Туристический сайт

Капитолийский холм в Риме: от А до Я. Площадь капитолия в риме Где находится капитолий в риме

Капитолийская площадь — это архитектурный ансамбль, который в течение нескольких веков создавался на вершине одного из семи легендарных холмов Рима. Сейчас в ее зданиях расположены важнейшие археологические и художественные экспозиции Рима.

Современный ее облик складывался по большей части в эпоху Высокого Возрождения по проекту , хотя общее строительство продвигалось крайне медленно и к концу жизни архитектора, в 1564 году, не было возведено даже половины из задуманных зданий. После 1564 года работы возглавил ученик Микеланджело — Джакомо делла Порта, а затем уже ученик Джакомо — Джироламо Райнальди (ему помогал сын, Карл Райнальди). Окончательно Капитолийская площадь считалась завершенной в 1654 году, но отдельные части проекта были осуществлены лишь в первой половине XX века.

Капитолий известен как место, где казнили за предательство весталку Тарпею, дочь Спурия Тарпея, начальника Капитолийской крепости. Согласно легенде, во время войны с сабинянами она открыла врагам ворота, за что была либо сброшена с Капитолия, либо закидана щитами самими сабинянами. Впоследствии холм заселили сабиняне. В VIII веке до н. э. здесь находилось святилище бога Вулкана. На вершине стоял храм Капитолийской троицы, который считался самым грандиозным в городе, и еще несколько важных сакральных построек. Также на Капитолии размещался государственный архив Рима — Табуларий, где хранились народные постановления. Кроме этого, к XVI веку здесь находились еще Дворец сенаторов X века и Дворец консерваторов XV века. Все эти здания или их остатки не составляли единого ансамбля. Одно время Капитолийский холм был в таком упадке, что его даже называли Козьим, так как здесь пасли коз.

По некоторым источникам известно, что поводом к масштабной перестройке Капитолия послужил визит Карла V, короля , императора Священной Римской империи, в Рим в 1536 году. Торжественное шествие возглавлял папа римский Павел III (Алессандро Фарнезе). Процессия не смогла подняться на холм, так как он был покрыт зарослями и развалинами. В этом же году Павел III поручил создание проекта новой площади и реставрацию старых зданий Микеланджело, который вскоре подготовил подробный план Капитолийской площади. По другой версии, римский папа готовил Рим к визиту короля Испании в 1538 году. Представление о планировке, составленной Микеланджело, дает гравюра 1568 года Э. Дюперака. На ней показана площадь с высоты птичьего полета.

В общей сложности архитектор участвовал в работе в течение 10 лет — с 1536 по 1546 год. Его проект оказался невероятно масштабным. Прежде всего Микеланджело развернул площадь в сторону нового, христианского, центра Рима и просто в сторону основной городской застройки. Главная ось выходила на базилику Святого Петра, которая раньше находилась на окраине города. Позади Капитолийской площади оказался древний центр города — римский форум. На него открывается прекрасный вид, если обойти Дворец сенаторов. В центр всего ансамбля Микеланджело поместил на спроектированный им же пьедестал конную статую римского императора Марка Аврелия (161-180 годы). (Она сохранилась только благодаря тому, что в византийское время была принята за статую Константина Великого (306-337 годы), первого христианского императора. Сейчас вместо этой скульптуры установлена бронзовая копия, оригинал же помещен в один из археологических музеев Капитолия.) Таким образом была определена композиционная ось ансамбля. Микеланджело пришлось иметь дело с полуразрушенными средневековыми зданиями, которые стояли относитеяьно друг друга под неправильным углом, то есть, по сути, вне градостроительной системы.

К комплексу вел торжественный подход — широкая и пологая лестница, ее Микеланджело устроил, учитывая рельеф. У основания лестничного пандуса установлены два древнеегипетских мраморных льва. В конце подъема, на краю площади, в 1583 году поставили статуи Диоскуров, Кастора и Полиевкта, обнаруженные при раскопках в театре Помпея. Рядом, вдоль балюстрады, разместили Трофеи Марио, статуи Константина и Константина II и два верстовых столба с Аппиевой дороги.

