Туристический сайт

Финские поезда.  Железные дороги Финляндии: как бронировать и покупать билеты, советы, полезная информация Vr финские железные дороги

VR. Финские железные дороги. Паровозики January 11th, 2010

VR-Yhtymä Oy (До 1922 года Suomen Valtion Rautatiet, до 1995 года Valtiorautatiet). Компания была основана в 1862 году. Первая железнодорожная ветка в Финляндии соединила Хельсинки и Хямеенлинну. Основной период развития железных дорог Финляндии пришёлся на конец 19 века начало 20го, а так же на 30 годы прошлого столетия. После войны ЖД Финляндии занялись глобальной модернизацией подвижного состава и переводом парка на электрические и дизельные поезда.

В данный момент компания разделена на две части: VR Henkilöliikenne, занимающаяся пассажирскими перевозками и VR Cargo, специализирующаяся на грузовых. Компания VR Yhtymä является транспортный оператором, сама же сеть железных дорог принадлежит государственному агентству Ratahallintokeskus. Длинна ж/д Финляндии 5 801 километр из которых 3 067 километра электрифицированы.

Оборудование:
Электропоезда
VR использует два основных типа электропоездов. Sr1 и Sr2.
Электровоз Sr1 был заказан в 1973 году в СССР, на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Всего было приобретено 110 единиц электровозов, что делает его самым массовым финским электровозом. На данный момент две единицы списаны, и одну единицу собрала ремонтная мастерская в Хювинкаа из запасных частей и лишних корпусов (электровоз номер 3111). От западных аналогов электровоз Sr1 отличался повышенной надёжностью, но меньшей мощностью. Клички Sr1: Kaalihäkki, Sähköryssä, Susi, Siperian Susi, Mosse.

Электровоз Sr1

Электровоз Sr2 начал производиться в 1995 году, выпуск продолжался до 2003 года. Всего было выпущено 46 единиц. Тендер на поставку новых электровозов выиграл тандем из немецкой фирмы SLM и шведo-швейцарского концерна ABB. Максимальная скорость электровоза достигает 232 км/ч. На данный момент все заказанные электровозы находятся в строю. Клички Sr2: Marsu, Alppiruusu, Käkikello, Möhkö.

Электровоз Sr2

Тепловозы:
Основными типами дизельных тепловозов VR являются три типа: Dv12, Dr14 и Dr16.
Dv12 выпускался финскими фирмами Valmet и Lokomo с 1963 год по 1984. Всего было выпушено 192 штуки из которых на данный момент списано 11. На данный момент Dv12 остаётся самым многочисленным из всех тягачей VR. Клички Dv12: Deeveri, Reeveri, Aallonmurtaja, Ruotsinlaiva (2700 - серия).

Dr14 : в середине 60х годов VR понадобился тяжёлый тепловоз для работ в депо. Для замены старых паровозов марки Vr3 был объявлен тендер, который выиграла финская фирма Lokomo. Всего за период с 1968 по 1971 было создано 24 тепловоза. На данный момент все тепловозы находятся в активном использовании. В 2002-2005 была произведена модернизация парка этих машин, что позволило увеличить срок их службы до 2020 года. Клички Dr14: Seepra, Belarus, Raitakukko, Viirukukko, Ruukunkukko, Dieselkukko (Kukko было прозвище паровоза Vr3).

Dr16 . В 1981 году было предложено увеличить парк дизельных тепловозов. В тендере из 4 участников заказ получила фирма Valmet, у которой было заказано 23 новых тепловоза. В начале не было точного решения насчёт силовой установки и поэтому первые 4 единицы были оборудованы различными типами моторов. Локомотивы 2803 и 2804 были снабжены моторами Wärsilän Vasa 8V22 и локомотивы 2801 и 2802 моторами Pielstick 12PA4V200 VG. В результате тестов был выбран мотор Pielstick. На данный момент 5 тепловозов списаны, из них все первые 4 прототипа. Клички Dr16: Iso-Vaalee, Iso-Vaikee, Valkko.

В начале 90х годов VR поняла, что для конкуренции с автобусным и самолётным сообщениям, компании нужен более удобный и быстрый транспорт. В результате компания приняла решение о приобретение в Италии скоростных электровозов Pendolino. Всего было закуплено 18 единиц. Однако сильная кривизна железных путей свела практически на нет пользу от подобного шага. Единственная трасса, где Pendolino возможно использовать полностью это перегон Хельсинки-Тампере и прямая трасса Хельсинки-Лахти. Клички: Pendo, Sähkömato

Pendolino

На коротких дистанциях, в столичном регионе компания VR использует 3 типа электричек: Sm1, Sm2 и Sm4. В других местах используется чешская дизельная вагонетка (терпеть её не могу, по другому называть отказываюсь) Dm12.

Sm4

Dm12

Основная статистика компании за 2008 год.

