Туристический сайт

Безоблачная турбулентность. Что такое турбулентность. Струйное течение и «сдвиг ветра»

Причиной инцидента с самолетом Boeing 777 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявшим рейс Москва - Бангкок, . Об этом сообщила пресс-служба перевозчика. Президент фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта заслуженный пилот СССР Олег Смирнов ответил на вопросы ТАСС , что это за явление, и что делать пассажирам самолета, попавшего в его зону.

Что такое турбулентность?

Турбулентность — это хаотичные движение воздушных масс, имеющих разную плотность и температуру. Смирнов говорит, что есть несколько видов турбулентности. Во время полета авиалайнеры очень часто проходят ее зону при взлете и посадке, особенно летом. Она вызвана тем, что теплые потоки воздуха, идущие от земли, сталкиваются с холодными. В это время самолет может трясти, могут скрипеть панели. Но эта турбулентность абсолютно безопасна для пассажиров и лайнера - при условии, что путешественники сидят в своих креслах и пристегнуты ремнями безопасности.

Крайне опасна, по словам Смирнова, турбулентность на средних и больших высотах. Обычно она образуется в кучевых и грозовых облаках. Их хорошо видно - как визуально, так и на радарах. И международные, и российские правила полетной безопасности требуют от диспетчеров и пилотов избегать попадания в эти зоны. «Категорически запрещается заходить в мощно-кучевую и грозовую облачность», - сказал Смирнов.

«Турбулентность ясного неба» отличается тем, что возникает в абсолютно чистом, безоблачном пространстве. Она незаметна глазу пилота, и ее не фиксируют радары. Чаще всего она возникает из-за струйного течения - сильного ветра, который дует со скоростью около 300 километров в час. В прошлом году в мире было зафиксировано 750 случаев попадания самолетов в такую турбулентность.

Да. После попадания в турбулентность самолет может выйти на закритические углы атаки (то есть поток воздуха будет обдувать крыло самолета, не создавая подъемной силы), потерять управление и упасть. К счастью, пилотов обучают действиям в этой ситуации.

И что же делать при «турбулентности ясного неба»?

Смирнов утверждает, что рецепт простой: по возможности оставаться пристегнутым в течение всего полета (кстати, это советует и инструкция по авиационной безопасности). В случае, если звучит команда бортпроводника пристегнуть ремни и убрать столик, следует сделать это немедленно. К слову, пилоты самолета пристегнуты к креслу весь полет - вплоть до окончания руления. «Кому-то это неудобно, но зато можно быть уверенным, что при попадании в такую ситуацию останешься в кресле и не ударишься о потолок самолета», - рассказал заслуженный пилот СССР.

Кроме того, Смирнов рекомендует по возможности отказаться от использования в полете тяжелых предметов, например ноутбуков. В случае, если самолет попадет в турбулентность, аппарат легко вырвет из рук, и он может нанести существенные травмы вам или другим пассажирам.

Все эти ограничения придется соблюдать до тех пор, пока ученые не научатся распознавать «турбулентность ясного неба». По словам Олега Смирнова, разработки в этом направлении ведутся уже давно: «Над таким прибором работают, и, я надеюсь, скоро его представят и оснастят им самолеты».

Обратили на днях внимание на новость о самолете Москва — Бангкок, попавшем в турбулентность?

Примерно за 40 минут до посадки самолет попал в воздушную яму. За 15 секунд самолет сначала подбросило метров на 200. А потом он рухнул на те же метры обратно. В результате те, кто не был пристегнут, были просто выброшены из кресел, подброшены вверх, а затем рухнули вниз.

По некоторым данным 27 человек получили травмы, в том числе — серьезные переломы. Судя по новостям, 10 человек уже были прооперировали в Бангкоке.

Причина происшествия — турбулентность ясного неба . Предсказать ее появление приборы на борту самолета не могут. Но почему в ясном небе?!

Как мы знаем, турбулентность воздуха — это мощное возмущение воздушных потоков, разнонаправленные движения воздушных масс вверх, вниз, вбок. Скорости порывов и течений достигают колоссальных значений. Восходящие и нисходящие потоки устремляют огромную массу воздуха в различные стороны. Самолет, попавший в такую кашу-малашу, будет кидать как щепку в бурном селевом потоке. Основными причинами таких болтанок является неоднородный состав атмосферы, на которую влияют температура, давление, влажность.