Неправильное расположение старых зданий на площади — Дворца сенаторов (по центру) и Дворца консерваторов (с правой стороны) — заставило Микеланджело прибегнуть к приемам оптических искажений и ввести в структуру площади правила обратной перспективы. Иллюзорными эффектами пользовались еще зодчие эллинистической и римской эпох. Это архитектурное решение гения оказалось настолько остроумным, что было воспринято и развито в архитектуре барокко. Напротив Дворца консерваторов Микеланджело возвел симметричный ему Новый дворец, расположив его по отношению к центральному Дворцу сенаторов под таким же углом. Таким образом, все три здания вместе с площадью образовали правильную трапецию: у входа на площадь оказалась короткая ее сторона (40 метров), а перед Дворцом сенаторов — длинная (54 метра). Поэтому Дворец сенаторов кажется больше, чем он есть на самом деле, а фасады боковых палаццо — длиннее. При общей глубине площади 68 метров достигнут впечатляющий монументальный эффект. Трапеция обыгрывается особенным узором, который выложен травертином в мощении площади: в форму эллипса вписана сложная двенадцатиконечная звезда. Передняя сторона эллипса была более узкой, чем дальняя, из-за чего вся фигура стала яйцевидной. В перспективе при сокращении она создает впечатление окружности. По красивому замечанию одного из исследователей творчества Микеланджело, Чарли де Толная, звезда своим тонким строением вызывает в памяти знаменитое латинское выражение «Caput Mund» (центр мира), которое принято относить к Риму. Интересно понять, почему Микеланджело использовал в узоре звезду. Дело в том, что в римские времена на вершине Капитолия гадали, наблюдая за явлениями на небе, авгуры. Отсюда название храма слева от современной Капитолийской площади — Санта-Мария ин Арачели, что значит храм Марии на Алтаре Неба. Видимо, Микеланджело, проектируя облицовку площади в виде двенадцатиконечной звезды, с явной аллюзией на зодиакальный круг небесной тверди, ориентировался на эти знания о Капитолии.

Узорное мощение площади не было осуществлено в эпоху Возрождения. Иногда это объясняют его языческими реминисценциями, что очень сомнительно, так как весь замысел кажется основанным на античном вдохновении. Это подчеркивает и обилие античных скульптур, и архитектурная стилистка зданий, и расположенные в зданиях экспозиции. Площадь замостили в соответствии с рисунками Микеланджело только в 1940 году по приказу Бенито Муссолини, известного, кроме своей политической роли в истории, и археологическими интересами. Идея Микеланджело отличается особенной геометрической ясностью: выявлен иерархический центр ансамбля (Дворец сенаторов), главенство которого подчеркивает сравнительная скромность боковых сооружений (Новый дворец и Дворец консерваторов). Все здания, в том числе центральное, объединены ритмически и масштабно: повторяются пропорции членений фасадов, элементы их декора, основа в виде ордерной системы. Для каждого палаццо Микеланджело спроектировал новый фасад.

Фасад Дворца сенаторов, на котором сохранились остатки фасада древнего Табулария, особенно выделен за счет использования большого ордера и крупных членений. По обе стороны фасада расположены лестничные подъемы, по трактовке Вазари символизировавшие великие реки Нил и Тибр. Цокольный этаж оформлен рустовкой, то есть имитацией открытой каменной кладки, в то время как второй этаж оштукатурен, а его ровную поверхность разделяют крупные пилястры. Между ними располагаются пары окон с рельефными фигурными наличниками. В здании подчеркивается главная ось. Над крышей возвышается колокольня, ставшая главной вертикальной осью Капитолийской площади. В 1579 году Мартини Лонги, преемник Микеланджело, увеличил запланированную высоту, а перед фасадом устроил водоем с фигурами морских божеств. Башню венчает фигура Минервы, богини мудрости. У подножия лестницы находится еще одна скульптура — «Ликующий Рим», которая изображает Минерву, держащую земной шар. Ее имперскую символику понять несложно.