Выручка компании: 1 503 миллиона евро
Доход: 64,4 миллиона евро
Среднее кол-во рабочих: 12 516 человек
За 2008 год было совершено 69,9 миллиона пассажирских поездок, что является абсолютным рекордом компании. Из них 13,8 миллионов поездок пришлось на поезда дальнего следования. На направление Финляндия - Россия было совершено 432 000 поездок.

Грузовые перевозки перевезли за 2008 год 41,9 миллионов тонн грузов, из них внутренние грузы составили 25,5 миллионов тонн и международные 16,5 миллионов тонн. Основной категорией грузов стала продукция и сырьё лесной и бумажной промышленности, всего 20,3 миллиона тонн. Объём металлической промышленности составил 4,9 миллионов тонн и химической 1,8 миллионов тонн. Международные перевозки пришлись в основном на Россию, 16 миллионов тонн. Основная категория товаров импорт древесины. Транзитные перевозки через Финляндию составили 4,8 миллиона тонн.

Самой большой инвестицией по строительству путей в 2008 году стала железная дорога для шахт компании Talvivaara длинной в 25 км. Всего же за 2008 год было потрачено 340 миллионов евро на модернизацию и строительство новых путей. Так же отдел по строительству путей VR выиграл несколько зарубежных тендеров на строительство дорог. Из них 10 километровый путь в Швеции, обновление 55 километровой дороги в Эстонии на направление Tartto-Valga, а так же контракт на поддержание 300 километровой шахтёрской дороги на границе Финляндии и Норвегии.

Железные дороги Финляндии – это комфортный способ путешествовать по стране и семьей, и в одиночку, так как финские поезда созданы с мыслью о комфорте пассажиров. Железнодорожная сеть Суоми связывает между собой практически все крупные и мелкие города.

Железные дороги Финляндии. Фото: flickr.com

Сеть железных дорог Финляндии составляет 5919 километра линий.

Основные магистрали Финляндии – Хельсинки-Тампере-Коккола-Оулу-Колари, а также Котка‑Пиексямяки-Тайвалкоски.

Путешествие в комфортных, стремительных, почти бесшумных составах оставит хорошие впечатления. А услуги, предоставляемые в поездах различных типов, учитывают потребности практически всех категорий пассажиров.

Из истории железных дорог Финляндии

Интересно, что большую роль в строительстве железных дорог Финляндии сыграла Российская Империя. Первая линия на территории Финляндии была проложена во время правления Александра II и по его указу – в 1862 году между она соединила Хельсинки и Хяменлинна. Эта линия на первых порах могла пропускать поезда со скоростью всего 25 км/ч, поэтому всадник на лошади спокойно мог обогнать поезд.

В 1870 году Хельсинки (тогда Гельсингфорс) был связан железнодорожной линией с Санкт‑Петербургом. А в 1875 году построили железную дорогу между портом Ханко и Хельсинки. В июне 1876 года была завершена прокладка дороги от Тампере в Турку через Тоялан. Были объединены три крупных города Финляндии. В 1878 году Тампере соединили с Сейнаёки и Вааса . В 1890 году была построена так называемая Карельская железная дорога от Выборга, через Антреа, Вуоксенниска, Сортавалу, Йоэнсуу .

Электрификация страны в 30-х годах XX века значительно ускорила строительство железных дорог в Финляндии, и сегодня железнодорожная сеть покрывает всю территорию страны.

В Финляндии можно увидеть электровозы, построенные в Новочеркасске. Партия из 110 электровозов серии SR1 была изготовлена на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Первые электровозы поступили в Финляндию в 1973 году. Другой российский подвижной состав можно без труда встретить в Хельсинки. Когда вы отправляетесь встречать новый год в Финляндии или Лапландии (север страны), то Вы садитесь на фирменные поезда «Репин». Вагоны этих поездов постройки российских заводов.

Какие бывают поезда в Финляндии

Лозунг современной финской железной дороги – «Все для удобства пассажиров». Действительно, в поездах Финляндии предусмотрены условия и для путешествий семей с детьми, и для бизнес‑поездок.

Pendolino (S)

Эти поезда курсируют между крупными городами и развивают скорость 220 км/ч. В вагоне‑ресторане можно не только вкусно и сытно поесть, но и послушать музыку, заказав наушники. К тому же, по составу регулярно развозят тележки с едой. В поездах есть Wi-Fi, кондиционеры и места для курения. Разрешается перевозить коляски и велосипеды.

InterCiti (IC и IC2)

InterCiti (IC и IC2) – двухэтажные высококачественные междугородние поезда. В составах есть Wi-Fi и игровые детские зоны. В специальном помещении по уходу за малышами можно быстро подогреть детское питание. В каждом купе верхнего этажа расположен туалет и душ. На первом этаже туалет и душ предусмотрены для пассажиров всего вагона. В поездах этого типа оборудованы удобные места для аллергиков, пассажиров с животными и инвалидов с колясками. В вагонах можно провозить велосипеды и лыжи. Курить запрещено.

