Туристический сайт

Городская усадьба разумовского. Городская усадьба разумовского Жена — Пульхерия Григорьевна Демидова, дочь Г. А. Демидова; на её сестре Наталье был женат архитектор И. Е. Старов

(Россия, г. Москва, ул. Казакова, 18-20)

Несколько лет назад я работала в издательском отделе школы Акварели народного художника РФ С.Н. Андрияки, что в Гороховском переулке. Само собой разумеется, что кварталы, прилегающие к месту службы, попали в поле моего зрения. В этом районе столицы ещё сохраняется историческая застройка. На тихих, утопающих в зелени улочках встречаются интересные в архитектурном отношении особняки и городские усадьбы. На улице Казакова, можно сказать по соседству, приятным открытием оказалось городское имение Разумовского.
«Усадьба на этом месте известна с XVII в., когда она принадлежала датскому купцу Давиду Бахарту. В 30-е годы XVIII века при графах Г.И. и М.Г. Головкиных здесь был регулярный парк. Елизавета Петровна подарила усадьбу А.Г. Разумовскому. В 1799—1802 гг. для его племянника, графа А.К. Разумовского, создается новый комплекс с парковым массивом на обоих берегах Яузы (проект арх. Н.А. Львова (?), руководство А.А. Менеласа).

На левом берегу пейзажный парк разместился на месте, где в 1720—1730-е гг. находился террасированный парк усадьбы В.Ф. Салтыкова, позже Головкиных.
С 1830-х гг. усадьба используется различными учреждениями. В 1842 г. перестраивается архитектором А.Г. Григорьевым для Воспитательного дома. В 1920-е гг. её занял Институт физической культуры. Нижнее спортивное поле института разместилось на месте огромного пруда, спущенного ещё в XIX столетии. Левобережная часть усадьбы с 1930-х гг. использовалась как детский парк.
Архитектурный ансамбль расположен на высоком правом берегу Яузы. От него к реке спускается территория парка. На верхней и нижней террасах сохранились участки со старыми деревьями. В левобережной части усадьбы читается планировка и искусственный рельеф первой трети XVIII в.
Главный дом – один из великолепных образцов классицистического зодчества Москвы».
Эту краткую информацию я почерпнула из чудесной книги И.К. Бахтиной и Е.Н. Чернявской «Загородные усадьбы в Москве» (иллюстрированный каталог).





От себя замечу, что дворец Разумовских долгое время находившийся в аварийном состоянии наконец отремонтирован, и вновь радует москвичей и гостей столицы своей красотой.
Привожу цитату из «Истории русского искусства» И.Э. Грабаря: «Самым большим архитектором Москвы в 18-м веке, a вместе с тем и величайшим в России, был современник Баженова и сотрудник его по кремлевскому дворцу - Казаков. Этот загадочный человек, получивший все свое образование в Москве y кн. Ухтомского и его преемника Никитина и никогда не бывавший за границей, обладал таким архитектурным гением, что сравнивать его можно только с исполинами Ренессанса. Начав свою деятельность в царствование Елисаветы, в эпоху самого разнузданного барокко, он постепенно прошел все ступени классицизма до александровского включительно, но при этом остался в высшей степени индивидуальным, был всегда и во всем прежде всего самим собою и создал свой собственный „казаковский стиль“, который определил все дальнейшее направление московской архитектуры.




Дворец Разумовского на Гороховом поле (архивные фото) из книги Ю. Проскуровская «Дворец на Гороховом поле», М., 2015:
1. Дворец Разумовского на Гороховом поле. План бельэтажа главного корпуса. Копия 1830 г.
2. Генеральный план дворца графа А.К. Разумовского. Проект 1800—1801 гг.
3. Усадьба А.К. Разумовского в Москве, план, 1805 г.
4. Гостиная в главном доме
5. Гостиная с плафоном на потолке
6. Жилые апартаменты дворца на Гороховом поле
7.
8. Оранжерея во дворце Разумовского
9.
10.
11. Церковь Вознесения Господня на Гороховом поле. Фото из альбома Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви», 1882 г.
12. Дворец Разумовского на Гороховом поле, фасад, ~ 1917 г.
13. Восточное крыло дворца Разумовского в Москве. Фото 1960-х гг.
14.
15. Фрагмент паркового фасада с лестницей дворца Разумовского на Гороховом поле
16.