Симметричные, практически зеркальные фасады Дворца консерваторов и Нового дворца играют роль архитектурных «кулис» площади. Они, как и Дворец сенаторов, двухъярусные, но их первый этаж представляет собой открытые галереи в семь пролетов, а не сплошной массивный цоколь. Пилястры объединяют оба этажа. Каждый проем фланкируется также двумя малыми колонками, приставленными близко к главным опорам. На втором ярусе между пилястрами расположены крупные окна с наличниками. Центральные оси выделены очень скромно, лишь за счет укрупнения верхних оконных проемов. Вдоль периметра крыш всех трех зданий установлены балюстрады с копиями античных мраморных статуй.

Название : Piazza del Campidoglio (it), Piazza del Campidoglio in Rome (en)

Другие названия : Капитолий в Риме / Капитолийская площадь / Площадь дель Кампиодолио

Местонахождение : Рим (Италия)

Создание : с 1538 г.

Стиль : Барокко

Архитектор(ы) : Микеланджело Буонарроти


Архитектура Капитолия

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

В 1546 году семидесятилетний Микеланджело приступает к перестройке римского Капитолия, который за время Средневековья пришел в запустение и частично разрушился. Необходимо было его архитектурно оформить, и, как говорит Вазари , «придать соответствующий его назначению вид». Замысел Микеланджело в отношении Капитолия был претворен полностью в жизнь уже после смерти зодчего.

Римский Капитолий представляет особый интерес, так как является единственным архитектурным произведением с преобладающей открытой пространственной организацией. Сооружение характеризуется подчеркнутой центральной композицией, ясностью и последовательностью в общем архитектурно-плановом оформлении. Центром ансамбля служит в данном случае так называемый палаццо Сенатори, для которого зодчий спроектировал травертиновый фасад. На примыкающую к зданию площадку ведет двусторонняя лестница, которая вместе с башенкой, находящейся на здании, еще более подчеркивает центральную ось композиции. Слева и справа на открывающейся площади построены два одинаковых фасада - вернее, облечен новым фасадом существовавший палаццо Консерватори, и симметрично ему по другую сторону площади художник замыслил точно такой же палаццо (Находящийся напротив палаццо Консерватори палаццо Нуово (Капитолийский музей) был построен Джироламо Райнальди при папе Иннокентии X (1644-1655). Ранее, в 1598 г., Райнальди обновил палаццо Сенатори с некоторыми отступлениями от проекта Микеланджело. Мартином Лунги в 1579 г. перестроена старая башня). Оба здания - с лоджиями в первом этаже. Для входа на площадку служит широкая пологая лестница.

В центре площади поставлена античная бронзовая конная статуя Марка Аврелия, по обеим сторонам центральной лестницы помещены большие конные статуи. Лестницу дворца Сенатори украшает скульптура на мифологические сюжеты.

При сравнении палаццо Консерватори с более ранними произведениями Микеланджело (например, с фасадом церкви Сан-Лоренцо) заметен резкий сдвиг в сторону монументальности. В Сан-Лоренцо пропорции легки, изящны. В основу архитектурного приема положено стремление передать движение. Все элементы направлены ввысь, а равновесие достигается их напряжением. В палаццо Консерватори под тяжестью верхнего этажа тонкие колонки как бы прижимаются к широким пилястрам, проходящим по всей высоте здания. Массивность антаблемента, отягощенного балюстрадой, сковывает пилястры, как бы не дает им возможности проскочить вверх. Пилястры в достаточной мере нагружены. Зато в декоративных мотивах мастер дает полную свободу мягким округлым формам. Надоконные дугообразные фронтон-чики достигли своего предельного развития, причем необычайно выпуклый рельеф еще более усиливается тенями. С этой же точки зрения обращают на себя внимание ионические капители, примененные во дворце Консерватори. Капители утрированы, волюты их сильно загнуты, формы мягки и сочны.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
  • А.Э. Бринкман “Площадь и Монумент как проблема художественной формы” – Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, Москва, 1935

Этот холм не отличается впечатляющими размерами. На самом деле, он – самый невысокий из семи холмов. Но его значение для города и для всей Италии не исчисляется метрами высоты. Еще на заре рождения Капитолийский холм (Campidoglio ) был обустроен его родителями – Ремом и Ромулом. Здесь возвели храмы многим богам и значительным историческим личностям. Храм Юпитера – один из самых старых памятников холма – подвергался разрушениям и реконструкции несколько сотен раз. Пока римское общество не смирилось, наконец, с его уходом, и на его месте не выросла церковь Санта Марии ин Арчели.

