открытие - древнюю працивилизацию Гиперборею.
Оппоненты у него нашлись практически моментально. В их числе известный геолог академик Ферсман, а также, организовавший в 1923 г. новый поход на Сейдозеро Арнольд Колбановский, которые утверждали, что все объекты вокруг озера имеют природное происхождение, никакой мистики в них нет.
Тем не менее, открытия Барченко были встречены с большим энтузиазмом не только в России. Так, в 1955 г. геологи случайно наткнулись рядом с Сейдозером на закладку из вещей и инструментов с клеймами, свидетельствующими об их германском происхождении. Это позволило говорить о фюреровской экспедиции, заброшенной сюда то ли до войны, то ли во время нее. Как известно, гитлеровцев тоже очень интересовали древние артефакты и оккультные теории.


Экспедиции Валерия Демина 1997, 1998, 2001 г.
Вновь ожила гиперборейская тема 75 лет спустя, когда доктор философских наук Валерий Демин посетил Сейдозеро, отчет о его путешествии буквально взорвал информационное пространство.
Участники экспедиции «Гиперборея 97» осмотрели и сфотографировали найденные Барченко объекты, а также нашли новые: остатки сооружений на вершине горы Нинчурт, которые они идентифицировали как развалины древних оборонительных сооружений и обсерватории.
В следующем году В. Демин собрал экспедицию «Гиперборея 98», в состав которой вошли «специалисты по аномальным явлениям» — ведьмы, уфологи, экстрасенсы и др. В их задачу входило проникнуть в нераскрытые тайны Сейдозера — обнаружить загадочный лаз в подземный город, у которого сфотографировались в 1921 Барченко и его товарищи.
К сожалению, ничего нового им не удалось обнаружить. А вот народный фольклор о месте «россия мурманская область озеро сейдозеро» пополнился байками о снежном человеке-невидимке, местах посадки НЛО и иных ощущениях и предположениях участников экспедиции.
Островок на СейдозереСледующий марш-бросок Деминцев состоялся в 2001 г. Удалось подготовиться капитально. На этот раз среди участников, количество которых перевалило за 20 человек, были водолазы с аппаратурой для фото- и видеосъемки под водой. Группа была оснащена оборудованием: георадаром-гидролокатором, эхолотом и др. Среди снаряжения была и моторная лодка с бензином. Несколько тонн оборудования забрасывались на озеро Сейдозеро вертолетом.
Целью экспедиции была проверка гипотезы о том, что большое количество древних памятников спрятано на дне Сейдозера. К сожалению, из-за больших отложений ила, подводная съемка оказалась невозможной. Единственное, что удалось обнаружить на дне — это некие заросшие илом «колодцы» диаметром около 70 см на 16 м глубине и кольцеобразные «каверны».
Геофизические приборы обнаружили пустоты-пещеры под реликтовой поляной и ведущие от них под гору Нинчурт тоннели. По предположению Демина это и было таинственное подземелье, упоминаемое в лопарских преданиях.
Обо всех тайнах, которые хранит Сейдозеро (Мурманская область), своих гипотезах, ходе экспедиций Демин рассказал более, чем в 20 книгах.
Описанные артефакты — реликтовая поляна, пирамида и, наконец, Куйва (Сейдозеро ассоциируется с ними уже несколько десятилетий), породило целую волну искательства. На озеро Сейдозеро устремились любители неопознанного, да и просто туристы и путешественники.

Что изучают исследователи и стремятся увидеть туристы на берегах Сейдозера? Мы систематизировали информацию об объектах, которыми знаменито Сейдозеро, отчет о них публиковали упомянутые выше экспедиции.

