Туристический сайт

Путешествие в прибалтику на автомобиле. Путешествие на машине по Прибалтике. Эстония. Латвия. Литва. Наказание за нарушение правил прохождения таможни

Решили отправиться по странам Балтии. Отпуск был всего двухнедельным, поэтому тщательно подбирали, где остановиться и в каких гостиницах заночевать. Приходилось делать заказ напрямую. Бронь с Букинга на визу не приложишь. Выезжать мы собрались через Эстонию, поэтому в ее консульство и подавали бумаги на оформление визового стикера. Самим не было желания заниматься оформлением визовой наклейки в паспорт, поэтому решили сделать все через Пони Экспресс. Конечно, удовольствие - не бесплатное, но зато не нужно в очереди киснуть и переживать. Визой обзавелись без проблем.

Выехали из Москвы ранним утром. Отправились в путешествие вчетвером: мы с супругой и наши дети. Ехали по Минке. Конечно, это какой-никакой крюк, но зато дорога - просто супер. Вот только камер везде понаставлено, но мы не нарушали, держали нормальную скорость. В Белоруссию въехали около 10.30, у Орши повернули на Витебск. Через пару часов вновь въехали в РФ и заехали посетить могилу А.С. Пушкина в Пушкинских горах. Потом поехали к Пскову. Там мы заночевали. С утра прогулялись по Псковскому кремлю. Вечером отправились в сторону Эстонии. Посетили Изборск, Псково-Печерскую лавру.

Путешествие по Эстонии

Границу пересекали в пункте «Куничина гора/Койдула». Народу немного. Контроль прошли быстро и даже в Дьюти фри заскочили. Двинулись в сторону Тарту, в который приехали к вечеру. Здесь остановились в гостинице Aleksandri. Отправились по достопримечательностям. Вечером прогулялись по Старому городу. На следующий день запланировали посещение обсерватории и ботанического сада. Целый день провели в прекрасном городке, а потом отправились в Таллинн. Добрались благополучно и заехали в гостиницу «GoHotels Shnelli». В Таллинне провели несколько дней. Успели побывать в этнографической деревне и зоопарке, а также морском музее. Любовались Балтийским морем. Через три дня поехали в Виртсу на паром, с помощью которого переправились на о.Муху. Оттуда по дамбе добрались до о.Сааремаа. Осмотрели лютеранскую церковь, город Курессааре, Епископский Замок и скалу Панга. Особенно впечатлили ветряные мельницы (Англа). Тем же паромом добрались обратно в Виртсу.

Поздним вечером были в Пярну, где заночевали в Aisa Hotell. Надо сказать, гостиница - так себе. Чем-то напоминает советские гостиницы, а мебель так, по-моему, еще с тех времен и осталась.

Путешествие по Латвии

На следующее утро покинули гостеприимный Пярну и добрались до границы с Латвией. К полудню добрались до Цесиса. Немного передохнули, погуляли, подкрепились и двинулись в сторону Сигулду, где оказались к вечеру а оттуда и до Риги было рукой подать.

Конечно, в Риге больше всего нас интересовал Старый город.

Достопримечательности описывать не буду, о них и без нас много написано. А вот атмосфера города требует особого внимания - кафешки кругом, музыка живая отовсюду льется, персонал радушный. Мы нашли время посетить Юрмалу. Тоже замечательный город.

Путешествие по Литве

Пробыв в Латвии три дня, отправились в Литву в Клайпеду, где остановились в Memel Hotel. Утром следующего дня поехали на Куршскую косу. Зашли в морской музей, прошлись по косе. Виды на море и Куршский залив поразили до глубины души. Видели серых цапель.

На следующий день приехали в Палангу. Этот город понравился даже больше Юрмалы. А на следующий день отправились в сторону Вильнюса.

В Каунасе осмотрели замок.

В Вильнюсе отдыхали в гостинице Каролина, прекрасном месте в самом центре. В номерах шикарные ковры, светлая мебель, а на завтрак - шведский стол. В ресторане отеля отведали блюда национальной кухни. Вдоволь нагулялись по городу, причем, так, что к вечеру ноги просто отнимались.

В Литве есть очень интересная особенность - карты принимают не везде, так что наличку лучше иметь при себе, особенно, если отправляетесь в музей, например. Отдохнув в Литве, отправились в обратный путь. До границы с Белоруссией доехали быстро, так как расстояние - небольшое. Границу прошли за полчаса, и это еще с оформлением такс-фри. Минск обогнули по кольцевой. А дальше уже по трассе Минск – Москва долетели до дома.

Немного о мобильной связи

В прошлом году в Прибалтике пользовались симкой Cellhire (Селлхаер). Карта - международная. 200MB Интернета обошлись в 1350 руб. За саму карту заплатили - 750. Симка работала во всех нужных нам странах, но качество связи, увы, подкачало: нам нужна была связь постоянно, а сеть несколько раз терялась при пересечении границ (в Польше ее вообще два дня не было, еле «выехали» на оффлайн картах). Так что в этот раз почитали отзывы и купили симку от итальянского Водафон, тариф назывался . Она, как оказалось, значительно выигрывает по сравнению с Cellhire. За €3 в день мы получили по 25 минут входящих и исходящих, а также 50 SMS плюс 500 МБ трафика. Качество связи очень порадовало: нигде ни разу не пропала сеть, скорость стабильно 3G. Так что во время путешествия по Прибалтике были всегда на связи, а вечером еще и в сеть выходили. Без Интернета путешествовать не слишком комфортно - без гугл-карт иногда бывает не разобраться, как добраться до той или иной достопримечательности, да и вообще экскурсии планировать проще. Времени сидеть в Интернете у нас особо не было, так что трафика вполне хватало.

На российско-латвийской границе существует 4 официальных КПП. И каждый из них можно преодолеть на личном автотранспорте. Однако поездка в Латвию на машине может иметь ряд особенностей. Некоторые из них касаются процедуры прохождения границы, другие – требований к самому транспортному средству.

Общая характеристика

Въезд в республику на своем авто – это удобство и независимость передвижения, возможность экономии (на аренде транспорта в стране и даже на топливе – если заполнить бак перед границей). Для этого потребуется действующая виза, прохождение процедуры таможенного контроля и соблюдения требований, выдвигаемых в отношении транспорта в странах Шенгенской зоны.

Путешественникам не стоит запасаться едой и лекарствами. Ввоз в государство строго ограничен. Но пусть никого не пугает поездка в Ригу налегке – все необходимое несложно приобрести там. На первом этапе главное – беспрепятственно и законно пересечь рубежи.