Достопримечательности на Капитолийской площади

Памятников, исторических и культурных ценностей, а также загадочных, и ныне не раскрытых таинственных артефактов на Капитолийском холме не перечесть. И каждый из них имеет свою уникальную историю. Среди которых одна увлекательнее другой. Например, старая бронзовая статуя Марка Аврелия, величественно сидящего на коне, выполненная еще на заре новой эпохи неизвестным скульптором, когда-то не была уничтожена только потому, что новоиспеченные христиане приняли ее за изваяние Константина. До сих пор неизвестно, где эта статуя стояла изначально. Предполагают, что на площади Римского Форума или Колонны. Но на Капитолийский холм она попала только в 1538 году по распоряжению Папы третьего. Причем перенесли ее сюда из Латерано, где бронзовый Марк Аврелий и обитал с 8 века.

Еще одна любопытная достопримечательность площади – останки монетного двора и храма Юноны Монеты. Поражает история героини старинного памятника. Согласно легенде, священные гуси богини утра когда-то предупредили римский народ о грядущем наступлении галлов. Тогда-то Юнону и стали называть Монетой, что в переводе означало «предупредившая». Позже и чеканные деньги на дворе близ храма в ее честь стали звать монетами. Так и распространилось сие название по всему миру.

На заре своего обустройства Капитолийский холм представлял собой огромный величественный форт, к которому десятками лет не могли подступиться захватчики. Но уже к 13 веку он кардинально преобразился. В очередной раз был дотла сожжен храм Юпитера. Уничтожены все древние молитвенники и алтари – в честь вступления в силу новой веры. А сам холм настолько зарос причудливыми узорами растений и разрушился, что был привлекательным только для местного рогатого скота. За что его даже прозвали «Козьей Горой».

Но на том не закончилось величие старинного памятника. Сам Микеланджело взялся за его перестройку в 1532 году. И, будучи мастером непревзойденного таланта, буквально преобразил заброшенную местность в произведение архитектурного искусства. Теперь к холму ведут три лестницы. Боковые – узкие и длинные. И великолепная центральная лестница авторства самого Микеланджело. Впрочем, и ее изящество меркнет, когда взору гостя открываются просторы современного Капитолийского холма, разукрашенного всеми красками его долгой и увлекательной истории жизни.

Рим расположился на семи холмах. Самый маленький по размеру и высоте, но самый значительный по исторической и художественной ценности называется Капитолийским. Каждый турист старается посетить это место, чтобы своими глазами увидеть место, где возник Вечный город.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

В Риме множество красивейших и уникальных мест: соборы, памятники известным личностям, фонтаны и дворцы. Наиболее впечатляет Капитолийский холм, его исторические и культурные ценности никого не оставляют равнодушным. По легенде, 2,5 тысячи лет назад Ромул (один из братьев-основателей Рима), стоя на вершине холма, увидел парящих в небе орлов. Рядом с этим местом он и решил основать город. Историки не пришли к единому мнению о происхождении названия холмов. Существует две версии, по одной он носит имя Юпитера Капитолийского, чей храм стоял еще задолго до появления Ромула. Здесь находилось святилище племен сабинян, они воздвигли храм Юпитеру и молились ему, принося жертвы.

Вторая версия от слова «капут» (в переводе означает голова), так как на холме был расположен Сенат, где заседали самые именитые и знатные сановники того времени. В древности на Капитолийском холме был построен храм Юпитеру, Юноне и Минерве, на площади всегда было много народу, здесь собирался Сенат, решались важные вопросы, проходили суды. До сих пор сохранилось здание Мамертинской тюрьмы, которое также стоит на холме. Ему уже более 2700 лет. По одним сведениям, дата строительства относится к VI, по другим она построена в IY веке до н.э. Первоначально это было двухуровневое сооружение, в его подземелье томились в ожидании исполнения приговора и важные сановники, и самые обычные горожане.