Если сравнивать петербургские здания той же эпохи с московскими, то нельзя не заметить в последних некоторой интимности, теплоты и как будто даже добродушия, тогда как первые производят впечатление чопорных, официальных, холодных, иногда хмурых и словно сердитых. Эта черта московской архитектуры особенно сильно выражена в творчестве Казакова, умевшего даже в такие торжественно-парадные дворцы, как „Пашков дом“, ныне Румянцевский музей, вносить неотразимое обаяние своей собственной души и личного, интимного, теплого чувства. У всякого другого автора такой замысел неминуемо подернулся бы холодом и не очаровывал бы такой ласковостью, как это истинное чудо архитектуры, этот единственный в своем роде дом Европы. Мало кому известен даже среди старожилов Москвы другой созданный им архитектурный шедевр, дворец графа Разумовского, в котором ныне помещается отделение Николаевского Сиротского института.
M. Ф. Казаков. Дворец графа Разумовского на Гороховом поле в Москве. (Ныне отделение Николаевского Сиротского института). - Около 1790 г.

Его средняя часть, единственная оставшаяся почти в неиспорченном виде, с изумительным по своей неожиданности подъездом, устроенным в огромной нише, прямо бесподобна по богатству изобретательности и полету фантазии. В течение всего царствования Екатерины и Павла, a также в первое десятилетие 19-го века в Москве не было построено ни одного значительного здания без участия Казакова, который либо строил его сам, либо делал чертежи, по которым строили другие, либо, наконец, ограничивался советами, очень ценившимися его современниками. И изучая все построенные им здания, не можешь не удивляться бесконечному разнообразию и гибкости его стихийного дарования. Он создал школу многочисленных учеников, застроивших всю Москву и значительную часть России зданиями казаковского стиля, вдохновлявшего архитекторов на протяжении почти целого столетия.»