Скорые поезда дальнего следования (P)

Скорые поезда дальнего следования (P) курсируют между городами южной Финляндии. Это комфортабельные поезда традиционного типа. В них разрешено провозить коляски, велосипеды, и животных. Есть выделенные места для курильщиков и вагон-ресторан.

Ночные поезда

Ночные поезда, оборудованные автомобильными платформами, быстро домчат вас до северных районов Финляндии. В специальном вагоне можно перевезти свою машину или мотоцикл, транспортировка которых оплачивается отдельно. При желании можно отправить свой автомобиль до пункта назначения заранее, за 1-5 дней до вашего прибытия, а потом забрать ключи в вокзальной кассе.

Билеты – стоимость и скидки

Как правило, билеты без проблем можно купить даже перед отходом поезда. Но если вы перевозите велосипед, стоит забронировать места заранее, так как их количество ограниченно. И обязательно заблаговременно позаботьтесь о билетах, если дата вашего путешествия приходится на дни больших национальных праздников – Новый Год, Рождество, Пасха, Иванов день .

Крупнейшим железнодорожным предприятием страны является компания Suomen Valtion Rautatiet – нам более привычно ее сокращенное наименование VR (государственная железнодорожная компания Финляндии). Компания основана в 1862 году.

Билеты можно приобрести в вокзальных кассах и автоматах, а также у кондуктора в поезде. К оплате принимают наличные деньги или банковские кредитные карточки.

Покупка обычного билета в кассе обойдется недешево: в среднем, 100 км по железнодорожному пути в вагоне второго класса обойдутся 12-15 евро, а то же расстояние скоростным поездом класса IC потянет на 25 евро. Сами финны, планируя поездки на дальние расстояния, активно пользуются скидками и акциями. Покупая билеты сразу туда и обратно, можно сэкономить примерно 10-20% от стоимости билетов.

Сэкономить поможет абонементная карточка InterRail. Ее стоимость определяется возрастом, а также тем, сколько дней вы планируете путешествовать. Можно купить карточку, которая дает право путешествовать в одной определенной стране – OneCountryPass, она действительна в течение 3, 4, 6 или 8 дней или одного месяца. В течение выбранных дней можно без ограничений путешествовать на поезде. Стоимость этой карточки варьируется от 87 до 376 евро, в зависимости от вашего возраста, количества дней и класса вагона. Конкретные цены можно посмотреть .

Карточка GlobalPass действительна во всех странах Европы, где действует система InterRail ,по Вашему выбору, от пяти дней до одного месяца.

Обратите внимание на то, что абонементную карточку необходимо покупать не ранее, чем за 11 месяцев до поездки. И, в отличие от билетов, их нельзя приобрести на сайте компании VR, только в кассах этой компании, а также на сайте компании InterRail.

Существует аналогичный онлайн-ресурс – Eurail, однако он не обслуживает граждан Российской Федерации.

Кроме того, финская железная дорога предоставляет различные скидки и льготы для разных категорий путешественников.

Малышей до 6 лет можно провозить бесплатно, если они не занимают отдельного места. В ночных поездах ребенка до 10 лет включительно тоже можно провозить бесплатно, если он не занимает отдельного места.

Дети от 6 до 16 лет получают скидку на билет в размере 30%.

Если вы едете по Финляндии группой от 6 человек, можно рассчитывать на скидку в 20%.

Получить более подробную информацию об услугах для пассажиров можно на официальном железнодорожном сайте Финляндии: www.vr.fi . Там же можно узнать расписание поездов и забронировать билеты.

Узнать о железной дороге больше

В Финляндии есть несколько музеев, посвященных железной дороге. Например, в Коувола есть музей железнодорожного моделирования, здесь же сохранился целый квартал, где жили служащие железных дорог.

Железнодорожный музей можно посетить в Хювинкяя. А в городе Порвоо , одном из самых старых городов Финляндии, можно переместиться на 100 лет назад и проехать на музейном поезде до Хельсинки, чувствуя себя пассажиром тех далеких времен. В провинции Тавастия можно прокатиться на дрезине на протяжении 14 км по узкоколейке по маршруту Хумппила‑Минкиё‑Йокиойнен, а на станции Минкиё посмотреть музей узкоколейной железной дороги.

Музей железнодорожного моделирования

Стоимость билетов:

  • Взрослые – 5 €;
  • Дети от 3 до 16 лет – 3 €;
  • Студенты и пенсионеры - 4 €;
  • Семейный билет – € 15 (2 взрослых, 3 детей;)
  • Школьные группы – 2 € / чел.;
  • Для взрослых групп – 4 € / чел.

Адрес музея: Asemakatu 2, 45100 KOUVOLA.

Финский железнодорожный музей в Хювинкяя

Стоимость билетов:

  • Взрослые – 8 евро;
  • Дети от 7 до 17 лет – 3 евро;
  • Дети до 7 лет – бесплатно;
  • Студенты, пенсионеры, безработные – 5 евро;
  • Семейный билет – 16 евро.

Адрес музея: Hyvinkäänkatu 9, 05800 Hyvinkää.