Пункты пропуска автомобилей на границе Россия-Латвия

Поскольку РФ не является частью Евросоюза, то попасть в Латвию можно через четыре действующих КПВВ:

  1. Для тех, кто отправляется из Питера, самым удобным будет КПВВ Брунишево–Педедзе.
  2. Быстро можно пройти через КПВВ Лудонка – Виентуле. Сюда едут со стороны Носово, и трасса не перегружена транспортом.
  3. Очередь – вот что ждет вас на КПВВ Терехово-Бурачки в любое время года. Трасса М9 «Балтия» практически всегда загружена автомобилями, в том числе и большегрузными.
  4. Чуть менее занят пункт Убылинка – Гребнева, поскольку через него максимально удобен въезд на машине в Латвию из Москвы: рядом проходит Московская трасса. Да и туристы из Пскова, расположенного неподалеку, довольно активны. Зимой в гололед и летом в жару пребывание здесь перестает казаться комфортным.

Время ожидания

В случае удачи, если к пунктам въезда-выезда не подтянутся бензовозы и большегрузы, миновать КПП можно в течение 30-40 минут. Однако готовьтесь, что придется задержаться там дольше. Бывает, что ожидание затягивается на срок от 12 часов до суток.

Предупредить эти неприятные моменты позволяет электронная очередь по системе EVIS. За 1,15 € для легкового авто и за 5 € для грузового можно в режиме «онлайн» забронировать себе место в очереди. Главное – точно указать марку, номер, характеристики авто, не напутать с данными. Сделать это можно здесь: https://www.lithuanianborder.eu/yphis/index.action?request_locale=ru Движение уже научились мониторить и предупреждать автомобилистов о скоплении транспорта. Теперь за отображением движения очереди на границе Латвия-Россия онлайн можно проследить благодаря сервису таможни: https://www.vid.gov.lv/ru/kravas_auto_rindas Однако появление правонарушителей или возникновение аварии на дороге предугадать нельзя. Если время ожидания затянется – биотуалеты имеются, но вот с организацией питания и местами отдыха дело обстоит хуже, такую ситуацию нужно предусмотреть. Но не переусердствуйте, чтобы не пришлось избавляться от лишнего груза, запрещенного к провозу в таких количествах.

Прохождение таможенного контроля

Главная цель досмотра – установить, не везете ли вы опасных или запрещенных товаров. Это не всегда укладывается в формулу «оружие, валюта, наркотики». Пересечение границы с Латвией в 2019 году пройдет без проблем, если в багаже не найдут скоропортящихся продуктов, не будет превышено допустимое к провозу количество лекарств, табачных и парфюмерных изделий, алкоголя.

Для ускорения процесса прохождения границы въезжающие сортируются по коридорам:

  1. Зеленый — для путешествующих без груза, подлежащего декларации.
  2. Красный — если перевозятся деньги, товары, сувениры, ценности, которые следует оформить.

Существуют еще особенности прохождения таможни на машине, относящиеся к регламенту самой процедуры:

  1. Приближаясь к КПП, подготовьте все необходимые документы (как личные, так и на авто, и на груз), разместите их так, чтобы предъявить без промедления.
    2. В течение досмотра таможней происходит остановка, проверка транспортного средства. Для этого остановитесь, заглушите мотор и позвольте сотрудникам службы работать.
  2. В случае успеха при прохождении контроля путешественники получат официальные отметки о пересечении границы и пожелания доброго пути.

Технические требования к транспортному средству

Чтобы беспрепятственно и быстро пересечь границу с Латвийской Республикой, вам придется подготовить свой автомобиль в соответствии с европейскими стандартами:

  1. Тонирование стекол более чем на 20 % считается недопустимым.
  2. Шипованная резина летом может стать препятствием – вас попросят «переобуть» авто.
  3. Обязательно наличие детского кресла, если едете с ребенком, а также аптечки, огнетушителя и набора для аварийной остановки (знак, жилет со светоотражателями, инструменты).
  4. Хорошее общее техническое состояние транспортного средства, подтвержденное документально.

Ну и, конечно же, автомобиль должен быть «чистым» в плане оформления.

Пакет необходимой документации

Полный комплект бумаг следует собрать заранее и без спешки. Вот какие документы для въезда в Латвию на машине вам будут необходимы:

  1. В отношении пассажиров:
  • правильно оформленные загранпаспорта;
  • дети до 14 лет вписываются в паспорта родителей, свидетельство о рождении предъявляется на таможне;
  • для несовершеннолетнего, путешествующего в группе с сопровождающим, нужна доверенность от опекунов или родителей; разрешение от второго, если везет один;
  • полисы медстрахования.
  1. В отношении автотранспорта:
  • свидетельство о регистрации авто;
  • талон техосмотра;
  • green-card.

От чего зависит стоимость грин-карты:

  1. От срока действия документа: от 15 дней до 1 года.
  2. От типа транспортных средств: авто легковое, грузовое, сельскохозяйственное, мотоцикл и т. д.
  3. Территория действия страхового соглашения:
  • для всех государств договора;
  • для ограниченного списка стран.

Пусть вас не пугает, если вместо привычного «Талон техосмотра» вы вдруг услышите «Диагностическая карта». По сути, это одно и то же, главное, чтобы она была в порядке. Ранее для авто с пробегом менее трех лет делали поблажку, сейчас требования ужесточились.

Если все документы в порядке – ваша виза в Латвию не пропала даром, въезд разрешен.

Что можно провозить

Еще раз более подробно обратим ваше внимание на то, что можно ввозить в Латвию из России и в каких количествах:

  1. Деньги – не более 300 € наличностью (420 € разрешено ввозить по воздуху или транспортом «река-море»).
  2. Табачные изделия – до 40 шт. сигарет и 50 г табака (самолетом можно ввозить больше – до 200 шт. сигарет или 250 г табака).
  3. Спиртное – 4 л вина; 16л пива, 4 л алкоголя до 22% объемных градуса; 1 л крепкого алкоголя свыше 22 %.
  4. Лекарства – в пределах личных нужд на период пребывания (с рецептами).

Норма ввоза товаров

Исчерпывающая информация по этому поводу есть на сайте посольства Латвии:

Сколько стоит бензин в Риге? Это волнует многих, а ответ не утешает. По данным на весну текущего года стоимость бензина 95-й марки составила 1,272 € за литр, а цена дизельного топлива - 1,182 € за литр. Естественно, что большинство делает запас, чтобы сэкономить.

Итак, с собой можно ввезти бесплатно:

Полную стандартную емкость (бак) для горючего имеющегося автомобиля;
не более 10 л на единицу транспорта в канистрах или других переносных емкостях.