Граф А.К. РАЗУМОВСКИЙ , 1748-1822, старший сын графа Кирилла Григорьевича от брака с Екатериной Ивановной Нарышкиной, родился 12 Сентября 1748 г.; гетман старался дать сыновьям солидное и разностороннее образование, при чем образование графа А. К. Разумовского было закончено продолжительным заграничным путешествием, во время которого он слушал лекции в Страсбурге и посетил Италию и Англию. Записанный при рождении в военную службу, он был произведен Петром III в ротмистры и переименован в камер-юнкеры; в 1775 г. Разумовский был пожалован в действительные камергеры, но уже в 1778 г. вышел в отставку и жил частным человеком в своей великолепной подмосковной с. Горенках. 28 июня 1786 г. он был произведен в тайные советники и назначен сенатором, но самолюбие, оскорбленное отказом Екатерины назначить его президентом Коммерц-коллегии, снова побудило его в 1795 г. удалиться в частную жизнь. Александр I назначил Разумовского 2 Ноября 1807 г. попечителем Московского университета, с производством в действительные тайные советники, а 11 Апреля 1810 г. министром Народного Просвещения. Разумовский, однако, вскоре утомился новой деятельностью и 26 Мая 1812 г. испросил отпуск, к большому неудовольствие Александра I. Охлаждение Государя и болезнь глаз побудили Разумовского в 1814 г. просить об отставке, на которую Император согласился «сверх воли». Последние годы жизни Разумовский провел в Малороссии, в Почепе, где и умер 5 Апреля 1822 года. Останки его, после продажи Почепа графу Клейнмихелю, были перенесены в Спасский Новгород-Северский монастырь; над могилой графа А.К. Разумовского возвышается гробница с надписью, в которой ему присвоено название «бедным помощника, наукам покровителя». От брака с графиней В.П. Шереметевой, Разумовский имел 2 сыновей и 2 дочерей, да от дочери своего берейтора, М. М. Соболевской, имел 5 «воспитанников» и 5 «воспитанниц», получивших Фамилию «Перовских».
Граф А.К. Разумовский был человек тяжелого характера, суровый, мрачный и нелюдимый. К этим качествам присоединялись еще и другие, обусловленные аристократической обстановкой, в которую поставила Разумовских игра счастья. Этот, по выражению Вигеля, «начиненный французскою литературою» внук пастуха считал себя „русским «Монморанси» и с непомерною гордостью смотрел на простых смертных, не взысканных «припадками счастья». Он не доверял людям, прямо не любил видеть их, предпочитая сидеть в своем кабинете, впрочем, при недоверии к людям, он всегда находился под чьим-нибудь влиянием: он был и вольтерианцем, и масоном, и другом иезуитов. Разумовский не был нечувствителен к «чести и похвале» в 25 лет он не прочь был занять какой-нибудь соответствовавший его достоинствам пост, в роде президента Камер — или Мануфактур -коллегии и выходил из себя, когда встречал лишь «постоянные у Двора огорчения», утешая себя тем, что в высших сферах „поставляют в достоинство одни преимущества телесные. Но в то же время ему была свойственна, по выражению его отца, «проклятая леность» и ему скоро надоедали служебные занятия. Его считали знатоком ботаники, и его сад в Горенках и оранжереи были признаны «чудом Poccии». Но этот капризный дилетант разводил свои сады лишь для того, чтобы убить незанятое время, и не был способен к серьёзной научной работе, как брат его, минеролог гр. Григорий. По выражению Вигеля, Разумовский «из познания своих делал то же употребление, что из богатства, наслаждался ими без всякой пользы для других». Кроме того, он был также одержим страстью производить дорогие и ненужные постройки. Продав за 400.000 руб. благоустроенный дом на Воздвиженке, он истратил миллион рублей на постройку дворца на Гороховом поле. Безумная расточительность в соединении с откупными аферами расстроили его громадное состояние, и в последние годы жизни он осаждал Александра I просьбами купить в казну его дом на Гороховом поле. Как министр, он не оставил по себе, по выражению Вигеля, „никакой памяти». При нем был открыт Царскосельский Лицей, было издано много циркуляров, но лично министру принадлежали только написанные им собственноручно-церемониал открытия Царскосельского Лицея да правила для наблюдения за температурой в помещениях этого заведения...

(С портрета Гуттенбрунна, 1801 г.; находится в Музее Императора Александра III)


Долгое время автором проекта по стилистическим данным считался М.Ф.Казаков, однако, документальные свидетельства, которые подтвердили бы авторство зодчего, найдены не были. В документах, связанных со строительством усадьбы Разумовского, названо имя архитектора, "по указанию и под распоряжением которого произведено было строение". Это известный московский архитектор А.А.Менелаc, который с 1785 по 1803 г. служил под началом Н.А.Львова. Именно поэтому в литературных источниках упоминается в качестве возможного автора проекта усадьбы и имя Львова. Называется и Ч.Камерон, работавший в этот период в Москве. Но уже в 1800 году Камерон уезжает в Батурин, где проектирует и строит усадьбу Разумовского.


Малолетнее отделение Сиротского института, дом-дворец А.К. Разумовского. Фото нач.20 века.