Очень часто такие потоки вверх-вниз-вбок образуются не только в грозовой облачности, но и над границами — стыками различных типов земной поверхности: земля-море, степь-лес, равнина-горы и т.п. Это связано с разной степенью прогрева этих поверхностей и воздушных масс над ними, испарений. Вот и идет круговорот — чем больше по площади эти соседствующие поверхности и разница температур, тем и турбулентность над их границей выше.

И еще о ясном небе:

Можете верить, а можете нет, но это факт (как и то, что земля круглая) в небе существуют свои реки, речушки, ручейки. Только размеры этих рек и речушек чудовищны! Тысячи километров в длину, десятки в высоту и сотни в ширину. Скорость потока в этих течениях может достигать полтысячи километров в час!

И вот теперь представьте себе, вы катитесь на велосипеде по дорожке между жилыми кварталами, насвистываете любимую мелодию, ни о чем не подозреваете и вдруг дома заканчиваются, а вы на скорости выскакиваете за угол, а там шквальный ветер! Что вы почувствуете? То-то и оно!

Если вы знаете, что за углом будет ветер (а это можно часто определить визуально по несущейся из-за угла пыли, листве, мусору), то конечно примете меры. Или не покатитесь туда, объедете, или будете готовы к удару ветра!
Так и с «турбулентностью ясного неба». Это явление давным давно известно и легко объяснимо и оно, увы, не редкость! Даже существуют признаки и места, где можно с большой вероятностью на него нарваться, но они слишком непредсказуемы.

Где же можно с наибольшей вероятностью столкнуться с этим феноменом?
Как правило, это граница воздушного течения на входе и выходе в поток и из него. Но вся беда в том, что увидеть современным радаром этот поток практически невозможно, а вот почувствовать его влияние на себе — даже очень…

Рейс "Аэрофлота" Москва-Бангкок, на борту которого пострадали непристегнутые пассажиры, попал в "турбулентность ясного неба" - она настолько непредсказуема, что у экипажа не было времени предупредить пассажиров и бортпроводниц.

"Турбулентность, в которую попал Boeing 777, в авиации известна как «турбулентность ясного неба». Ее основная особенность в том, что возникает она не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью, где метеорологический радиолокатор не может уловить ее приближение. Поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места",- заявили в "Аэрофлоте".

И действительно, в мировой авиации ежегодно фиксируется более 750 случаев попадания самолетов всех классов и размеров в "турбулентности в ясном небе".

"В 3.38 мск экипаж произвел благополучную посадку в аэропорту Бангкок, пострадавшим оказана помощь",- рассказали в авиакомпании. Консульский отдел посольства России уже сообщил, что "из 313 пассажиров самолета 27 пассажирам понадобилась медицинская помощь, они были доставлены в больницы Бангкока. На данный момет, 11 человек уже выписаны.

Также компания со ссылкой на врачей также опровергла информацию некоторых СМИ о том, что несколько пассажиров получили компрессионный перелом позвоночника, зато подтвердила, что "несколько пострадавших были экстренно прооперированы. "Таиландские медики заверили нас, что угрозы жизни ни одному из пострадавших сейчас нет",- добавили в национальном авиаперевозчике, который обязался оплатить лечение всем пострадавшим.

"Получившие травмы пассажиры не были пристегнуты ремнями безопасности в момент попадания в "воздушную яму", некоторые ходили по салону",- поделились сотрудники "Аэрофлота" . Они также сообщили, что несмотря на ощущения, будто "самолет разваливался", он не понес никакого ущерба и уже вылетел обратно в Москву.

"Чем ближе к хвосту, тем сильнее были удары. Когда мы просили посмотреть, что произошло с людьми в хвостовой части самолета, это было ужасное зрелище: кровь на потолке, на полках, люди со сломанными носами. Все это было видно невооруженным взглядом издалека. Удержаться было практически невозможно. Казалось, если эти толчки не остановятся, то мы просто упадем. К счастью, после пятого-шестого толчка все прекратилось. Это было очень страшное зрелище, такое, что люди просто плакали и теряли сознание от стресса",- рассказала vesti.ru одна из пассажирок.