Музейная узкоколейная дорога

Стоимость билетов:

  • Взрослые (с 16 лет) – 14 евро;
  • Дети с 6 до 16 лет – 7 евро.

Адрес: Kiipuntie 49 31630 Minkiö.

Совсем недавно на страницах сайта появился рассказ блоггера docent.livejournal.com , посвященный вокзалу в Хельсинки, Финляндия .
Теперь же автор делится своими впечатлениями о железнодорожном путешествии (да еще и с собственным автомобилем) по Финляндии, восхищаясь сервисом и стоимости услуг финских перевозчиков и сравнивая их с Российскими.
Как всегда - рассказ сопровождается подробным фотоотчетом. В недавнем автопутешествии по Финляндии было решено проделать часть пути по железной дороге. Там путешествовать на поезде можно прямо со своим автомобилем!

А вы, кстати, знаете, что недавно и из Москвы тоже стало возможным приехать в Хельсинки на поезде РЖД? За каких-то 664 евро вы получаете билет на провоз автомобиля туда и обратно, полку в 4-х местном купе без розеток и ключа, с тремя незнакомыми пассажирами, что бы не скучали в дороге, и мечту о душе по окончании поездки.
Спрашиваете «зачем мне билет туда и обратно»? Не определились с точной датой окончания поездки? Или думаете навестить на обратном пути бабушку в Питере и дядю на Валдае, привезти им полный багажник морошки и коробку лапландского сыра? Забудьте! РЖД заботливо уберегут вас от утомительной поездки за рулём!
А еще, предоставят вам двойную освежающую ночную прогулку по заледеневшим перронам пограничных станций Бусловская и Вайниккала, для досмотра вашего автомобиля пограничниками, которые вряд ли что-то там обнаружат, ведь РЖД уже позаботились и о том что бы все ваши вещи вы заведомо забрали в купе, а досмотр, это просто предлог, ну просто что бы воздухом могли подышать, полезно, говорят, перед сном.

Впрочем, давайте обо всём по порядку, ведь я же еще хотел рассказать вам про финские поезда!


Хотелось бы вам напомнить исторический факт, вдруг кто его забыл: первые железные дороги в Финляндии появились с подачи русской стороны, потому что, когда изобрели паровоз, Финляндия всё ещё была частью Российской империи, и поэтому, ширина колеи там, как и по всей России 1520/1524 мм.
После революции, когда Финляндия стала независимой страной, проложенные по их территории русские рельсы стали частью финской железной дороги. Финны не стали переходить на общеевропейский стандарт колеи 1435 мм, а Советский Союз, до 1985 года поставлял им электровозы, построенные на Новочеркасском заводе, они до сих пор катают наших северных соседей. В остальном, как же две части некогда одной сети стали не похожи друг на друга за это время!

Кстати, удивило что здесь советские электровозы также выполняют и роль маневрового локомотива.



Из России в Финляндию можно добраться на поездах РЖД, в том числе прямым ночным поездом Москва-Хельсинки «Лев Толстой» , а также недавно запущенным скоростным поездом «Аллегро» , работающим на направлении Санкт-Петербург-Хельсинки.
Расстояние в 1108 километров этот поезд преодолевает за 14 часов, билет в обычное 4-х местное купе стоит 107 евро. В купе этого поезда не обнаружено электрической розетки, чтобы подзарядить ноутбук, кроме того, не было возможности, как и в большинстве российских поездов, пойти в вагон-ресторан (или даже просто в туалет) закрыв купе на ключ. На этот случай у меня, конечно, есть «трёхгранка», но что делать с незнакомыми соседями по купе? Я может и параноик, вещи так не брошу. К счастью, я обычно езжу не один и можно кого-то оставить «на чемоданах».



Однажды мне приходилось ездить в каком-то более современном вагоне, там были предусмотрены и розетки, и даже телевизор, который правда показывал только помехи. Еще там были автоматические двери, вакуумные туалеты и прочие элементы цивилизации. Правда, как говорится, одно добавили, другое, зачем-то убрали: в этом современном вагоне отсутствовали «рундуки» (такие ящики под нижними полками, кинул туда сумки и спи себе на них спокойно, никто ночью по тихому не сопрёт). Но главное, в тех купе были электронные замки! Правда, ключи к ним не выдавались. Проводник сказал, их почти все или потеряли или спёрли, а с завода новых не поставляют. Ну вы поняли, «всё-таки она наша, наша Раша».



В другой раз я ездил из Москвы в Прагу в евровагончиках, стандарта RIC . Там даже раковина была в купе. Но их главный недостаок заключался в том, что такие купе были трехместными и очень тесными. Как говорится, ни богу свечка, ни чёрту кочерга, но если ехать втроем, и быть при этом не очень крупногабаритным, то нормально.
Выглядело такое купе так...