Особняк строился из дубовых брусьев, так как камень, по мнению Алексея Кирилловича, был вреден для здоровья. К 1803 году строительство было окончено… Величественный особняк со сдвоенными колоннами, на выдвинутых вперед портиках, украшенный львами, стоял в глубине парадного двора, ограниченный по бокам двумя флигелями. Внутреннее убранство поражало воображение - залы блистали бронзою, зеркалами, стены щедро были украшены дорогими гобеленами, подоконники сделаны из лазурита. Специально под новый дом были заказаны севрские и саксонские сервизы. Уникальная библиотека - одних только книг, датируемых XV веком, набиралось на толстый каталожный том. Дом со всем убранством обошелся Разумовскому в сумму около 4 млн. рублей.

В советское время в усадьбе Разумовских размещался институт физкультуры, общежития и учебные аудитории для студентов... В 1970-х дворец перешел в ведение ВНИИФК (научно-исследовательский институт физической культуры), в центральной части главного дома была построена сауна, за 10 лет нанесшая сильный ущерб дворцу. В 1979-м дворец вошел в список олимпийских объектов и началась его спешная реставрация, которую лучше было бы назвать иначе… К Олимпиаде не успели и работы были прекращены на долгие годы. «Дворец оказался не просто заброшенным, отсутствие хозяина привело к разграблению. Выламывались резные элементы дверей, уносили лепные детали, полы, даже лаги и балки, были сбиты львиные маски с замковых камней над окнами и арками. Крыша превратилась буквально в решето, что привело к интенсивному гниению деревянных конструкций» - писали граждане в Советский фонд культуры. В 1990-х власти... занялись... передачей дворца в руки творческой интеллигенции, а именно Академии художеств. В 1999 году случился страшный пожар и с тех пор усадьба находится в жутчайшем состоянии, обращения к Зурабу Церетели не подвигли его даже на возведение временной кровли над зданием. Уникальный образец классицизма, которым когда-то так восхищались в Европе, сейчас медленно умирает. И никому до этого дела нет…
Вместо реставрации идёт тяжба между достопочтенным З.К. Церетели и Госкомспортом РФ... Между тем, дворец стоит практически без крыши, а скоро осень, дожди...

Использованы материалы с сайтов "Москва, которой нет" и ashipilin.narod.ru . За что им огромное спасибо!

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 13.04.2015

Адрес : Ул.Казакова, д.18-20, стр.1, м."Курская"

Усадьба Разумовского - памятник архитектуры классицизма - была построена в 1799-1803 гг. архитектором А.А. Менеласом, а затем в 1842 г. существенно перестроена и расширена архитектором А.Г.Григорьевым.
Это один из редких образцов московского деревянного классицистического зодчества, сохранившихся после пожара 1812 г. Усадьба графа Разумовского - это типичная богатая городская усадьба екатирининской эпохи, с обширным парком с прудами, парадным подъездым двором и некогда великолепным и богатым усадебным дворцом.
Первоначально центральный корпус с большими угловыми выступами и полукруглыми галереями заканчивался отдельно стоящими флигелями (при позднейших перестройках эти части были соединены). Центральная часть дома отмечена глубокой нишей и парадным входом на втором этаже, к которому ведут две открытые лестницы между двумя ионическими портиками.
В комплекс усадьбы входят также два служебно-гостевых флигеля (1842 г., архитектор А.Г.Григорьев) и обширный парк площадью около 40 га, доходивший до р.Яузы.
В 1812 г. при пожарах во время захвата Москвы армией Наполеона усадьба не пострадала, поскольку была временной резиденцией маршала Мюрата и её тщательно охраняли.
А.К.Разумовский - известный государственный деятель, попечитель Московского университета, один из основателей Царскосельского лицея, министр народного просвещения с 1810 по 1816 г.
А.К.Разумовск прожил в своей московской резиденции два года после отставки с государственной службы.
После смерти графа в 1822 г. усадьба стала приходить в запустение. В 1826 г. в коронацию Николая I в нём останавливалась вдовствующая императрица Мария Фёдоровна со своим двором.
В 1827 г. в одном из флигелей усадьбы жил польский поэт Адам Мицкевич.
В 1829 г. здесь поселили персидского принца Хозрев-Мирзу с посольством, приехавших извиняться за убийство Грибоедова.
В 1833 г. усадьбу выкупил Московский Опекунский совет для размещения «приюта для призрения сирот обоего пола чиновников, умерших от холеры».
С тех пор в продолжение почти всего XIX в. в бывшем дворце находились всякого рода благотворительные и учебные учреждения. В 1834 г. из приюта был создан Московский Александровский сиротский институт для детей обоего пола, называвшийся в обиходе «Разумовским пансионом».
В 1842 г. комплекс усадьбы был расширен А.Г.Григорьевым. Тогда же открылось «малолетнее отделение Института обер-офицерских сирот».
Позже, в 1867 г., там же обосновались фельдшерская школа на 300 питомцев Воспитательного дома и богадельня на 100 престарелых женщин.
В Александринское сиротское отделение, в просторечии называвшееся Разумовским пансионом, летом 1876 г. отдали А.И.Куприна, пробывшего там до 1880 г., когда он поступил во 2-й кадетский корпус. С пансионом связан его первый литературный стихотворный опыт.
Несмотря на многочисленных хозяев, революцию дворец и парк встретили во вполне сносном состоянии. Но с приходом советской власти начались злоключения усадьбы, пережившей даже захват Москвы Наполеоном. Во времена СССР здесь разместился институт физкультуры и его общежития, в результате чего с территории парка изчезли пруды, засыпанные под спортплощадки. В 1970-х г. во дворце поселился НИИ физической культуры, общежитий и шумных студентов не стало, зато в центральной части была сооружена сауна.