Спиртные напитки

Въезжающим до 18 лет не предоставляется поблажка в уплате налогов и пошлин либо освобождение от них при ввозе табачных или алкогольных изделий. Так что импорт спиртных напитков несовершеннолетним запрещен, взрослым можно ввозить в следующих объемах:

  • от 0,3 до 1 литра крепкого алкоголя (свыше 22 %),
  • от 1 до 2 л игристого (шампанское, брют, сидр); ;
    4 л вина;
  • 16 л пива.

Комбинации бывают разными, но самая популярная выглядит так: 0,3 л крепкого алкоголя, 1,4 л аперитива, 4 л вина, 16 л пива.

Что запрещено


Как и в остальных странах ЕС, в Латвию некоторые продукты ввозить нельзя. Даже если вы собираетесь употреблять или использовать их сами. Запрет распространяется:
на всевозможные мясные продукты, сало, рыбу, кулинарные изделия с содержанием этих продуктов, выпечку, консервы;

  • на молоко сырое, сгущенное и обработанное, молокопродукты, десерты;
  • на корм для животных, имеющий в составе мясо или молоко.

Как задекларировать наличные средства

Каждый гость страны должен иметь на месяц финансовое обеспечение от 900 €. При путешествии всей большой семьей, избегайте другой крайности: важно не превысить допустимого количества ввозимой наличности и правильно оформить ее.

Правила Латвии в этом отношении тождественны и требованиями ЕС. Так, обязательной к декларированию является сумма в 10 000 € и выше . Бланки для внесения наличных есть в местах пересечения границы. Скачать их можно и с сайта Службы государственных доходов. Заполнить нужно на латышском, на русском и на английском языках. Декларация в 2019 году подается вместе с остальными бумагами.

Процедура пересечения границы Латвии на машине

Мы уже рассмотрели, как выглядят правила въезда в Латвию на автомобиле, какой пакет документов нужен и какие требования к авто действуют.

Напомним, что от вас потребуется:

  • спокойное, ровное, вежливое поведение на границе;
  • своевременное предъявление всех паспортов и полисов участников путешествия;
  • предоставление полного пакета документов на авто во время досмотра.

Согласно Закону о дорожном движении государства, отсутствие упомянутых документов влечет за собой отказ в праве пересечь границу и въехать в республику. Попытка обойти условия и требования таможенного контроля может повлечь штраф, отказ во въезде на ее территорию, даже арест.

Расходы

Для путешествия в Латвию средний бюджет в месяц составляет от 1000 € на человека. В эту сумму войдут затраты:

  • на оформление виз и документов,
  • на оплату пошлин;
  • на топливо;
  • на еду и питье;
  • на проживание;
  • на развлечения и сувениры.

На все нужно предусмотреть определенную сумму и трезво оценить ваши туристические аппетиты.

Популярные маршруты

Самое частое направление движения, если речь заходит о путешествии в Латвию, это поездка в Юрмалу. Этот курорт с мягким климатом прельщает многих. Но уже с апреля и до середины осени попасть сюда можно лишь при оплате пропуска. Въезд в Юрмалу на машине в 2019 году ориентировочно стоит 2 € в сутки. Со скидкой это право предоставляется за 31 € в месяц, а в 107 € обойдется весь сезон.

Тем, кто решил поехать в Ригу самостоятельно и ознакомиться с архитектурой столицы, посетить ее музеи, театры, парки и кафе, рекомендуем продлить автопутешествие до Юрмалы. Вы увидите старые крепости, этнографические поселения, Елгавский и Рундальский дворец, спроектированный Растрелли, и, конечно же, лес и море.

Правила дорожного движения в Латвии


Не забывайте об отличиях местных ПДД. Во-первых, ехать можно лишь со включенным ближним светом. Во-вторых, скоростной режим в городе – до 50 км/ч, а за его пределами – 80 км/ч. Простительным считается нарушение до плюс 10 км/ч – патрульные обойдутся устным предупреждением.

Все парковки в Латвии платны. В стране нельзя парковаться ближе, чем:

  • в 25 м от остановки общественного транспорта, перехода,
  • в 100 м от перекрестка,
  • в 50 м – от железнодорожного переезда.

Допустимый уровень алкоголя в крови водителя — 0,5 промилле. Если он будет выше хоть на одну сотую – штрафа в размере 300 лат (почти 300 €) не избежать, как и лишения права управлять автомобилем на территории страны сроком на год. Распитие спиртных напитков, курение, непристойное поведение на публике может повлечь за собой крупное взыскание.

Наказание за нарушение правил прохождения таможни

В соответствии с Кодексом Латвии об административных преступлениях, попытка провезти что-то запрещенное, скрыть превышение лимита на провоз, наличие незадекларированных ценностей и подакцизных товаров влечет за собой административную ответственность. Физические лица могут подвергнуться санкциям от 70 до 700 €, а юрлица – от 700 до 7 100 € с конфискацией всего, упомянутого выше. В особых случаях могут арестовать и автомобиль.

Заключение

Отправляясь в путешествие в такую спокойную и размеренную страну как Латвия, нужно помнить две вещи:

  • Сохраняя чужое достоинство, вы бережете свое: не спорьте и не пререкайтесь со служащим, наберитесь терпения и доброжелательности.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят: учитесь следовать правилам страны, в которой гостите, и только тогда вы прочувствуете ее дух.

Все остальное зависит от вашей ответственной подготовки к отдыху. Если вы не упустили из виду оформление документов и четко спланировали свои действия, то все у вас получится.

Так получилось, что PRTBRT часто вещает из стран Балтии - в Латвии находится одна из редакционных баз. Часто мы смотрим на то, как наши друзья и знакомые путешествуют по Латвии, Эстонии и Литве, и хватаемся за голову. Поэтому и решили написать эту колонку о том, как по-настоящему прочувствовать эти небольшие страны, где колорит надо действительно искать.

Не ехать маршрутом Таллин - Рига - Вильнюс за один раз

Несколько дней просто ходить по Старым городам трех столиц, пить, есть, глазеть и тратить деньги, а потом сказать: да был я в этой Прибалтике, все одинаковое. Хотя все три города своеобразные и очень разные, понять это можно, лишь приезжая в каждый по отдельности.

За поездку по трем столицам вы запомните какие-то отрывки, но все слипнется в один комок соборов, башен, еды и выпивки. А при этом у каждого города есть свое лицо и свои необычные места, которые вы, скорее всего, не увидите. Просто потому что, формат «три (пять, семь) дней - три города» не подразумевает ничего, кроме бесконечной гонки и прогулок в Старом городе вместе с британскими любителями дешево слетать на мальчишники и упиться, старичками и туристами с паромов.