Про плацкарт от РЖД я вообще не хочу говорить, сто лет в них не ездил и еще столько же как минимум не собираюсь. Особенно, после поездки в «плацкарте» финского поезда.
Кто-то меня сейчас наверно почитает, и скажет, не ну совсем избалованный, вся страна в таких поездах более чем полвека ездит и ничего. А раз такой гламурный, вот же есть вагоны РЖД в которых даже туалеты с душем в купе! Ага. Да да. Знаю я такие вагоны.
Выглядит такое купе вот так...



Есть такие купе вроде бы и в поезде «Лев Толстой», Москва-Хельсинки, но вот стоит это удовольствие стоит 23 с хреном тысячи рублей. В один конец! Правда за всё купе. Тут уважаемый читатель воскликнет, багровея от раздражения, «Да ты совсем зажрался! Хочешь комфорт, плати бабки!»... Спокойно, спокойно, уважаемый. Просто дыши глубже и продолжай читать.

Машины, кстати, по Финляндии перевозятся вот в таких автовагонах...



Давайте теперь вспомним про услугу РЖД с перевозкой автомобиля . Вагоны для перевозки автомобилей тоже теперь цепляют к «Льву Толстому». На других направлениях услуга пока не предлагается, хотя, я верю, что она могла бы быть весьма востребована, я бы сам предпочёл доехать до какого-то города с автомобилем в поезде и дальше иметь полную независимую свободу перемещения. Если бы не ценовые реалии.
Погодите, не открывайте сайт rzd.ru , я уже собрал все данные. Или, нет, откройте его в новой вкладке браузера и посмотрите, а то вдруг мне не поверите. Да, кстати, напишите мне, сколько времени у вас ушло от момента открытия сайта до обнаружения этой информации? А потом откройте сайт vr.fi , и повторите там те же действия. Для наиболее продвинутых пользователей, попробуйте забронировать билет тут и там, особенно в формате «купе+автомобиль» и поделитесь впечатлениями.



Теперь читаем чёрным по белому на сайте РЖД: 450 евро за перевозку автомобиля туда и обратно. Плюс 4 евро за резервирование перевозки, и 0,3 евро за каждые 100 евро объявленной стоимости автомобиля. Причём, и это очень важно: провоз автомобиля можно оформить только туда и обратно .
То есть вам нужно заранее определить продолжительность поездки и день возвращения. Не прокатит и то, если вы планировали вернуться из Финляндии на автомобиле своим ходом. Кстати таможенные правила, насколько мне известно, запрещают вернуться из страны Евросоюза без машины, оставив её там, но вот своим ходом она уедет или на поезде, такого уточнения не припоминаю. Может РЖД чудит и навязывает свою услугу?



Вы думаете, на этом неудобства заканчиваются? Ха! Они только начинаются. Вы будете обязаны забрать ваши чемоданы из багажника машины и топать с ними в купе. Вы обязаны не запирать ваш автомобиль и не включать сигналку. В автомобиле вы можете оставить только то чем он комплектуется по ПДД: аптечка, огнетушитель, инструменты, запаска, знак аварийной остановки и т.д.

Можно было бы объяснить это таможенными и пограничными заморочками, только вот досмотр автомобиля на границе всё ровно предусматривается (а то мало ли вы договорились с проводником и он закрыл глаза на ваш минивен, набитый доверху оружием и наркотиками). Судя по всему, хотя я могу и ошибаться, на границе вас по любому выдернут из теплого купе на мороз, поведут в тапках и тренниках по заледеневшей платформе к автовагону и будут досматривать ваш автомобиль. Почему бы не организовать все эти формальности на вокзале при погрузке автомобиля, и там же запереть его в конце концов, за такие-то деньги?

В Финляндии по-другому: поставил машину в вагон, вещи можно оставить внутри, запирать машину или нет дело ваше.



Допустим это всё была пограничная бюрократия и мы с ней смирились, как миримся со всё еще неизбежным злом - получением шенгенских виз, необходимостью замены загранпаспортов по истечению свободных страниц или сроку его действия, и досмотрам в аэропортах и на погранпереходах. Давайте снова вернёмся к любимому и родному РЖД.

Вышерасчитанная цена была ведь только за провоз автомобиля! Сверху вам надо будет еще заплатить 107 евро за место в четырехместном купе, ну или те 23 с хреном штуки, если не желаете 14 часов трястись в поезде без душа и туалета в 2-х шагах от койки.
Если не удалось накопить денег на отдельное купе с душем, РЖД рады предложить вам полку в 6-ти местном плацкарте международного поезда.



Если уж мы не можем вернуться обратно на машине своим ходом, умножаем эту сумму на два. По-минимуму набегает: 107*2=214, 214+450=664.
И это если вы едете в одиночестве и с автомобилем, без учета других поборов. Если разделить на два (хоть при поездке с авто в Хельсинки из Москвы это не доступно), получится 332 евро, за эти деньги вас довезут в один конец, в одном купе с 3-мя незнакомыми людьми, с автомобилем на расстояние 1108 километров. В купе не будет розеток, раковины, и в вагоне не будет даже общего душа.
Кстати, забронировать сразу и провоз автомобиля и купе «в один клик», как у финнов, на сайте РЖД невозможно: делайте всё это по отдельности!