Бывший завод «АРМА» Завод «Общества освещения Москвы текучим газом» основан в 1865 г. английскими предпринимателями по заказу Московской Городской Думы. Через три года в городе зажглось более 3000 фонарей.
По линии переулка сохранились его конторский корпус и рабочая казарма (архитектор Фёдор Дмитриев), а по задней границе владения - собственно газгольдеры, четыре впечатляющих цилиндрических здания 20-метровой высоты и 40-метрового диаметра (архитектор Рудольф Бернгард). До сегодняшнего дня сохранились круглые кирпичные здания четырех газгольдеров (резервуаров для хранения газа), а также здания других цехов завода.
В советские годы Газовый завод был предприятием первостепенной государственной значимости и до середины XX в. обеспечивал газом всю столицу.
В 1950-х г.г. на заводе организовано производство газового оборудования: плит, счётчиков и другой техники.
В 1990-х г.г. на заводе стали выпускать газозапорную арматуру, а само предприятие было переименовано в завод «АРМА».
В 2002 г. производство было остановлено, а пустующие цеха завода заселяют арендаторы. Постепенно завод стал местом притяжения творческих людей и светской публики.


Фото 1 - И.А.Иванов. Дом графа А.К.Разумовского на Гороховом поле, 1809 г.
Фото 2 - состояние усадьбы Разумовского в начале 2000-х г.г.

ул.Земляной Вал, 29. Здание в стиле модерн


ул.Земляной Вал, 5-7/1. Доходный дом купца И.Я.Фокина. Доходный дом 1898–1901 г.г. Архитектор Э.Р.Нирнзее. Заявленный объект культурного наследия. В 1903 г. в доме Фокина открыта "четвертая народная столовая Общества поощрения трудолюбия".

ул.Земляной Вал, 5-7/1. Доходный дом купца И.Я.Фокина

ул.Земляной Вал, 5-7/1. Доходный дом купца И.Я.Фокина. Отделка фасада

ул.Земляной Вал, 6. Кирпичный жилой дом постройки 1906 г. Архитектор П.П.Розанов. Архитектура с использованием мотивов модерна. Оконные проемы обложены разно­цветной керамикой, что придает дому нарядность. До революции домом владел Александр Мотылёв - известный московский фотограф.