Совет: Пусть вас не вводят в заблуждение размеры стран - каждую лучше всего смотреть по отдельности. Поэтому не стремитесь объехать все за отведенное отпускное время

Старый город Таллина

Но если все-таки поехали, не проводите все время в Старом городе

Как уже было сказано, у каждого города есть свое лицо и свои места силы: в Таллине это район Теллискиви (Telliskivi), который находится за пределами Старого города. В Риге, например, лучшие бары никогда не находились в черте Старого города: просто отправляйтесь гулять по улице Кришьяня Барона и сворачивайте на небольшие улицы. Именно там будут самые интересные места и заведения, такие как любимый бар редакции - Taka или самая актуальная танцплощадка города - Piens .

В Старом же городе - усредненные развлечения, типичные бары и рестораны, которых много в любых городах Восточной и Северной Европы от Кракова до Стокгольма. Не за этим вы едете смотреть страну.

Совет: Если вы знаете, что в Старом городе жизни нет, то и нужды снимать там жилье тоже нет. Ищите квартиры на Airbnb или отели рядом с местами силы: сэкономите и время, и деньги.

Район Теллискиви (Telliskivi) в Таллине

Еще одно классное место за пределами старого города Риги – Kaņepes Kultūras centrs

Не задерживаться в городах

В городах вы не посмотрите страну, поэтому обязательно спланируйте посещение альтернативных или загородных достопримечательностей.

    Из Таллина можно легко съездить посмотреть карьер в Румму (там до сих пор есть где пролезть, не пугайтесь забора), а дальше отправиться на остров Сааремаа, где достопримечательностей едва ли не больше, чем во всей Эстонии.

    Из Риги обязательно стоит съездить в Ирбене - город-призрак с огромным радиолокатором, переночевать на мысе Колка, посмотреть приморские Вентспилс и Лиепаю. А кто вообще знает о существовании арт-центра имени Марка Ротко в Даугавпилсе? Знаменитый художник родился именно в этом городе.

    Из Вильнюса обязательно стоит съездить на Гору Крестов, посетить ландшафтный парк Europos Parkas - аналог российского Никола-Ленивца, осмотреть Клайпеду и перейти границу с Россией на Куршской косе.

Во всех трех странах много возможностей для разнообразного туризма: альтернативные достопримечательности, экофермы и национальные парки - планируйте маршрут таким образом, чтобы побыть в столицах один-два дня, ознакомиться с основными местами и культурной жизнью, а дальше выезжайте вглубь!

Страны изобилуют крафтовыми семейными производствами всего на свете, от сыра до янтаря. В Латвии ежегодно проходит ярмарка, на которой можно купить не просто вручную сделанные вещи, а современные и красивые аксессуары и одежду. Такими вещами приятно пользоваться не из-за их крафтовости, а просто потому что они удобные и красивые.

Гора Крестов

Карьер в Румму

Но если все-таки задержались, обязательно выезжайте за город хотя бы в один из дней

Если уже поздно и вы остаетесь каждой из столиц на три дня, то не печальтесь: вокруг каждого из городов множество интересных мест:

    около Вильнюса - красивый Тракайский замок;

    из Риги непременно надо поехать в Юрмалу или в национальный парк «Кемери»;

    из Таллина отправляйтесь в национальный парк «Лаахема».

Кстати, локации из предыдущего абзаца применимы и к этому: это Прибалтика, и до любого места в пределах одной страны можно съездить туда-обратно! Главное - не лениться и планировать. Вполне можно арендовать машину на один-два дня или найди водителя с помощью BlaBlaCar, воспользоваться автобусами Lux Express , а может, и вовсе махнуть автостопом. Летом Эстонию наводняют дружелюбные финны, а Латвию с Литвой - поляки и немцы (и менее опасливые туристы на российских автомобилях).

Национальный парк Кемери

Больше времени потратить на поиск

Не все хорошие гостиницы, кемпинги и гестхаусы есть на привычных сайтах бронирования. Например, любимейший в редакции кемпинг Saulesmājas с домиками-бочками на мысе Колка (еще одна шикарная латышская локация - место встречи волн Балтийского моря и Рижского залива) появился на booking.com только в мае этого года!

Или еще один отличный вариант - глемпинг Klaukas в районе Сигулды и национального парка Гауя. И это только то, что на поверхности - таких мест десятки, но придется хорошенько готовиться и поискать.

Кемпинг Saulesmājas

Не забывать, что это уже давно разные страны

Если в головах старшего поколения это до сих пор однородная Прибалтика, то современному путешественнику бросаются в глаза разительные отличия: Эстония и особенно Таллин - полноценная Северная Европа, Литва тяготеет к Польше, а Латвия до сих пор на неопределившемся перепутье, но с европейскими чертами. При этом в каждой из этих стран сохранились уникальные самобытные места и культурные особенности. Понимание этого простого факта поможет по-другому взглянуть на эти соседские страны и выбрать для полноценного путешествия ту, которая ближе по духу!

Проверить билеты в Таллин, а может Ригу или Вильнюс


Нам нужна поддержка наших читателей.

Спасибо, что прочитали этот текст до конца, мы старались. Весь проект PRTBRT создан небольшой командой из двух человек, сейчас сайт читают 200 тысяч человек в месяц - это невероятно здорово!

Но, чтобы проект продолжал жить, нам нужна помощь наших читателей. Помочь PRTBRT можно, подписавшись на ежемесячное пожертвование (от 1 доллара) на сайте Patreon . Кстати, за пожертвования мы предлагаем бонусы! Плюс в мы объясняем, почему решились на такой шаг.

Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в

В пять часов утра 3 января Москва провожала нас маленьким плюсом, дождём и шоссейной грязью. Если верить обещаниям придорожных стендов, ремонт на Новорижском закончился еще в ноябре. Но на деле оказалось, продолжался и в январе. Там, где когда-то можно было ехать 110 км/ч, мы тащились 60, иногда меньше. Предупреждающих знаков минимум, освещение местами нулевое, в асфальте выбоины и трещины. Так начиналась поездка из Москвы в Прибалтику.

    Ехали на Renault Sandero 1.6 16v, комплектация стандартная. Добавок для дальней дороги вроде подлокотника или чего-то еще такого, по сути, никаких. Колеса обуты в Nokian Hakkapeliitta 8 со 190 шипами на каждое. Шум выше, чем у обычных 90-120 шипов, но безопасность приоритетнее акустического комфорта.