По легенде, в этой тюрьме находились перед казнью апостолы Петр и Павел. Когда в XYI тюрьма перестала функционировать, в подземелье был установлен алтарь, и сюда до сих пор идут поклониться паломники. Впоследствии над подземельем возвели церковь Иосифа Плотника. В давние времена на территории Капитолия располагались улицы с торговыми лавочками и магазинами, где ремесленники продавали свою продукцию. Некоторые сохранились до сих пор, например, Серебряная, где, согласно названию, продавались изделия из серебра.

У подножия Храма Аричели находятся древние строения — инсулы, по сути, это многоквартирное общежитие, по образу которых стали обустраиваться современные отели и гостиницы. Первые многоэтажные дома появились еще в III столетии до н.э., а массовое строительство «коммуналок» в Риме началось в I веке. Инсулы сдавались внаем, причем чем ниже этаж, тем дороже была плата за проживание и тем более состоятельные люди в нем селились. На первых этажах были даже канализация и водопровод. Дома близко располагались друг к другу, поэтому часто целые кварталы уничтожались пожарами. Они быстро разрушались, так как строились с нарушениями правил, приходили в упадок, но стоили такие «апартаменты» недешево.

Микеланджело и возрождение Капитолия

Античные постройки требовали реставрации, эти работы поручил провести знаменитому скульптору и архитектору Микеланджело Папа Римский Павел III. Микеланджело (годы жизни: 6 марта 1475 — 18 февраля 1564) проектировал много зданий, в том числе Собор Святого Петра в Риме. С конца тридцатых годов он приступил к переоборудованию Капитолийской площади. К сожалению, Микеланджело умер, не успев завершить строительство, это сделали его ученики и последователи.

Площадь Капитолия считается уникальный по красоте и гармоничности — в ее центральной части площади расположился Дворец Сенаторов. С одной стороны от него воздвигнут Дворец Палаццо Нуово, с другой — Дворец Консерваторов, они построены по одному проекту, поэтому совершенно одинаковы. В них теперь расположены музеи, где представлены полотна старых мастеров, одежда разных эпох, посуда, монеты и статуэтки.

В центре площади установлена скульптура императора Марка Аврелия, императора и философа. Это копия античной статуи. С одной стороны площади можно спуститься вниз по старинной лестнице, которая украшена статуями египетских львов и скульптурами мраморных близнецов — Поллукса и Кастора. Они были обнаружены в Помпеях и перевезены в столицу Италии в XYI столетии. Внизу установлены статуи Константина и Константина II, скульптуры с античного фонтана и верстовые столбы с Аллиевой дороги.

Дворец Сенаторов

Самое примечательное сооружение — Дворец cенаторов, построенный в первом столетии до н.э. зодчим Корнелием. Во Дворце первоначально долгое время находился архив, в средние столетия он пустовал и постепенно разрушался. Возрождение дворца началось в тридцатых годах XYI века, когда понтифик Павел III доверил Микеланджело провести реконструкцию строений и обустроить площадь, которую назвали Piazza-del-Campidolio. По плану зодчего доминирующим и самым величественным предполагался центральное сооружение — Дворец сенаторов. С 1871 года во дворце находится резиденция мэра, поэтому большая часть помещений закрыта для туристов. Посетить можно Лапидарий, где экспонируются античные каменные плиты с надписями. Внизу, в старой части, можно осмотреть архив — Табуларий.

Дворец консерваторов

Первое строение дворца Консерваторов было возведено при понтифике Николае Y во второй четверти XY века. В дословном переводе слово означает «Дворец хранителей». В этом помещении заседали сенаторы, магистры и судьи, которых называли консерваторами, что и дало название зданию. В руках этих людей была сосредоточена вся власть. Но со временем увеличивалась папская власть и значимость городской значительно снизилась, казна истощалась, что приводило к запустению и обветшанию строения. В середине XYI века дворец, как и весь архитектурный ансамбль площади, был реконструирован Микеланджело.