Если уважаемый читатель осилил до этого места, он задумается, а зачем я тут развёл все эти рассчёты и за что я так радостно тролю РЖД? Вот мы и добрались до главного, сейчас всё поймёте.

Аплодисменты, на сцену выходит финский коллега и партнер РЖД - VR, в белом свежевыглаженном костюмчике на зелененькую рубашечку.



Так что же нам «VR» предлагает? Мы вдвоем проехали примерно 900 с небольшим километров от Рованиеми до Турку, вместе с нашим авто. Ну не 1108, конечно, но что в современном мире какие-то 100 километров? 7-10 литров бензина у рядовой легковушки? Час пути без пробок? Москва из конца в конец в её современных границах? Или Москва всё же побольше наверно? В общем, не суть важно в данном контексте. Но мы за всё это удовольствие заплатили 245 евро! на двоих! с автомобилем!



А без автомобиля одно место в двухместном купе обойдется в 106 евро.



И да, я не просто так написал слово «удовольствие». Может быть это всё меня так впечатлило, потому что я первый раз путешествовал на европейском поезде? Так что же мы получили за 245 евро?
Наш «плацкарт» в финском поезде. Да, я не опечатался, «berth» по английски означает «плацкарт», или «спальное место», именно под таким термином это прописано на сайте «VR» и в билете.



Три розетки 220 вольт в купе, а еще там два раздельных будильника для каждого пассажира. Раковина. При необходимости, если едите с детьми или компанией, два двухместных купе можно объединить в одно, между ними предусмотрена дверь.



Еще понравилось брендированное постельное бельё. И там нормальные пододеяльники, а не тупо простыни, в которые надо еще как-то умудриться завернуть одеяло! Ничего не надо получать или сдавать, стелить, и тем более платить отдельно. Пришел в купе - всё чистое, выглаженное, уже постелено и готово к вашему приходу, как в гостинице. А, РЖД? Слабо, да?



Я теперь хочу себе такую наволочку, пододеяльники и простыни! На полном серъезе! Где их заказать?



Душ, общий правда, но скажите мне, в каких вагонах РЖД есть у нас общий душ? А вы знаете, что конструктивно он в общем-то предусмотрен, даже в весьма старых «амендорфовских» вагонах? Или может я редко езжу и где-то они таки работают?

Слева на право: общий душ в вагоне, общий туалет, отдельный общий туалет для детей (все необходимые в таких случаях гигиенические средства конечно же присутствуют).



Второй общий туалет в вагоне предназначен для людей с ограниченными возможностями и пассажиров с детьми. Он более просторный, в нем есть поручни, откидной столик для пеленания детей, горшок, раковина, необходимые гигиенические средства. Дверь в туалет открывается сенсорной кнопкой, так же бесконтактно открывается кран с водой (как впрочем и в обычном туалете) и выливается жидкое мыло. Во всех туалетах рядом с унитазом так же присутствует мини душ, сами понимаете для каких целей). Это кстати вообще есть во всех общественных туалетах в Финляндии.



Указатели на «удобства» также в наличии - найти всё необходимое очень легко.



Двери купе запираются ключом, два ключа для пассажиров и один ключ от общего душа. Можно спокойно закрыть купе и пойти в вагон ресторан, что мы, собственно и сделали. А за одно исследовали финский поезд.



Второй этаж вагона. Здесь располагаются купе с санузлами («sleeping compartment»). К сожалению, я забыл сфотографировать такое купе. Если вам лень идти на сайт vr.fi , где есть виртуальный тур по финским поездам, то оно конечно менее пафосное, чем показанное выше аналогичное купе поезда РЖД, чем-то напоминает то, в котором ехали мы, в том числе и по площади, но только есть еще достаточно компактный санузел с душем.



А знаете сколько стоит билет в это «мажорное» купе с душем и туалетом у «VR»? Пауза. Тут у РЖД заканчиваются сигареты и ломается зажигалка, он сплевывает на пол и бормоча что-то нецензурное уходит со сцены под свист и улюлюканья из зала. Так вот. Это стоит 266,63 евро , тоже с провозом автомобиля и тоже на двоих. По крайней мере так говорит сейчас сайт vr.fi.

Посчитайте там по курсу 23 с хреном тыщи рублей за аналогичную эксклюзивную услугу РЖД. Если вы путешествуете в одиночестве, заплатите 248 евро за такое купе, а за то, в котором ехали мы 179,96. При путешествии без автомобиля (автопакета) стоимость проезда в таком купе будет 116 евро на одного человека и 233 евро на двоих.
Что-то как ни пытаюсь перевести по курсу, не получается у меня 23 с хреном тысячи рублей. Можно было бы грешить на старенький китайский калькулятор, но и на компе такая цифра не получается почему-то.