    Маршрут: Москва - МАПП Бурачки - Рига - Таллин - Тарту - МАПП Куничина Гора - хренова туча километров по проселкам Псковской области - Москва. Протяженность в обе стороны - 2500 км. Расходы на дорогу, включая гринкарту, бензин, платную стоянку в Таллине, пару платных участков дороги - 10500 рублей. Сумма из расчета курса евро на начало января 2014, примерно по 48 рублей за штуку.

После Волоколамска дорога стала лучше, ремонты закончились. Начался снег. Наконец, январь, зима! Ни черта не видно только. Но в районе Ржева рассвело и повеселело. Снег сменился дождем, с которого всё начиналось, а потом вовсе прояснилось. Однако радость от хорошей видимости тут же заменила собой Псковская область. Раньше я честно считал, что нет у нас дорог хуже, чем в Воронеже. Только тогда я еще не был во Пскове. Прости, шестидесятый регион, лучше убрать все твои дороги с карт. Стереть. При ограничении в 90 мы ехали по федеральной трассе 60 км/час, иногда не больше 50. Растрясли так, что бибика еще долго дребезжала.

Внезапно хорошая дорога километров за 50 до границы. Обрадовались. Думали, всё, началось как за Выборгом перед Финляндией. Но вдруг - снова дыры, в лучших традициях. Тряслись, ехали и повторяли «вот сейчас, пересечем границу, въедем в Европу, уж там оторвемся на широком ровном полотне, еще чуть-чуть потерпеть». Да вот уже !

Русские ребята еще на нашей стороне выпускать никого не спешили. По-настоящему работать начали только когда из большого здания вышел большой дядя в форме с большими звездами на погонах, посмотрел на очередь, повернулся к своим и что-то крикнул. После этого, да, - беготня и обвинения проходящих границу в медлительности. То есть, создав очередь и дав всем расслабиться, они внезапно подскочили как ужаленные и стали обвинять в медлительности всех кроме себя. При этом нигде никаких инструкций, побуждений к действию. Ни-че-го. Граница устроена поганейшим образом. Напишите где-нибудь на въезде порядок или хотя бы свод советов, буду исполнять. Но я не каждый день с таможенниками общаюсь - раз за разом тупо забываю, что надо делать и куда какие документы подавать.

Латышская сторона скоростью оформления тоже не отличилась. Перед выездом я прочитал кучу отзывов. Везде было написано «перед нами была всего одна машина» или «граница пустая, прошли таможню за 15 минут». Между нами и Латвией в тот день оказалось машин двадцать и мы промариновались в очередях в общей сложности два часа.

Но в итоге все-таки въехали. Дорога, мягко говоря, - не Европа. Ну то есть, уже не Псков, но еще не более суровая Финляндия. Даже не то, что начинается после Выборга, если ехать к оленям и лосяшам на сноуборде-лыжах кататься. Проехали одну кольцевую развязку, вторую. Уверенно шли по навигатору на Ригу, смеясь над указателями, манившими на Зилупе. Вдруг дорога закончилась. Под колесами оказались глина, утоптанный песок и гравий, подскакивавший и отстукивавший какой-то трэш на днище. Избежать этого можно было, повернув раньше на смешной Зилупе, но мы доверились установленному на айфон Sygic. Поэтому километров 30-40 ехали по бездорожью как раз на скорости 30-40 км/ч. Зато по указателям на Ригу.

Лучше стало после Резекне. Еще полегчало - в районе Екабпилс. Ну а после Огре вообще Европа настала - с долгожданным широким полотном без выбоин.

Все время до этого мы разглядывали царившую на обочинах разруху. Всерьез опасались остановиться перекусить, отдохнуть и даже в туалет, шутили на тему бродяг-людоедов, что еще живут в этом раздолбанном «некогда великолепии». Въезд из России в Латвию разве что природой красив. Старые же дома брошены и кажутся разграбленными. Разбитые коровники, ржавые остовы техники, откровенно старые иномарки и возможность заправиться относительно недорогим газом вместо самого дешевого бензина.

Ближе к Риге пейзаж улучшился, мы даже решились на остановку на одной из заправок вездесущего Лукойла. Кофе по одному евро, недорогие конфеты, закуски, бензин, газ, не очень удобный туалет.

Кстати, о заправках. На Новой Риге, еще в России, прям-таки куча заправок с нормально оцененным бензином. Не по 60-80 рублей за литр, а в 2-2,5 раза дешевле. Мы залили полный, и в следующий раз заливались только покидая Таллин. Поэтому на дорожные расходы и ушло всего десять с половиной тыщ рублей.

Залиться топливом перед выездом из России стоит еще потому, что следующая заправка может оказаться через сотни километров. Дороги в Латвии развиты не так сильно, как в Центральной России, можно ехать очень долго, прежде чем попадется хоть что-то.

Хотите кофе - запасайтесь тоже в России. В туалет сходите сразу после таможни. По дороге из Москвы в Ригу на латышской стороне с этим как-то особенно неважно дела обстоят. Кафе, заправку, просто ларёк со стоянкой для дальнобойщиков здесь можно встретить раз в 50-100 километров. И то в большинстве случаев придется совершить неудобный съезд с шоссе налево. А если направо, то все равно придется отъехать далеко от главой дороги. Прямо на дороге кафе тут не строят. Часто нужно повернуть и удалиться на километр-полтора. Местным, похоже, лень с утра идти на работу, а вечером возвращаться, поэтому они открывают кафе на первых этажах своих домов на окраинах еще «живых» деревень.

Рига

Столица Латвии встретила холодным ветром, вечерними огнями и огромной Даугавой, которую у нас еще Западной Двиной называют. Я, наверное, с детства не видел ничего настолько впечатляющего. Ну то есть, море то видел, много морей. Но то огромные соленые озера. Смотришь в них, туда, где вода сливается с небом, и понимаешь, что так должно быть. А река - это совсем другое дело. Например, Москва-река маленькая, ничем не впечатляющая. Воронежское водохранилище? Побольше, но тоже не то, тем более, слишком уж искусственное. Последний раз меня так впечатлил Дон в районе Ростова. Еще раньше, пожалуй, череповецкая Шексна. Даугава настолько широкая и глубокая, что в ней без проблем помещаются причаливающие прямо в Риге паромы. Огромные многопалубные суда, перевозящие за один рейс сотни автомобилей, автобусов и тысячи людей.

На стоянке гостиницы нас встретил истинно русский охранник. Вместо того, чтобы указать, где нам припарковаться, он даже не указал на то, где парковаться нельзя. Чуви просто по-нашему спросил «А вы не видели здесь конус?» «Не, прости, братиш, не заметили, тем более мы его даже не задели. 1100 километров за сегодня откатали, много что уже не видим». То есть вот я был бы не против, если б он указал на то, что именно здесь парковаться нельзя. Но этот гад задал уточняющий вопрос тоном русской бабули.