Сейчас в здании расположены музеи, первые экспонаты принадлежали Папе Сиксту IY, он в 1471 году передал в дар античные скульптуры, сделанные из бронзы, в том числе скульптуру легендарной «Капитолийской волчицы», по преданию, вскормившей Рэма и Ромула. В центральном зале, богато расписанном фресками, экспонируются мраморные древнеримские бюсты. На втором этаже расположена галерея (Пинакотека). В ней представлены работы Караваджо, Ван Дейка, Тинторетто и других известных художников. В зале Кастелланы экспонируются старинные предметы греков и этруссков, а также ювелирные украшения.

Дворец Нуово

Palazzo Nuevo (Новый Дворец), как следует из названия, самое новое строение, воздвигнутое в XYII веке. Как и замыслил Микеланджело Буонаротти, он был копией Дворца Консерваторов. Изначально строился как общественный музей и был открыт для свободного посещения в 1734 году. В наше время во дворце расположена часть Капитолийских музеев. Посетители могут увидеть скульптуры, вазы, привезенные из Греции, полотна художников, древнюю мозаику. Во внутреннем дворике представлены части строений и фрагменты статуи Константина — рука, ступня, голова.
В современной части здания находится оригинальная бронзовая скульптура Марка Аврелия — уникальный подобный экспонат, сохранившийся еще с древних времен. На второй этаж палаццо ведет красивая лестница Скалоне, она богато украшена рельефными картинами на античные сюжеты и инкрустирована мрамором.

Базилика Санта Мария-ин-Арачели

Церковь Святой Девы Марии основана в XIII столетии. Капитолий — это холм с двумя невысокими вершинами, на меньшей из которых и построена церковь. По древним преданиям, на этой вершине был воздвигнут храм Юпитеру, его жене и дочери Минерве — Богине мудрости. Затем у нее появился свой дворец — храм Юноны-Монеты, именно на этом месте и была впоследствии воздвигнута церковь Девы Марии.

Точных сведений о первых строениях у историков нет. Они опираются на средневековые легенды, которые говорят: когда правил император Август, в его честь сенаторы решили возвести церковь. Император захотел спросить у богов, стоит ли это делать и пошел на холм, желая принести им в жертву голубей.

По дороге ему повстречалась сивилла, прорицательница. Она воскликнула, что видит рождение Бога, в скором времени только ему будут молиться. Император установил Жертвенник Небесный там, где волшебнице пришло видение. Потом здесь возникла церковь Санта Мария-ин-Арачели, первое документальное упоминание о ней относится к первой четверти XIY века. В VI веке построен греческий монастырь, затем в IX столетии бенедиктинцы возвели католический храм. В XIII столетии он перешел к ордену францисканцев, они провели значительную перестройку здания. В эпоху средневековья здесь не только молились, но устраивались собрания народа — провозглашали законы, решали хозяйственные вопросы.

В 1347 году власть в Риме взял Кола ди Риенцо, политический деятель, он приказал построить грандиозную лестницу, которая вела от основания холма до входа церковь. В 1464 году базилику реставрировали еще раз, в середине XYI века к ней пристроили ризницу и колокольню, в 1565 году возвели хоры, а в 1575 году был сделан прекрасный резной потолок в честь победы итальянского флота над турецким. В наше время собор открыт для верующих и туристов, желающих полюбоваться прекрасным внутренним оформлением базилики.

Время работы и стоимость билетов

Дворца, входящие в состав музея, работают в одно время и посетить их можно, приобретя один билет:

Время работы: со вторника до воскресенья с 9:00 до 20:00. Выходной — понедельник.

Стоимость билетов: комплексный — 15 евро, льготный — 13 евро.

Рим - город, посетив который, человек сможет соприкоснуться со временем. Он был построен очень давно, а на его территории сохранились места, созданные более двух тысячелетий назад. Одно из них - Капитолий. Архитектурный ансамбль, находящийся на этом холме, - наиболее популярная достопримечательность. Об истории Капитолия, о том, как туда добраться, а также о его значении читайте в статье.

Что это?

Считается, чтоназванием холм обязан одноименному храму, расположенному на нем. Еще не установлено точное лексическое значение слова Капитолий. Ряд искусствоведов считает, что оно несет такой смысл: голова, что-то важное, главное, жизнь или человек.