"Инцидент произошел перед снижением и посадкой, потому многие не были пристегнуты. По ощущениям, лайнер подбросило вверх на 100-200 метров,а над некоторыми креслами были выпущены кислородные маски",- добавляют очевидцы.

"Кровь была повсюду: и на подлокотниках, и на потолке, о который ударялись. Поскольку я связана с медициной, то не могла, конечно, просто так сидеть на месте",- рассказала Life девушка-медик, которая помогла бортпроводникам осмотреть и полечить травмированных. Кабинный экипаж выдал ей аптечку, с которой она "обошла всех травмированных".

"Когда оказала первую помощь и от меня уже ничего не зависело, оставалось ждать посадки и скорую",- скромно поделилась она. Кстати, как выяснилось, Таиланд "протормозил" и после посадки в Бангкоке "на взлетно-посадочной полосе не было ни спасателей, ни врачей, которые прибыли только через час".

Что такое турбулентность чистого (ясного) неба? Есть спокойное, чистое небо и в нем сильнейший восходящий или нисходящий поток. Обычно такие потоки видно радаром по капелькам воды, так как вода (дождь/пар) отражает луч локатора. В данном случае этот поток не виден, так как в нем нет воды. Просто воздух движется с большой скоростью вверх или вниз. Когда самолет влетает в такой поток - он увлекает его за собой",- рассказал авиаэксперт .

"Люди, привыкшие к равномерному прямолинейному движению и не пристегнувшиеся во время сидения в креслах (хотя это рекомендуется), вылетают из них. И чем выше скорость ветра, тем более "качественно" люди вылетают из кресел. Но. такое явление случается крайне редко и в основном в регионах близких к экватору, так как там присутствуют мощнейшие движения воздушных потоков. В северных широтах такого практически не случается",- добавил он.

"Развалиться от такого самолет практически не может, он имеет эксплуатационную прочность и "подготовлен" к подобным вещам плюс запас прочности. Конечно, у них есть пределы, но в истории практически неизвестны случаи, когда турбулентность в ясном небе разваливала самолет - это не в эпицентре грозы полет, в конце концов, вот там смерть",- считает эксперт.

"Ну, а если вы летите, вас трясет, самолет поднимается и опускается по высоте, а болтанка не уменьшается - значит, она на всех эшелонах и нужно потерпеть. Не волнуйтесь, самолет не развалится, а то, что кажется вам падением или подлетом на сотни метров, в реальности является "ямой" или "горкой" на 10-30 метров и это допустимо, самолеты рассчитаны еще и не на такие нагрузки",- рассказал сайт пилот одной из ведущих российских авиакомпаний.

"За все время существования гражданской авиации именно турбулентность "в небе", на эшелоне становилась причиной гибели самолетов исчезающе малое количество раз - это надо было влететь в эпицентр грозы, причем на лайнере, который не может выйти из плоского штопора",- добавил он.

"Пилоты не боятся турбулентности - той, которую боятся пассажиры. Они знают прочностные пределы самолета и в случае турбулентности не паникуют, а включают "пристегните ремни" (кстати, перед вылетом мы на брифинге рассказываем бортпроводникам, будет ли болтанка, какая, где и долго ли) и уводят самолет из этой зоны",- поделился КВС.

"Всегда пристегивайтесь в креслах, пока летите. Когда загорелось табло "пристегните ремни" - не думайте, а срочно садитесь и/или пристегивайтесь. Может тряхнуть или начать болтать, больше всего травм от турбулентности - когда непристегнутые влетают головой в полки при "воздушной яме", калечатся, начиная "летать" по салону. Также, когда табло не горит, а вы в кресле - пристегнитесь. Вам же не сложно, но если внезапно тряхнет (бывает "турбулентность ясного неба"), вы не улетите из кресла и не поломаете шею, руки, ноги или других пассажиров",- советует пилот.

Кстати, ранее журналисты выяснили - чего же пилоты гражданской авиации и как "отжигают" стюардессы различных авиалиний.