каменные сейды

Сейдозеро: артефакты и их тайны
Некоторые «гиперборейцы» обнаружили дорогу из ровных плит, которая соединяет Ловозеро и реликтовую поляну у Сейдозера. Лично я не видел ее ни в одно и моих посещений, первое из которых было в 1989 году.
У входа на поляну (восточная сторона) - лежит каменная плита 3*3 м. Участники экспедиции Демина считают поляну - площадку, размером с кузов грузовика, где нет растительности, засыпанным рыхлой скальной породой туннелем в скальном грунте.
По их утверждению, обследование мощения дороги георадаром показали, что это каменная кладка, которая уходит под землю на 1,5 м под прямым углом. Выдвинуто несколько гипотез: то ли это некая стена, возможно оборонительное укрепление, утопленное в грунте, то ли заполненный до дна валунами 1,5 метровый ров.
Длина дороги 1,5 км, она выходит к изображению Куйвы.


Куйва - наскальное изображение человека и оленя
Высота изображения, напоминающего расставившего крестообразно руки человека, порядка 50 м. Нанесено оно на одну из скал. В левом верхнем углу виден гораздо более четкий, чем Куйва, олень. О нем, почему-то, исследователи упоминают мало.
По лопарской легенде Куйва (Черный человек) - предводитель шведского отряда, грабившего местных жителей. Отряд был разгромлен саамами, а его начальник навсегда впечатался в скалу.
Изображение Куйвы найдено Барченко в 1921 году. Оно видно с мощеной дороги (которая как бы проводит прямую линию между ним и находящимся на соседнем Ловозере священным Роговым островом). К сожалению, как я уже писал выше, дороги я не видел, возможно воображение искателей выдало за нее обычную морену.
Я забирался и на саму скалу, подходил к изображению близко. Как мне кажется, нанесла его сама природа с помощью протечек воды, мха и трещин.

В августе 2013 г. на Сейдозере работала студенческая экспедиция Санкт-Петербургского Государственного университета. Собранные ее участниками образцы пород с темных фрагментов изображения Куйвы были подвергнуты микологическому анализу, который показал, что их окраска это «работа» колонии грибов и одноклеточных водорослей. Появлению узора помог и рельеф скалы, способствующий распространению этих микроорганизмов в такой причудливой художественной форме.
Лаз под землю (утерян)
Находился в ближайших окрестностях реликтовой поляны или даже на ней самой. Имеется архивное фото участников экспедиции на его фоне. Спуститься под землю по этому лазу у Барченко его товарищей не хватило духа. В дневнике Кондиайна отмечалось чувство страха и беспокойства, которое они испытывали рядом ним. По версии Демина — засыпан по инициативе НКВД еще в 20-30-х годах, т.к. около Сейдозера были разработки урановых руд, которые велись силами заключенных Ревдинских лагерей. Правда, Демин, упоминает, что лагерь находился по другую сторону озеора Сейдозеро у входа в ущелье Чивруай, а на реликтовой поляне располагалась ВОХРа.
Мне никакие следы лагеря у Чивруая на глаза не попадались.


Пирамида на Сейдозере
Сопки в районе Сейдозера и Ловозера, похожие на пирамиды и, по мнению Барченко, граненные рукотворно. Использовались саамами как капища.
Найдены Барченко, а вот организованная годом позже экспедиция Колбановского назвала их каменными вздутиями на вершине горы.

Пирамидальный сейд
Сейд в виде каменной стеллы, высотой около 3-х м. Несколько подобных сейдов есть в ущельях вокруг Сейдозера, говорят, что они стояли и около самого озера, но были разобраны в 20-х годах во время борьбы с мракобесием.


Развалины на горе Нинчурт
Гора Нинчурт (Женские Груди) — на ее вершине первая экспедиция Демина обнаружила руины, состоящие из огромных отесанных плит. Особенно поразила участников их правильная форма.

Кроме плит научно-поисковая экспедиция обнаружила также колодец, ступени, и остатки сооружения, которое Демин идентифицировал как обсерваторию - с желобом длиной в 15 метров, смотрящим в небо. Эти тайны Сейдозера остались так до конца и не раскрыты - Валерий Демин, который занимался поисками Гипербореи, умер в 2006 г.
Все эти объекты можно сегодня увидеть собственными глазами и дать оценку их происхождению, кроме этого насладиться удивительной красотой этих мест, их первозданной природой.