Капитолий в Риме называют Капитолийским холмом. Эта возвышенность - самая невысокая в городе. При этом она является центром культуры и политики Рима, а также ежегодно посещается тысячами туристов. Здесь сосредоточено большое количество памятников архитектуры, сохранившихся со времен античности.

Холм

Ансамбль Капитолия в Риме находится на одном из холмов, которых в городе насчитывается семь. Каждый из них носит свое название: Целий, Палатин, Квиринал, Авентин, Виминал, Эсквилин и Капитолий.

На последнем холме издревле возвышались всевозможные храмы, посвященные богам. Гуси, обитавшие в храме Юноны Монеты, предупредили римлян о том, что готовится нападение на них галлов. Здесь же был построен первый двор, на котором чеканили деньги. Их стали называть монетами в честь жены Юпитера. Семь холмов известны на весь мир. Капитолий славится тем, что здесь происходило большое количество знамений. Кроме того, это место считается сакральным. Здесь до сих пор расположены всевозможные церкви и базилики.

Нет на свете путешественника, который не знал бы, что в основании Рима лежат семь холмов. Однако мало кто понимает, что именно Капитолий стал возвышенностью, где зародился город. Начиная с древности, на этом холме находился политический центр Рима. Раньше здесь правили императоры, а в настоящее время здесь работает мэр города и муниципалитет.

Капитолий - невысокий холм. Он возвышается над Римским форумом. Его высота измеряется сорока шестью метрами.

Храм

Капитолий в Риме - не только холм. Один из важнейших храмов города носит такое же название. Он является первым религиозным сооружением, построенным на этом холме. Он посвящен так называемой Капитолийской триаде, в состав которой входят Минерва, Юпитер и Юнона Монета. Издревле он состоял из трех частей, посвященных определенному богу или богине. Центр был посвящен Юпитеру, правая сторона - Минерве, а левая сторона - Юноне. В каждой из частей находился алтарь.

Здесь не только поклонялись божествам, но и чеканили монеты, проводили советы. В храме располагался архив. Этот архитектурный памятник навсегда остался символом власти, силы, бессмертия Рима.

Это здание обладает многовековой историей. Когда-то в нем был сосредоточен центр города, но затем он утратил свое значение. В пятом веке он был разграблен во время захвата Рима. Считается, что тогда ансамбль лишился не только ряда предметов культа, но и нескольких слитков золота, которые, по преданию, хранились под троном Юпитера, в специально созданной нише. Капитолийский храм, или же был разрушен временем в шестом веке нашей эры. Археологи приложили все усилия для того, чтобы восстановить его. Благодаря их стараниям была реконструирована часть фундамента и небольшой фрагмент стены. Их можно увидеть в одном из залов Палаццо Консерватори.

История

Капитолий в Риме стал религиозным, политическим центром этого города сразу после того, как он был основан. Дело в том, что защищать Рим было легче на возвышенности, чем в низменности. Он служил римлянам долгое время, вершина холма никогда не пустовала. После того как был разрушен одноименный храм, рядом появилась базилика Санта-Мария ин Арачели. Она располагалась в центре возвышенности. Она не только служила церковью, в ней проходили собрания народа.

Неподалеку от подножья Арачели располагаются развалины. Они принадлежат античному строению - инсуле, которая служила чем-то вроде современной гостиницы. С первого века Рим был массово застроен подобными зданиями. При этом на верхних этажах жили те люди, у которых не было много денег, а зажиточные граждане, сумевшие оплатить жилье, селились на первых этажах и получали в свое распоряжение некоторые удобства. Например, канализацию и водоснабжение.

До шестнадцатого века сооружения Капитолийского ансамбля не реставрировались, поэтому многие из них находились в плачевном состоянии. Однако когда римский император Габсбург решил посетить город, Павел Третий озаботился видом Рима. Работа над реставрацией площади, вокруг которой и были выстроены все сооружения, была доверена Микеланджело в 1536 году. К сожалению, он не успел закончить работы, и большинство из них велись по его задумкам под руководством итальянского архитектора, скульптора Джакомо Делла Порта, а также других учеников Буонарроти. Капитолийсохранился таким, каким его сделали труды этих людей к концу 1654 года.