В частности, страшнее всего для пилотов даже не отказ двигателя или двигателей (самолеты могут сесть и садились со всеми выключенными двигателями), а пожар в салоне или багажном отсеке. Ну, а стюардессы "развлекаются" не только "разводом" пассажиров на лишние доплаты или воровством дорогого алкоголя, но и сексом с пассажирами и работой на конкурентов.

Тема турбулентности неотъемлемо всплывает при упоминании о различных потоках газов, жидкостей или плазмы. Большинство движений материи обладают турбулентным характером.

Так что такое турбулентность? Турбулентность - это определение неупорядоченного нелинейного движения. Понятие «турбулентность» четкого и однозначного определения не имеет. В общем случае это вихревое движение потоков, вызванное увеличением их скорости.

При расчетах летательных другого рода аппаратов турбулентным считается течение со значением гидродинамического критерия подобия Рейнольдса, выведенного из уравнения Новье-Стокса, более 2320. Рейнольдс в своих исследованиях указал факторы, влияющие на движение жидкости: турбулентным течение становится при увеличении линейной скорости и плотности потока, диаметра отверстия (трубки) и уменьшении динамической вязкости материи.

Примером турбулентного течения являются воздушные потоки, представляющие собой вихри различных размеров, возникающие при резкой перемене направления ветра: от вертикального к горизонтальному и наоборот. Атмосферная турбулентность приводит к прерывистости ветра, различным вертикальным переносам пара, ядер конденсации и других частиц, имеющих массу и форму, а также энергии в виде тепла из одного слоя атмосферы в другой.

Турбулентность в авиации

Особое значение турбулентность имеет при полете воздушных судов. Что такое турбулентность в самолете знает не каждый. При наложении вихрей друг на друга самолеты подвергаются воздействию разнонаправленных ветров, в результате чего меняется подъемная сила и углы атаки крыльев. Подобная ситуация за бортом приводит к тряске и вибрации - так называемой «болванке».

Различают умеренную и сильную болванку. При первой толчки, изменения высоты полета и покачивания воздушного судна не столь значительны, и пилоты не испытывают трудности в управлении самолетом.

Сильная болванка - более серьезная ситуация, заключающая в частых кренах и рысканьях, сопровождающаяся ухудшением управляемости и устойчивости в полете, а также искажением показаний бортовых приборов. Подобное явление при непринятии соответствующих мер может создавать напряжения в деталях и отдельных узлах, приводя значительным поломках и деформациям оборудования и воздушной болезни у членов экипажа и пассажиров.

При попадании в зоны турбулентности пассажиры нередко испытывают беспокойство, справится ли пилот со сложившейся ситуацией. Однако квалификация и навыки пилота могут пригодиться только в случае очень сильной болванки. В остальных случаях зона турбулентности не оказывает сильного влияния на полет - он совершается на автопилоте.

Что такое зоны турбулентности? Как правило, это пространство, где вероятность попадания в длительную турбулентность достигает 100%.

В настоящее время практически любой пассажир может определить, когда и где в период перелета судно будет трясти. Это стало возможным в результате создания карт турбулентности, где более светлым цветом отмечены более спокойные зоны и наоборот. Карта турбулентности онлайн создана для уменьшения беспокойства пассажиров и экипажа, позволяет предугадать и подготовиться, если самолет попал в турбулентность.

Опасна ли турбулентность для самолета? Безусловно, подобное явление вызывает беспокойство и страх, и при возможности его обходят стороной. Как правило, для самого самолета неустойчивость атмосферы неопасна, поскольку его конструкция предусматривает подобные перегрузки. Чаще всего в 30% случаев травмы получают стюардессы, не успевшие вовремя пристегнуть ремни безопасности.

Габариты воздушного судна играют не последнюю роль в ощущении тряски при турбулентности. Чем крупнее самолет, тем неудобства менее ощутимы. Каждый рано или поздно задается вопросом о том, где в самолете меньше всего трясет при турбулентности? При выборе места следует ориентироваться по интенсивности тряски в салоне: самая сильная - в хвостовой части.