Кстати, не думаю, что здесь среди ночи на полустанке к вам в купе обивая дверной косяк чемоданом подсядет незнакомец и начнёт смачно чавкать припасенной в дорогу курицей. В «Льве Толстом», при почти пустом вагоне именно в наше купе всю дорогу почему-то подсаживали новых пассажиров. В выходные, правда, все эти цены выше в среднем евро на 30.



Кстати, в финском спальном вагоне нет проводника, он там как бы и не нужен: бельё постелено, разбудить вас разбудят по громкой связи, или можете поставить себе встроенный будильник. А чай? Чай в вагоне-ресторане. Ну или можете свой заварить если взяли с собой электрочайник или кипятильник - розетки же есть.



При переходе из одного вагона в другой вы видите дисплей с его номером. Не заблудитесь. Нет, это не в поезде 70 вагонов, это просто его «системный» номер.



Тамбур. Двери все автоматические. Справа туалет для инвалидов и пассажиров с детьми, который я показывал выше.



Наконец дошли до вагона-ресторана, где выпили пива и перекусили.



Достаточно уютно и бесшумно.



Есть в поезде и сидячий вагон.



Треть сидячего вагона занимает багажное отделение.







В Турку маневровые локомотивы более традиционные.



Тот же вокзал в Турку - достаточно чисто и уютно.



Поезд поехал дальше, до Хельсинки, а вагоны с машинами тех кто приехал в Турку отцепили и отогнали к рампе для разгрузки.





Опасная у них работа.



Наш автомобиль выгружают - дальше он едет своим ходом.


****
Наконец подумалось. Вот ведь вроде ВТО на дворе, по идее, открыты двери для всякого рода международной конкуренции. Не пора ли поколебать монополистичный покой зажравшегося толстопузого РЖД? Если со всякими там ДойчеБанами это сложновато, колея разная, и дальше они от нас, то запустить бы к нам хотя бы финский «VR»? С нашими реалиями конечно можно только мечтать об этом, но вдруг если и не цены бы снизились, то хотя бы комфорт повысился? И в конце концов, поезда РЖД ходят в Финляндию, да и в другие страны Европы, почему бы европейским поездам не ходить к нам? Как у авиакомпаний. Вот вам и здоровая конкуренция.

А пока что, получается, невыгодно у нас путешествовать с автомобилем из России в Финляндию, за те деньги и с тем геморроем, который предлагают нам РЖД, можно минимум недели две, если не больше, кататься по Финляндии на арендованной там же машине. А уж за 23 с хреном тыщи вообще на самолете можно долететь за полтора часа туда и обратно, вместо того что бы трястись в их мажорном купе с унитазом в один конец. То что в Европе обычное явление, элементарное комфортное купе на два места или даже купе с санузлом - у РЖД по прежнему относится к эксклюзивным услугам «для богатых».



Полезная информация про железные дороги Финляндии из первых рук: инструкция по бронированию, виды билетов, различие поездов, стоимость проезда из Хельсинки в Тампере и другие города, расчёты как добраться в Финляндии, советы, описание, как покупать билеты на железные дороги Финляндии

Официальный сайт финских железных дорог: http://www.vr.fi

Железные дороги Финляндии в последнее время переживают всплеск популярности у туристов из России, главным образом потому, что их руководство додумалось запустить скоростные поезда «Аллегро», позволяющие доехать из Санкт-Петербурга до Хельсинки всего за три с половиной часа. Другое дело, что стоимость билетов на поезда «Аллегро» совсем не гуманная, и желающие добраться до Финляндии по железной дороге должны выложить этак с 80 евро в один конец, но сама тенденция к расширению сообщения между Россией и страной Суоми радует – глядишь, и давно обещанные составы до Лапеенранты ходить начнут…

Тем не менее, железные дороги Финляндии пользуются всё же меньшим спросом у местных жителей и туристов, нежели автобусные перевозки: делают своё чёрное дело высокие цены на проезд. И если, например, добраться автобусом из Хельсинки в Тампере стоит 27 евро, то этот же маршрут на поезде влетит в 32-37 евро; только стоимость билета на обычные электрички Финляндии сопоставима с автобусными ценами. В этой связи стоит отметить, что если купить билеты онлайн на сайте финских железных дорог, то можно изловить скидки – по ним добраться из Хельсинки в Тампере на поезде будет стоить, например, 15 евро. Но и автобусники не лыком шиты: их спецпредложения куда выгоднее, и цена на проезд между Тампере и Хельсинки опускается порой до 11, а то и до 6 евро. При этом ловить скидки на железнодорожные билеты надо сильно заранее, а скидки на автобусы Финляндии обычно доступны даже на отправления следующего дня.

Примерно тот же расклад на маршруте из Хельсинки в Турку: многие стремятся добраться до паромов в Швецию самостоятельно, и варианты проезда небезынтересны. Так вот, билет на поезд из Хельсинки до Турку стоит 35-38 евро, проезда автобусом обойдётся в 31.50 евро, и доступны скидки, сокращающие расходы туриста до 15, и даже на отдельные рейсы до 10 евро.