Сейдозеро: как добраться, где находится
Существует два варианта заброски: поездом и на автомобиле.
Поездом надо доехать до станции Оленегорск, ко времени прихода поезда к вокзалу подходит автобус до пос. Ревда. Здесь также ожидает множество таксистов, предлагающих довезти до Ревды.
Если ехать автобусом до Ревды, то там придется искать доброску или идти 1,5 часа пешком (около 7 км). Поэтому такси более удобный вариант, так как оно довозит прямо до места (до рудника), а оплата за пассажира не сильно отличатся от цены билета на автобус.
Сейдозеро, как добраться на автомобиле. Сначала ехать по Мурманской трассе М-18 до кольцевой развязки на Оленегорск, затем свернуть направо на Ловозеро и Ревду. Далее 70 км по Ловозерской дороге до отворотки на Ревду. Проехать старую Ревду, затем насквозь сам поселок и доехать до рудника «Карнасурта».
У проходной рудника есть автостоянка, где можно оставить машину. Охрана на проходной иногда предлагает свои услуги «посмотреть за машиной» за небольшую плату, но эта опция вовсе не является обязательной.

Маршрут по Ловозерским тундрам
Традиционно туристы начинают свой поход с посещения Сейдозера. Самый короткий путь к нему через перевал Эльморайок.
Надо пройти через территорию рудника (куда теперь пускают) насквозь и прямо, пересечь узкоколейку и по хорошо набитой тропе идти вверх на перевал по ручью Ильмайок. Сам перевал не ярко выражен, это большое плато между двух плоских вершин, под ногами — колотые камни разных размеров.
Спуск к Сейдозеру круче подъема. Крутой участок заканчивается на реликтовой поляне. Отсюда начинается ручей Эльморайок, который впадает в озеро и тропа, ведущая по лесу к Сейдозеру. Примерное расстояние до этого места от рудника около 12 км.
Выйдите по ней на берег — слева на скале предстает Куйва, Сейдозеро находится под его покровительством. Если обернуться назад, то можно увидеть небольшую гору формой напоминающую ступенчатую пирамиду.
От берегов озера отходит множество красивых ущелий, по любому из них можно выйти в горы.
Например, по речке и ущелью Чинглусуай можно подняться на высшую точку Ловозерских тундр - гору Ангвундасчорр 1120 м. А по речке и ущелью Уэлькуай или Чивруай выйти на гору Маннепах, на вершине которой есть красивое озеро.
Само Сейдозеро окружено лесом, гуляя по которому можно случайно встретить каменные строения, явно сделанные руками человека. Они заросли мхом и кустарником, поэтому сразу не заметны. Также можно выйти на внешнюю сторону гор и посетить горные озера: Цирковое, Горное, Сенгисъявр, Райявр, Светлое, окруженные «цирками» с отвесными стенами до 300 метров.
С северной стороны озера есть еще два ущелья, ведущие на горы Куйвчорр и Куамдеспахк по вершинам которых идет геологическая дорога на рудник. По ней, кстати, можно выходить из гор.
Выйти также можно и в пос. Ловозеро по тропе, идущей в обход гор по берегу озера Ловозеро (Лувъявр).

__________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА И ФОТО:
Команда Кочующие
http://wikimapia.org/1860711/ru/Скала-Куйво
http://www.lovozero.ru/
Загадки Кольского полуострова
http://www.mrevda.ru/
http://seidman.ru/sejd-ozero-legenda-o-kujve
http://www.russiadiscovery.ru/
http://zabroska.su/
Сайт Википедия
http://100чудес.рф/
http://www.photosight.ru/
фото А.Матвеева, А.Насырова, М.Боярского
http://www.fili-davydkovo.info/