Причины турбулентности

Выделяют следующие причины турбулентности:

  • термоконвекция (вследствие неравномерности прогрева поверхности или при смешении холодного и теплого воздуха при значительных вертикальных изменениях температуры);
  • вследствие трения движущихся воздушных потоков о шероховатый рельеф;
  • вследствие неоднородности характера воздушных потоков в направлении и скорости, волновых движений на инверсионных и изотермических слоях (имеются чередующиеся нисходящие и восходящие потоки).

Примером термической конвекции является образование кучевых облаков.

Перед совершением каждого рейса экипаж и сам пилот проводят ознакомление со сводками погоды на ближайшее время, чтобы выбрать наиболее безопасный маршрут движения. Особое внимание уделяется наличию кучевых облаков.

Кучевые облака - плотные атмосферные образования, чаще всего отдельно расположенные, с высотой нижней границы до 1200 м и протяженностью до нескольких сотен метров. Они образуются в результате мощных вертикальных потоков и имеют внутренние восходящие потоки до 10-15 м/с.

С точки зрения безопасности полета входить в такие облака, а также совершать полет судну под ними запрещено. Особенно опасны кучево-дождевые облака, поскольку в них ввиду наличия частиц воды, образуются сильные осадки и электрические разряды. Поэтому рекомендуется прокладывать маршрут на расстоянии 10 км от грозовых облаков на высоте выше 1 км над ними. Осложняет полет не только высокая турбулентность в самолете, вызывающая болтанку, но и плохая видимость - до 45м.

Зоны наложения восходящих и нисходящих потоков могут распространяться на тысячи километров. Больше всего случав зафиксировано Больше всего случав зафиксировано на восточных берегах США.

Турбулентность ясного неба

Отсутствие на небе каких-либо облаков не говорит о том, что турбулентности не будет. На высоте от 5000 м может возникнуть так называемая турбулентность ясного неба. Такое явление характерно для горной местности с подветриваемой стороны склона. При обтекании гор воздушны поток отклоняется от прямолинейного направления, деформируется и образует зоны повышенной турбулентности. Распределение зон меняется по высоте: в нижней и верхней частях - максимальна, а в средней минимальна.

При невозможности изменить курс полета, воздушные судна должны в строгом порядке выдерживать определенное расстояние, чтобы избежать столкновения.

Может ли самолет упасть из-за турбулентности? За все время по причине турбулентности ясного неба произошло пять крупных авиакатастроф. При условиях полного отсутствия облаков произошло разрушение самолета, совершавшего рейс из Токио в Гонконг. Специалисты установили, что виной гибели всех пассажиров рейса и экипажа стала необычно высокая турбулентность у склонов Фудзи.

Другим примером является крушение авиалайнера, совершавшего посадку в одном из аэропортов Аляски. Версию трагедии из-за турбулентности сразу не рассматривали, поскольку она противоречила прогнозам гидрометеоцентра. Однако впоследствии был зафиксирован отток арктических масс, что послужило образованию аномальной воздушной волны и зоны турбулентности.

1 мая 2017 года по всем отечественным новостным каналам прошло сообщение о попадании боинга 737, совершавшего рейс из Москвы в Тайланд, в зону турбулентности ясного неба. Установить факт приближения воздушной ямы и избежать попадания в нее судна было невозможно, поскольку ни один прибор ее не зафиксировал. В результате резкого прыжка боинга на 200 м пассажиры получили множественные травмы и переломы.

Согласно статистическим данным, за год возникает в среднем около 1000 случаев прецедентов, связанных с неустойчивостью атмосферы в ясном небе. В основном они приводят задержкам рейсов, что наносит большой материальный ущерб авиакомпаниям-перевозчикам.

Действия пилотов при попадании в зону турбулентности

По словам капитана Чесли Салленбрга, посадившего пассажирский самолет на Гудзон, при попадании в зону турбулентности в кабине пилотов принимается одно их двух решений: выйти за пределы неустойчивости, снизив высоту, или выйти в безоблачное пространство, набрав ее.

На случай, если самолет попал в турбулентность, разработан свод правил и рекомендаций для кабины пилотов и экипажа. Необходимо выполнить следующие команды:

  1. Перевести автопилот на ручное управление.
  2. Включить команду «Подтянуть ремни».
  3. Отрегулировать скорость 340 км/ч.
  4. Не допускать резкого перепада высоты, крена самолета более 10°.