Ну например, в Москве часто можно услышать «Молодой человек, не хотите ли уступить мне место?» вместо «Уступите мне место, пожалуйста». Или раздраженное «Вы не хотите ли подвинуться?» вместо нормального «Подвиньтесь, пожалуйста, мне тесно». Ненавижу уточняющие вопросы с подковыркой. Бесят, сука. Ну говорите нормально, что нужно сделать вместо того, чтоб напрягать окружающих и заставлять их думать. Оставляйте меньше свободы для действий, когда хотите добиться чего-то наверняка.

Зато парни на ресепшне порадовали. Два ярких прибалта, похожие как братья, но, видно, просто давно коллеги и друзья. Смирили наше лингвистическое бешенство и подарили десятки улыбок всего за пять минут общения.

В Риге мы жили в Islande Hotel. Хорошая гостиница с бесконечной массой преимуществ. Кому нужен хороший номер, это есть. До старого города близко, всего-то через мост перейти. Если приспичит погулять по жилой Риге, то и это без проблем - стоит пойти в другую от исторического центра сторону. Только там почти ничего интересного нет. Обычные серые улицы любого провинциального российского города. Поэтому мы каждый день, как на работу, ходили через мост.

Мы не очень-то любим музеи, они обычно про давнюю или недалекую историю. Часто скучные. Иногда интересные. В Риге в январе in-door’а в принципе нет. Не проходят выставки, не приезжают артисты. В афише, которую мы открыли буквально на пять минут перед выездом из Москвы, значились только полуцерковный перфоманс с применением органа, да работающий 365 дней в году музей оккупации. Во втором добрые гиды рассказывают о том, как латышей зажимал железный кулак империи зла СССР. Поэтому мы предпочли узкие улочки старого города и поэтому попали на ежегодный парад Шерлоков Холмсов, который случился 4 января.

Это было удивительно. Мы шли в толпе людей той эпохи. Бродяги, полицейские, сыщики, пара Лестрейдов, просто несколько приодевшихся в твид хипстеров, дамы в пышных платьях, дети в смешных козырьках, теплых пальтишках, полосатых гольфах и лакированных башмачках. Смешались все.

Всё это под ритм барабанов, по центральным улицам, с предупреждающим перекрытием движения. И никто не жаловался, все, буквально все люди вокруг выглядывали из окон и приветствовали поклонников знаменитого, пускай выдуманного сыщика. За нами смотрели из домов, из машин, кто-то выходил и присоединялся, чтобы вместе дойти до площади, на которой участники шествия дали концерт. Там мы решили не оставаться и пошли дальше.

Маленькая уютная Рига прекрасна. Центр хорош для прогулок. Нет любимого Старбакса, но это не беда, потому что есть масса хороших кофеен, заменяющих его в Латвии. Везде есть кофе на вынос, с собой, - даже в любом киоске вроде нашей «Союзпечати». Или «Роспечати», кому как удобнее.

Национальных блюд в Латвии, как мы поняли, особо нет. Ну то есть, они есть, только напоминают скорее нечто среднее между более богатыми Эстонской и Литовской кухнями. Чуть оттуда, чуть отсюда. Понять это легко, стоит зайти в Piejura. В меню ресторана с прибалтийской куней полно эстонских и литовских блюд, но в нем почти нет латышских.

А после случилось дикое побережье Юрмалы, что всего в 12 километрах от центра Риги. Спокойное зимнее море прекрасно. Балтика с нависающими над ней тучами вызывает только восхищение, желание сесть жопой в песок и смотреть на горизонт. Сзади и спереди будут пробегать местные жители или приехавшие подышать едва солоноватым воздухом туристы, люди с собаками, с детьми, просто дети. Лёгкий прибой будет неспешно гонять волны вперед-назад, а ты будешь сидеть, вглядываясь в тонкую полосу, соединяющую неглубокое море и тяжелое небо.

Центральная прогулочная улица Юрмалы не вызвала даже близких эмоций. Обычная российская деревня с деревянными одно- и двухэтажками и построенной посреди нее огромной гостиницей с казино. Пугачевой не было. Киркоров в те дни, говорят, в Абу-Даби зажигал. Променад дождливой зимой оказался не очень. Обратно в Ригу!

    Да, вода Балтики совсем не соленая. Я пробовал.

Ну а по позвращению случились сразу три достопримечательности. Во-первых, мы дошли до пары домов, которые вместе играли роль 221B по Бейкер стрит в знаменитом российском сериале. Интересно, что входную дверь играла дверь одного дома, он находится чуть-чуть в глубине, в переулке рядом с другим домом, который был использован в качестве жилища Холмса и Ватсона.

Третий дом и, по совместительству, вторая рижская архитектурная знаменитость - тот самый, на Цветочной улице, из «17 мгновений весны». Окна как окна, без цветов и даже анекдотичных утюгов.

Ну и на сладкое - памятник бременским музыкантам:

В последний вечер в Риге с нами случилось еще одно прекрасное - мы таки сумели записаться в Wood Religion Barber Shop. Это вроде московских «Щегла» и «ChopChop», только душевнее и интересней. Да вот сами посмотрите, что они делают, на их странице в фейсбуке . Я стригся у Дианы Пэйтон, она иногда и в Москве бывает, приезжает с гастролями. До знакомства с ней я честно даже не представлял, что парикмахеры ездят стричь под заказ в другие города. Я слышал, что так делают татуировщики, но не думал, что явление распространяется на людей других профессий.

Кстати, о людях. Все встретившиеся нам в поездке латыши оказались приятными и приветливыми. Не было такого, чтоб дорогу не подсказали, не улыбнулись или вовсе послали на хер. Все говорят по-русски. Да, в самом начале охранник стоянки нашей гостиницы попытался, было, испортить впечатление, но то был всего один случай. Исключение.

Правда, Диана говорила, что такое отношение к русским туристам теперь из-за уехавших на заработки в Англию и Ирландию радикалов. Или как их там, быдло по-нашему. Они свое право жить и работать в любой стране Евросоюза отстояли, после чего на свою страну плюнули и полетели драить туалеты Западной Европы. В Латвии теперь остались только адекватные люди, которые понимают - чтобы что-то получить, нужно как-то поработать. Чтобы получить больше, нужно работать головой. Прилично заработать и хорошо жить можно везде. «Мы ж открыли бизнес», - говорила Диана, имея ввиду свой салон.