ул.Земляной Вал, 4. Кирпичный жилой дом постройки 1900 г.


Старая Басманная ул., 5. Бывший доходный дом Н.Козлова. Построен в 1907 г. Архитектор К.Л.Розенкампф.


Старая Басманная ул., 11/2 стр.1. Бывшее здание управления Московско-Курской и Нижегородско-Муромской железных дорог. Здесь находились как управление службы дорог, так и квартиры. Построено в 1898-99 г.г. Архитектор Н.И.Орлов (автор проекта старого Курского вокзала), инженер М.А.Аладьин.


Старая Басманная ул., 10, стр.2. Бывший жилой дом усадьбы Пантелеева. Построен в 1874 г.


Старая Басманная ул., 15 стр.2. Бывший доходный дом персидского подданного Аджи-Мамеда Усейна Ага-Аминезарбы. Жилой дом в стиле модерн с характерными деталями в виде женских голов. Построен в 1902 г., архитектор В.В.Шауб.

Старая Басманная ул., 15 стр.2. Деталь внешнего декора.


Гороховский пер., 6/1 стр.2. Главный дом городской усадьбы А.Е.Александрова. Памятник архитектуры XVIII-XIX в.


ул.Земляной Вал, 2/50. Дом построен по проекту А.Г.Туркенидзе на месте снесенной церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи (от нее до наших дней сохранилась лишь колокольня, выходящая на Покровку).


ул.Казакова, 3 стр.1. Кирпичный жилой дом. Построен в 1880 г.


ул.Казакова, 8а. Бывшее железнодорожное депо


ул.Казакова, 8а. Бывшее железнодорожное депо


ул.Казакова, 8. Бывший Московский драматический театр им.Н.В.Гоголя. В 1925 г. при Центральном комитете профсоюза железнодорожников был организован «отраслевой» театр, называвшийся Передвижным театром драмы и комедии. В 1931 г. переименован в Московский театр транспорта (МОСТТ); с 1959 г. он назывался Московским драматическим театром им.Н.В.Гоголя. В 1943 г. театр получил своё постоянное помещение на улице Казакова. Это здание дореволюционной постройки - бывшее железнодорожное депо.


ул.Казакова, 13. Научно-исследовательская часть МИИГАиК (университет гиадезии и картографии). История университета началась в 1779 г., когда в Москве открылось Константиновское землемерное училище при Межевой канцелярии. С 1873 г. институт размещается по нынешнему адресу, в бывшем владении Демидовых.



Прямо в центре Москвы, недалеко от шумного Курского вокзала, находится одно из наиболее интересных зданий Москвы, некогда великолепный и богатый дворец городской усадьбы графа Алексея Кирилловича Разумовского. Известный государственный деятель, попечитель Московского университета, один из основателей Царскосельского лицея, министр народного просвещения с 1810 по 1816 год, прожил в своей московской резиденции два года после отставки с государственной службы. Именно в это время в его подмосковном имении, селе Горенки, расцвел уникальный Ботанический сад, считавшийся одни из чудес Москвы.
Усадьба Разумовского была построена в 1801-1803 гг. архитектором А.А. Менеласом, а затем в 1842 году существенно перестроена и расширена архитектором А.Г. Григорьевым. Это типичная богатая городская усадьба екатирининской эпохи, с обширным парком с прудами, парадным подъездым двором и центральным, главным усадебным дворцом.

Главный дом представляет собой двухэтажное строение, с прямоугольной центральной частью, выделенной мезонинным этажом с большим арочным окном, сдвоенными колоннами и львами на выдвинутых портиках, и полукруглыми крыльями, заканчивающимися павильонами кубической формы.
Парадные залы, гостиные и картинная галерея располагались в центральной части здания, а жилые комнаты находились в крыльях. Прислуга обитала в нижнем цокольном этаже.