Достопримечательности

Капитолий в Риме притягивает путешественников своими достопримечательностями, среди которых:

  • Лестница Кардоната. Это одна из трех лестниц, по которым можно подняться на возвышенность.
  • Капитолийская площадь. Она располагается на вершине холма, являясь его центром. По ее периметру построены другие
  • Конная статуя императора в свою очередь, возвышается посередине площади.
  • Символ города - Волчица, символизирующая правосудие. Раньше она находилась на улице, неподалеку от входа в Палаццо Консерватори, однако, была перенесена внутрь сооружения. До того как эта статуя была найдена, в Капитолии стояла клетка с живой волчицей.

  • Дворец Сенаторов. Какое-то время этот архитектурный памятник служил хранилищем, однако, сейчас в его стенах находится мэрия Рима. Именно из-за этого попасть можно не во все помещения.
  • Дворец Консерваторов получил свое название из-за того, что в нем когда-то проходили заседания сенаторов и судей. Их как раз звали корсерваторами. Сейчас здание служит музеем, в котором можно найти бюсты, фрески. Известна и Пинакотека, где выставляются полотна величайших художников.
  • Палаццо Нуово - самый молодой архитектурный памятник ансамбля. Он точь-в-точь воспроизводит Дворец Консерваторов. Здесь хранятся античные скульптуры.
  • Базилика Санта-Мария ин Арачели построена на том месте, где когда-то возвышался храм Юноны Монеты. Здесь хранится чудодейственная скульптура Иисуса в младенчестве.

Культурное богатство

Капитолий в Риме является не только религиозным, политическим, но и культурным центром древнего города. В нем располагается ряд музеев, каждый из которых достоин внимания.

В стенах Дворца Сенаторов, построенного в первом веке до нашей эры, располагается музей-хранилище каменных плит, надписи на которых рассказывают о Древнем Риме. Из них можно узнать, как здесь велась жизнь и какой была политика правителей.

Во Дворце Консерваторов располагается музей бюстов из мрамора, созданных в Древнем Риме. Кроме того, здесь можно рассмотреть фрески и посетить Пинакотеку. В этой галерее выставлены полотна таких выдающихся художников, как Рубенс, Веласкес и Караваджо. Всевозможные артефакты можно найти в зале Кастеллани, а богатые коллекции монет и украшений - в монет.

Палаццо Нуово был построен для того, чтобы стать музеем. Так и получилось: здесь находятся скульптуры не только римские, но и греческие.

Экскурсии

Рим - вечный город, всегда открытый для посещения всеми желающими. Поэтому здесь проводится большое количество различных экскурсий. Наиболее популярным туристическим местом, по совместительству - сердцем города является Капитолий в Риме. Как добраться до этого места? Легко. Это можно сделать как самостоятельно, так и с группой. Однако важно понимать, что Рим - достаточно крупный город, и в нем можно заблудиться, засмотревшись на шедевры архитектуры.

Почти все туристы, побывавшие в вечном городе, посещают ансамбль Капитолия. Многие музеи, входящие в его состав, работают по одинаковому расписанию. Например, попасть в такие места, как Палаццо Нуово, Дворец Консерваторов и Дворец Сенаторов можно в любой день, кроме понедельника, с девяти часов утра до восьми часов вечера.

Как добраться?

Попасть в Капитолий можно разными способами. Доехать до холма можно, сев на поезд линии B метро. Кроме того, в Риме действует разветвленная система автобусов, маршруты которых пролегают и через возвышенности. Также можно вызвать такси и добраться до Капитолия на машине.

Пешие прогулки доступны для всех желающих. Подняться на холм Капитолий в Риме можно по трем лестницам. Левая ведет к базилике Санта-Мария ин Арачели. Центральная была спроектирована Микеланджело, она считается главной лестницей всего ансамбля. Правая же достаточно неприметная, ею, как правило, пользуются горожане. Поэтому если туристы желают подняться на холм в тени и при этом не попасть в толпу, они могут воспользоваться именно ею.