Таллин, детка!

Таллин начался с дороги в Таллин. Почти сразу после Риги есть замечательное место, которое называется Саулкрасты. Там охрененно красиво, туда ездят отдыхать летом рижане. Не в промасленную директором КВН и опошленную мешковатыми нарядами примадонной всея Руси Юрмалу, а в тихий Саулкрасты, где я даже захотел остаться пожить месяца на два-три.

Границу между Латвией и Эстонией в районе Айнажи границей назвать нельзя. Она вроде как есть, даже домики пограничников где-то в стороне от дороги стоят. Только все они запущены и поросли густым высоким буреломом. Ни одного человека, ни лишнего знака. Езжай, не снижая скорости. Только помни, что за этой вот воображаемой чертой начинается другое государство с чуть-чуть другими людьми, но той же валютой, таким же ценником на бензин и всякие вольности, за которые можно понести наказание.

После, уже в Эстонии, были побережье, лес, лес и побережье за редкими деревьями, поля, огромные предметы мебели, стоявшие прямо посреди этих полей. То есть, едешь и с удивлением наблюдаешь установленный кем-то в поле стул высотой метров под пять. Объехали стороной город Пярну, снова лес, тьма на дороге, только вежливый ближний свет ехавших на юг машин.

Таллин. Город с дождем, неважными дорогами, глубокими лужами на обочинах и недостаточным уличным освещением. Так встретила нас вторая запланированная на пути столица.

Гостиница такая же четырехзвездная, номер скромнее. Подземная стоянка платная, на ней - исключительно питерские номера. При въезде потребовали 15 евро за ночь за машину, на что получили ответ «в нашей брони прописано 10 евро». Заплатили как бронировали, но осадок остался неприятный. Тем более что прямо напротив гостиницы оказалась открытая парковка за 2 евро в сутки, а чуть подальше, через дорогу, многоярусная закрытая всего за 5 евро. В Таллине за всё, всегда и везде надо платить. Город заметно дороже Риги.

Euroopa находится между портом и старым городом, но все ж ближе к причалам. Окна номера могут оказаться на море и причаленные паромы, а могут - на неасфальтированную дешевую стоянку или одноэтажный торговый центр.

Эстонский завтрак много скромнее в сравнении с Ригой. Но больше рыбы, что очень порадовало. Мы любим заправляться с утра и идти гулять на весь день. Так лучше узнаешь город. Не шатаясь по музеям, не засиживаясь в ресторанах, изображая из себя гурмана, а просто рассматривая улицы и обсуждая идущих навстречу тебе людей.

С последними в Эстонии неважно. Открытого неуважения не заметили, но некую неприязнь часто ощущали. Видели даже презрение коренных эстонцев к русским, решившим остаться в стране после развала СССР и так и не выучившим эстонский до приличного уровня.

Представьте ситуацию - стоит русская тётя на выдаче развесной пиццы. К ней подходит пара эстонцев, мамаша с сыном великовозрастным. Говорят что-то ей, неопределенно крутя пальцами вокруг то одного куска, то другого. Неспешные коренные смотрят, как сотрудница магазина бережно укладывает куски в пакеты, взвешивает, лепит ценники. Потом они повышают тон и начинают втирать ей, что она дала им не то, что они просили. При том всё время, пока она складывала их заказ в пакеты, пока взвешивала, упаковывала и клеила стикеры, всё это время мамаша со взрослым сыном, которому давно пора самому ходить по магазинам, явно обсуждали действия продавщицы. Видели, что она делает и даже не подумали ее остановить. Наверное, у местных всё же слишком много свободного времени.

По отношению к туристам вроде ничего такого нет, или мы особо не замечали. Но всё равно что-то чувствуется. Холодность какая-то. Я увидел эстонцев неприветливыми. Такими серьезными, сосредоточенными и часто даже стремительными ребятами, которые до сих пор, кажется, пытаются побороть еще советский стереотип «таллеко лли то Таллинна?» Эстонцы вроде русских. Только они - такие русские, знаете, вроде московской лимиты, которой не всё равно. Без времени на улыбку и любезность. Грустные принципы действовали даже в нашей гостинице.

В старом центре, который логично заточен под туристов, обстановка оказалась чуть веселее. Русской речи полно. Кажется, жителям Псковской и Ленинградской областей в принципе все равно, куда ехать на пару дней - за город на шашлык или в Таллин за какой-нибудь надобностью. По магазинам или просто по городу пошататься.

Старый город, стоит признать, интереснее Риги. Но, одновременно, непонятнее, запутаннее и меньше. При желании можно увидеть его весь за несколько минут, забравшись на одну из башен или пройдясь по многочисленным смотровым площадкам. Есть, кстати, такие площадки, что дадут фору некоторым всегда платным и не в любое время года открытым башням. Зимой работают, кажется, всего две, в старых церквях. Доступ к площадкам круглосуточный и бесплатный.

В центре есть пара мест, куда обязательно нужно заглянуть всем гостям столицы Эстонии.

Во-первых, это старая Ратушная аптека, первое упоминание о которой относится к 1422 году, когда ею владел уже третий хозяин. То есть, аптека работала и до него.

После стоит перекусить в III Draakon, что совсем рядом с первой достопримечательностью. То ли ресторан, то ли харчевня имеет исключительно свечное, скудное освещение. Меню нам предложили простейшее - похлебка, пирожки, кофе. Стены каменной кладки, столы и лавки грубые, сбитые из массивных досок. Хоть всё это и в центре города, в Трёх драконах дешево. А кому надо больше комфорта, за углом, в том же здании городской ратуши, есть более культурный ресторан. Те же владельцы, только более барские условия.

Жилой, настоящий Таллин, который нам посчастливилось увидеть, начинается за старым городом, как раз если прочертить линию от порта на юго-запад. Малоэтажный город намного ниже центра, который расположен традиционно на холме.

Здесь почти не слышно русского языка. Да вообще здесь проблема с любым языком кроме эстонского. Северные прибалты меньше латышей парятся насчет того, чтобы понимать кого-то и чтобы кто-то понял их. Хочешь спросить дорогу у эстонца - сделай это на эстонском. Не можешь - возьми в поездку навигатор с детализированной картой Эстонии или хотя бы конкретного города.

Мы не были в таллинском Выхино или Строгино, не заглянули и в Северное Бутово. Район, который начинается от старого города, похож сразу на все российские города. Он как низкожтажный Воронеж, некоторые кварталы которого когда-то отстраивали небогатые помещики. Поэтому дома всего в два уровня, плюс сырой холодный подвал со скромно выглядывающими на тротуар окошками.