Усадьба была типичной по планировке, однако не совсем типичной по «содержанию». Достаточно сказать, что на ее обустройство было затрачено более 4 млн. рублей, сумма по тем временам фантастическая! Залы были отделаны бронзой и дорогими гобеленами, украшены специально заказанными для нового дома саксонскими и севрскими сервизами. Библиотека графа, известного масона и мистика, поражала воображение обилием средневековых книг.
Парк при усадьбе не уступал в великолепии дому — оранжереи с экзотическими растениями, роща апельсиновых деревьев, четыре пруда с карпами, многочисленные цветники и аллеи услаждали взор графа.


Однако содержание столь богатой усадьбы влетало в копеечку. Известно, что граф пытался продать имение в казну, чтобы расплатится с долгами, однако получил отказ. После смерти Алексея Кирилловича усадьбу унаследовал старший сын, Петр, однако от отца он перенял лишь тягу к великолепию и расточительность, но не государственный ум. И успел наделать к моменту получения наследства столько долгов, что усадьбу пришлось немдленно продать за бесценок. В 1828 году ее владельцем стал одесский купец Юрков, постепенно распродавший уникальную бесценную обстановку по московским антикварным салонам.
Славный род Разумовских пришел в упадок так же быстро, как и взлетел к вершинам богатства и могущества. Петр Алексеевич скончался в бедности в Одессе, а блистательная усадьба его отца пошла, что называется, по рукам.


Сначала ее выкупил Опекунский совет для устройства сиротского приюта, затем там располагались школа фельдшеров, богадельня, семинария, а с 1901 дом престарелых, или точнее «убежище государыни императрицы Марии Федоровны для заслуженных воспитательниц учреждений Императрицы Марии».
Несмотря на многочисленных хозяев, революцию дворец и парк встретили во вполне сносном состоянии. Но с приходом советской власти начались злоключения усадьбы, пережившей даже захват Москвы Наполеоном. Во времена СССР здесь разместился институт физкультуры и его общежития, в результате чего с территории парка изчезли пруды, засыпанные под спортплощадки. В 1970-х во дворце поселился НИИ физической культуры, общежитий и шумных студентов не стало, зато в центральной части была сооружена сауна. Можно представить, какой эффект это оказало на состояние дворца!

К Московской Олимпиаде началась спешная реставрация, однако закончить ее в срок не успели, и в результате дворец оказался на долгие годы (собственно по нынешний день) брошенным на произвол судьбы. Началось разграбление здания, элементов декора, сопровождаемое обычным вандализмом наших граждан…
В 1990-х годах власти вспомнили о существовании уникального памятника архитектуры, и…передали его в 1999-м году Академии художеств Церетели! «Художества» не заставили себя ждать, вскоре после этого случился пожар, нанесший огромный ущерб строению, а от нового владельца здания не удалось до сих пор добится не то что масштабной реставрации, но хотя бы консервации и возведения временной крыши взамен окончательно разрушенной. Зато в более-менее сохранившихся каменных флигелях в левой части здания усадьбы не замедлили поселиться различные арендаторы.

Излишне наверное говорить, что согласно спискам Москомнаследия, усадьба графа Разумовского, как и прилегающий к ней парк — это объект культурного наследия (ОКН) федерального значения. То, что этот уникальный объект буквально гниет заживо, никого, конечно, не волнует…


В своем рассказе я неоднократно подчеркивал «уникальность» дворца Разумовского. Пора наконец объяснить, в чем же именно она состоит. Дело в том, что центральная часть главного здания на самом деле деревянная, обработанная штукатуркой под камень. Деревянных строений, переживших пожар Москвы 1812 года, в столице практически не осталось. Во время захвата Москвы Наполеоном во дворце расположился маршал Мюрат, благодаря чему дворец ничуть не пострадал. Однако пережить головотяпство чиновников и «художников» различных мастей сложнее, чем пожар…
В последние годы ходит много разговоров о «реконструкции» и «воссоздании» усадьбы, появились признаки какой-то строительной работы, рабочие, тачки и таблички. Однако каких-то существенных изменений пока не заметно, чему, зная умение наших градостроителей под видом реконструкции сносить исторические объекты, возможно стоит даже порадоваться.