Есть ещё один важный нюанс, касающийся железных дорог Финляндии – хитрая их схема порой не позволяет выбрать вроде бы оптимальный путь. Например, наиболее популярное шоссе, тянущееся от Торфяновки параллельно берегу Финского залива, самый короткий путь в Хельсинки, железной дорогой не продублировано – составы идут по «верхнему» маршруту, через Коуволу и Лахти. Из-за этого Хамина, Ловииса и другие прибрежные городки кажутся выброшенными из жизни; добраться в них можно только после пересадки с поезда на автобусы пригородного сообщения. Да, расписание финских автобусов согласовано с графиком движения поездов, но лишние пересадки всегда есть лишние пересадки…

Опять же, скажем, Савонлинна и Тампере находятся примерно на одной широте, однако конфигурация железных дорог Финляндии не позволяет двигаться напрямую; подобная поездка потребует более 60 евро за билет и примерно 5-6 часов в дороге. Придётся сперва сделать пересадку в Лахти, потом спуститься чуть ли не до Хельсинки, и только после второй пересадки направиться на север, куда, собственно, и нужно было с самого начала.

Тем не менее, многие туристы из России предпочитают путешествовать поездами: это комфортно, и особенно удобно для пассажиров с детьми. Для них, к примеру, предусмотрены семейные билеты на финские поезда, по которым могут бесплатно ехать дети и даже подростки до 16 лет, сопровождаемые родителями. Непоседливым отпрыскам создаются все условия вплоть до игровых площадок в вагонах для семей.

Поезда в Финляндии хороши все без исключения, но скоростные составы «Pendolino » всё же хороши чуточку больше, чем «InterCity» и «Express train», да и скорость у них гораздо выше – суперсовременные «Pendolino » могут переходить рубеж 200 километров в час, хотя в Финляндии, при тех коротких расстояниях, которыми разделены популярные у туристов из России южные города, разница между поездами несущественна. Действительно на «Pendolino », выиграть можно, допустим, минут 20-25 по сравнению с «Express train», а цены гораздо выше: например, 45 евро против 27 на одном и том же маршруте.

Купить билеты на финские поезда онлайн не составляет труда: надо зайти на сайт http://www.vr.fi и там всё обстряпать; есть даже русскоязычная версия сайта финских железных дорог, и я взял на себя труд составить инструкцию по бронированию билетов на поезда Финляндии.

Сперва, как водится, надо заполнить форму справа, указав, откуда и куда надо ехать, выбрав даты поездки и количество пассажиров. На следующий экран вывалится список поездов, подходящих по времени, с указанием количества пересадок и стоимости проезда.

Желающие могут нажать кнопку "Continue" и выбрать конкретные места в конкретном вагоне, или хотя бы установив предпочтения типа "у окна", " у прохода" и т.п.

В этом случае чтобы продвинуться далее придётся нажимать кнопку "Update price", на предыдущем экране можно было обойтись опцией "Pay Now". Страничка оплаты достаточно проста, на ней нужно указать адрес e-mail, на который придёт подтверждение брони - его нужно будет обязательно распечатать или хотя бы сохранить на мобильном телефоне, если выбрана такая опция. Альтернативой служит самая нижняя кнопка "Pick up" - билет будет оформлен, но его нужно будет забрать либо в кассе железных дорог Финляндии, либо в одном из билетных автоматов; сделать это можно в любом городе.

По правде говоря, покупать билеты на финские поезда онлайн большого смысла не имеет, если, конечно, речь не идёт о существенных скидках. На деле составы никогда не бывают переполнены, и купить билет можно даже за несколько минут до отъезда. Чтобы не стоять в кассах, лучше воспользоваться услугами одного из билетных автоматов. Они выглядят вот так:

Меню билетного автомата можно переключать, доступны финский, шведский и английский языки.

Наиболее популярные маршруты из какого-либо города отображаются сразу, в данном случае видно, что с вокзала Тампере чаще всего ездят в Турку, Ювяскюля, Хельсинки, Пори. Это всё опции для быстрой покупки, ради более замысловатых маршрутов надо выбирать "Domestic tickets".

Закатав места отправления и назначения нужно сообщить автомату, сколько пассажиров собирается тронуться в путь.

Итогом всех усилий станет экран с ценой проезда - пример показывает что есть возможность выбирать между стандартным билетом и билетов с возможностью вносить изменения по ходу поездки. Стандартный билет на поезда Финляндии стоит дешевле, ещё дешевле стоят билеты по спецпредложениям.

Остаётся произвести оплату кредитной карточкой, сбоку автомата есть весь необходимый инструментарий.

Карточку в щель, по сигналу автомата вводится пин-код, и дело сделано.

Остаётся добавить, что железнодорожные вокзала Финляндии по большей части чистые, приличные, на больших станциях есть обширная инфраструктура, включающая кафе, магазинчики, часто встречаются камеры хранения, цены на них разнятся; сколько нынче стоит оставить багаж в Хельсинки, я не знаю, но, к примеру, камера хранения в Тампере стоит 3 евро за сутки.