Но в Таллине эти дома не готовят к сносу. Не доводят до состояния, при котором их сначала закроют на год-другой зеленой сеткой, а после - сравняют с землей. В каждом установлены стилизованные под старину пластиковые стеклопакеты, каждый подлатан и покрашен. В этих домах живут люди. Гулять в таком окружении много приятнее, чем в обветшалых российских городах. Попадаются ровно заляпанные серой штукатуркой квадратные советские уродины, но это редкость.

Много в Таллине и ломают. Однако это относится, скорее, к ненужной больше промышленной зоне. Например, у владельца такой между портом и старым городом нашлись деньги на полный снос неугодных цехов-складов и строительство на их месте прекрасного современного квартала с магазинами на ground floor, офисами на средних этажах и квартирами на верхних. Выглядит это так:

Следующим утром пришло время ехать домой. Расставаться с Таллином было нетрудно. Порядком надоевшая брусчатка, минимум точек с кофе на вынос, непрекращавшийся дождь, по-русски угрюмые люди и по-московски неоправданно высокие цены на всё сделали свое дело. Покидать Ригу, направляясь не в Эстонию, а обратно в Россию, было бы намного сложнее. Там хотелось бы остаться. Но не в эстонской столице.

По дороге в Москву мы проезжали Тарту и очень пожалели о том, что провели в Таллице целых три дня. Пары было бы за глаза, просто посмотреть город. Осталось бы еще время не просто заглянуть, а разглядеть прекрасный город на реке Эмайыги (или Омовжа по-русски).

Недолгий обратный переход границы, чуть затянутый эстонской стороной, которая отказалась говорить по-русски и едва говорила по-английски. Платный въезд в Россию, полкилометра хорошей дороги и… здрасьте, псковские проселки. Нас снова трясло, кидало из стороны в сторону, мы крыли дорогу вслух и про себя. Но знаете что? Почти в каждой деревне, где еще живут люди, почти везде, где мы встречали кого-то, нам махали и улыбались. А мы улыбались в ответ. Говорят, Россия - угрюмая страна. Но она, оказалось, не вся такая. И когда понимаешь это, когда видишь стоящего на обочине паренька лет двенадцати, а у него за спиной - еще пару-тройку приветливых ребят постарше, и все они рады тебе, незнакомцу, становится приятнее возвращаться домой.

Отправляемся по самым интересным дорогам Латвии, Литвы и Эстонии. Данное путешествие позволит вам не только ознакомиться с основными памятниками истории и архитектуры, достопримечательностями, культурой и традициями прибалтийских стран, но и отлично отдохнуть.

Латвия, Литва и Эстония — три небольших государства на берегу Балтийского моря. История, традиции и колорит этих стран напрямую связаны с морем. Кроме того, эти земли исторически оказались на стыке двух цивилизаций — католической и православной, поэтому неудивительно, что со времен cредневековья и вплоть до ХХ века здесь кипела постоянная борьба, оказавшая значительное влияние на особенности здешней архитектуры. Сейчас об ордене меченосцев или ливонских рыцарях в Прибалтике напоминают лишь руины величественных замков-крепостей да удивительно красивые барельефы, которые можно встретить в Таллинне, Риге и других старых городах.

Но времена изменились. Сегодня в этом краю царят спокойствие и гармония. Неторопливый, размеренный уклад прибалтийской жизни словно переносит вас в другой мир, где нет суеты и спешки, а время подчиняется только ритмам природы. Вокруг домов здесь не принято строить заборы, а, например, ночной Таллинн — пожалуй, один из самых спокойных городов на свете. Если же вы стремитесь к еще большему уединению и полной гармонии с природой, то советуем отправиться на острова Муху или Сааремаа. А когда отдохнете и настроитесь на ритм современной Прибалтики,самое время совершить экскурс в историю, посетив живописные крепости и замки Эстонии, Латвии и Литвы.

Маршрут можно начать из Москвы или Петербурга. Чтобы по-настоящему насладиться путешествием, на поездку желательно отвести не менее 10 дней.

Прибалтика хороша в любое время года, но лучше всего побывать здесь летом либо осенью. Летом у вас есть шанс застать жаркие солнечные дни и насладиться морским купанием на великолепных пляжах Юрмалы, Паланги, Пярну или заповедной Куршской косы. Но, пожалуй, только осенью вы сможете в полной мере оценить всю красоту прибалтийской природы. И пусть море уже слишком холодное, зато волны туристов схлынули, сады полны отличных фруктов, а щедрые краски осени превращают просто красивые сельские пейзажи в пастораль с полотен художников. Золотая прибалтийская осень с ее ярким ласковым солнцем и буйством красок — пожалуй, лучшее время, чтобы побродить по здешним старым замкам и паркам. Еще одно очаровательное место на побережье — заповедная Куршская коса. Побродив вдоль берега, особенно после шторма, вы непременно отыщете в полосе прибоя кусочек янтаря.

Проезжая через Латвию, непременно проведите день в Риге, столице страны, и посетите Бауский замок. А чуть севернее лежит живописная Сигулда, где расположены самые популярные курорты Латвии. И не забудьте заехать в городок Цесис, где сохранился замок Венден — резиденция магистра Ливонского ордена.

Когда маршрут пересечет границу Эстонии, рекомендуем проехать через Тарту и посетить небольшие городки на берегах Чудского озера. Следующий примечательный пункт маршрута — остров Сааремаа. Это третий по величине остров Балтийского моря. Здесь жизнь течет особенно размеренно и спокойно. Эстонцы вообще самые уравновешенные жители Прибалтики, а здесь их национальный колорит раскрывается во всей полноте. Кажется, только на Сааремаа можно ощутить, как неторопливо протекает каждая минута бытия. Только здесь можно насладиться удивительным покоем, отдыхая от сумасшедших ритмов современного мегаполиса. Здесь можно достичь особого состояния души, в которое многим захочется погрузиться на несколько дней, остается лишь выбрать формат отдыха. Можно остановиться в комфортабельном отеле, а при желании выбрать жизнь на хуторе, который сдается в аренду в одной из прибрежных деревень.

По контрасту после Сааремаа Таллинн покажется вам шумным, ярким и людным. Вы непременно оцените очарование его исторического центра, похожего на сказочный городок с лабиринтами узких улочек, красными черепичными крышами, маленькими сувенирными лавками, удивительно вкусной выпечкой и уютными барами. А затем, насладившись особым колоритом этого города, можно отправляться в Раквере и Нарву, а оттуда — домой, в Россию.

Информация с сайта www.travel.landroverlife.ru