Городская усадьба князя Алексея Кирилловича Разумовского, расположенная на Гороховом поле, по нынешнему адресу улица Казакова, 18 была построена в период с 1799 по 1802 годы.

Проект деревянного дворца выполнил зодчий Адам Адамович Менелас, который в те годы работал под руководством петербургского архитектора Николая Александровича Львова, почему последнему также приписывают авторство. Подтверждением этому может служить и тот факт, что Львов в эти же годы проживал в московской усадьбе генерала Кретова ().

Фото. Окрестности дворца графа Разумовского на Гороховом поле (Казакова, №18)

Центральная часть дворца Разумовского была выполнена из дерева, а вот материалом для боковых флигелей в два этажа служил уже кирпич. В крыльях здания устроены арки-ворота, через которые осуществлялся въезд во двор.

Парадная часть спроектирована в виде полукруглой ниши, завершением которой является полукупол. Передняя часть украшена изящными колоннами, призванными оттенить глубину главного входа. Последний элемент – фронтон здания – выполнен в сдержанном неброском стиле и будто завершает композицию центрального подъезда.


В 1816 году Разумовский покидает пост министра просвещения, выходит в отставку и переезжает в Первопрестольную. В своем дворце на Гороховом поле в летние месяцы он устраивал знатные балы и праздничные гуляния в парке.

Со временем московская усадьба стала тяготить хозяина из-за высокого содержания. Накопив огромные долги, граф не однажды обращался с просьбой к Александру I выкупить владение за 850 тысяч тогдашних рублей, 800 из которых должны были покрыть имевшуюся задолженность. Император согласия так и не дал.

Так, в 1826 году, в дни коронации Николая I, во дворце разместился двор Марии Федоровны – вдовствующей императрицы. В 1827 году комнату в боковом флигеле снимал поэт Адам Мицкевич. В 1829 году здесь останавливался персидский принц Хозрев-Мирза, прибывший в Российскую империю с извинениями по поводу убийства дипломата Александра Сергеевича Грибоедова – автора «Горя от ума».

Петр Разумовский – наследник и старший сын графа – большую часть жизни провел за границей, где наделал немало долгов. В связи с этим прекрасный дворец с усадьбой продали за бесценок, и уже в 1828 году ее приобрел одесский купец М.Е. Юрков.

По-прошествии 5 лет бывший дворец Разумовского на Гороховом поле выкупил и разместил в здании приют для сирот из семей чиновников, ушедших в мир иной от холеры.

В последующие годы, на протяжении всего девятнадцатого столетия, во владениях поочередно располагались различные социальные и учебные заведения.

История дворцового комплекс и усадьбы Разумовского после революции

После прихода к власти большевиков, бывший дворец Разумовского и прилегающую территорию Горохового поля, конечно же, экспроприировали. В 1918 году, по личному распоряжению Владимира Ильича Ленина, открыли здесь Институт физической культуры, который оставался в этих стенах вплоть до середины 70-х годов прошлого столетия, хотя часть факультетов уже была переведена в новый комплекс на Сиреневом бульваре еще в 1968 году.

Далее помещения на Казакова, 18 отдали ВНИИФК, которое начало перестраивать внутреннее пространство под размещение лаборатории. Тогда же для руководства устроили баню-сауну, испарения от которой привели к обсыпанию фасадной штукатурки и разрушению стен.

К Олимпиаде 1980 года дворец Разумовского с усадебным комплексом на Гороховом поле включили в список объектов, требующих реставрации, но назвать начатые работы таковыми можно было с большой натяжкой – действо больше походило на перестройку. Начать начали, а вот завершить к событию не успели и дворцовый ансамбль на долгие годы оставили без внимания.