В условиях невозможности избежания зоны сильной болванки командир экипажа обязан возвратить воздушное судно на исходный или ближайший аэродром.

Таким образом, явление турбулентности в небе для самолета не представляет сильной угрозы. Подобно несовершенствам на автомобильных трасах (кочки, камни), турбулентность в воздухе требует лишь излишнего внимания у командира воздушного судна.

МОСКВА, 1 мая — РИА Новости. Самолет "Аэрофлота" на пути из Москвы в Бангкок попал в "турбулентность ясного неба". В результате пострадали 27 человек, в том числе 24 россиянина. Всем оказали медицинскую помощь, некоторым пострадавшим потребовались операции.

Самолет Boeing 777, выполнявший рейс SU 270, на подлете к бангкокскому аэропорту "Суваннапум", за 40 минут до посадки, попал в воздушную яму.

На кадрах, снятых на борту лайнера, видно, что некоторые пассажиры лежат на полу, по всему салону разбросаны вещи. Почти три десятка человек, в том числе дети, получили травмы разной степени тяжести.

В 3.38 мск самолет благополучно сел в аэропорту Бангкока. Всего на борту находилось 313 пассажиров. Всех пострадавших доставили в больницу Самитивет Синаккарин. "Это большая и хорошо оборудованная современная больница, территориально ближайшая к аэропорту Суваннапхум", — сообщил РИА Новости российский посол в Таиланде Кирилл Барский.

Тяжелых травм нет

По последним данным, в больнице остаются 15 россиян. Их список опубликован на сайте посольства России в Таиланде.

Сотрудники консульского отела посольства находятся в больнице, общаются с врачами, помогают пострадавшим с переводом, устанавливают связь с родственниками и уточняют информацию о тяжести травм.

При этом, как отмечается в сообщении "Аэрофлота", пациентов в тяжелом состоянии и с травмами, представляющими угрозу жизни, не зафиксировано.

По данным Минздрава России, cостоя-ние всех пострадавших- оценивается медиками- как средней степени -тяжести.

Большинство получили ушибы, несколько человек — переломы. Девяти пассажирам, включая четырех детей, медицинскую помощь оказали амбулаторно. Четверым пострадавшим потребовалась операция. По словам врачей, их жизни вне опасности, однако сами операции достаточно сложны, сообщил РИА Новости заведующий консульским отделом посольства России в Таиланде Владимир Соснов.

Посольство открыло горячую линию связи, по которой можно получить информацию об инциденте: +66 90 403-3645 . "Аэрофлот" также организовал в своем контакт-центре специальную линию для родственников пострадавших: +7-495-664-0000 .

Турбулентность ясного неба

Большинство пассажиров получили травмы из-за того, что не были пристегнуты ремнями безопасности.

Как поясняет "Аэрофлот", причиной ЧП стала так называемая "турбулентность ясного неба". Основная особенность такой турбулентности заключается в том, что она "возникает она не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью, где метеорологический радиолокатор не может уловить ее приближение".

"Поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места", — говорится в сообщении перевозчика.

В "Аэрофлоте" также пообещали, что при необходимости отменят бронирование отелей, перенесут сроки заселения, а также переоформят авиабилеты на ближайшие рейсы для трансферных пассажиров.

"Все связанные с переоформлением расходы, а также расходы на лечение пассажиров полностью взяла на себя авиакомпания", — заявил "Аэрофлот".

Лечение оплатят страховщики

Ответственность "Аэрофлота" застрахована в российских страховых компаниях, лидером договора выступает АльфаСтрахование. Лимита договора достаточно для всех компенсаций, сообщил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.

"Мы находимся на постоянной связи с АльфаСтрахованием, компания взаимодействует с медицинскими учреждениями в Таиланде, и мы держим этот случай на особом контроле", — цитирует Юргенса пресс-служба Союза страховщиков.

Следователи начали проверку

Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СК России начало доследственную проверку по факту травмирования пассажиров.

"Следствием проводится комплекс необходимых проверочных мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств и причин случившегося. Так, сразу после возвращения в Москву будут опрошены члены экипажа воздушного судна и пассажиры", — говорится в сообщении ведомства.

Кроме того, провести проверку поручено московскому прокурору по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте.