Туристический сайт

Новый самолет мс 21 300

А также в широкой международной кооперации.

В 2009 году на основе конструкторского коллектива Опытно-конструкторского бюро им. А.С. Яковлева в корпорации было сформировано проектно-конструкторское подразделение — Инженерный центр им. А.С. Яковлева, который обеспечивает разработку МС-21. Он объединяет и координирует работу научно-промышленной кооперации, в составе которой Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) и ведущие научные институты России; центры компетенции, созданные в рамках Объединенной авиационной корпорации (ОАК); отечественные и зарубежные инжиниринговые компании, создающие для МС-21 принципиально новые разработки.

В едином информационном пространстве с Инженерным центром ведут разработку конструкции и систем самолета МС-21 специалисты филиалов Корпорации "Иркут" в Ульяновске и Воронеже.

При проектировании МС-21 был внедрен ориентированный на клиента подход к разработке продукта . Он предусматривает вовлечение потенциальных заказчиков в процесс разработки самолета с самых ранних стадий проекта.

К 2017 году Корпорация "Иркут" подписала твердые контракты на поставку 175 самолетов МС-21. Портфель "мягких" заказов (опционы и соглашения о намерениях) превышает 100 самолетов. При этом "Аэрофлот" , начало поставок — 2018 год.

Общий объем инвестиций в программу создания новейшего самолета МС-21 на середину 2016 года составлял порядка 100 миллиардов рублей, из которых 80% — деньги, которые были получены от государства в виде разной помощи, а 20% — Корпорации "Иркут".

Двадцать восьмого мая 2017 года новый российский гражданский лайнер МС-21 , об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

"Огромная победа авиастроителей". Первая демонстрация самолета МС-21

© Корпорация "Иркут" / Президент компании-разработчика МС-21 - корпорации "Иркут" (входит в ходит в Объединенную авиастроительную корпорацию) - Олег Демченко в ходе презентации самолета отметил, что несколько лет назад было решено сделать самолет, который займет достойное место на мировом авиарынке. "Мы уверены, что МС-21 будет лучшим в своем классе", - добавил он.


3 из 8

Президент компании-разработчика МС-21 - корпорации "Иркут" (входит в ходит в Объединенную авиастроительную корпорацию) - Олег Демченко в ходе презентации самолета отметил, что несколько лет назад было решено сделать самолет, который займет достойное место на мировом авиарынке. "Мы уверены, что МС-21 будет лучшим в своем классе", - добавил он.

© РИА Новости / Сергей Мамонтов / Корпорация "Иркут" уже сформировала стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21. По твердым контрактам получены авансы. Первыми эксплуатантами самолетов станут авиакомпании группы "Аэрофлот", которая заказала 50 лайнеров. Еще одним заказчиком самолетов стали "Азербайджанские авиалинии".


5 из 8

Корпорация "Иркут" уже сформировала стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21. По твердым контрактам получены авансы. Первыми эксплуатантами самолетов станут авиакомпании группы "Аэрофлот", которая заказала 50 лайнеров. Еще одним заказчиком самолетов стали "Азербайджанские авиалинии".

© Корпорация "Иркут" / "Иркут" прорабатывает вопрос о поставке МС-21 национальному перевозчику Танзании Air Tanzania. Соглашение на поставку шести самолетов с возможной закупкой еще четырех лайнеров заключено с Египтом. Интерес к МС-21 проявляли авиаперевозчики Иордании.


6 из 8

"Иркут" прорабатывает вопрос о поставке МС-21 национальному перевозчику Танзании Air Tanzania. Соглашение на поставку шести самолетов с возможной закупкой еще четырех лайнеров заключено с Египтом. Интерес к МС-21 проявляли авиаперевозчики Иордании.

© РИА Новости / Александр Астафьев / "Сегодня мы впервые видим МС-21 – один из самых современных в мире лайнеров, пассажирский самолет XXI века. И мы очень гордимся тем, что он создан в нашей стране. Это огромная победа авиастроителей, победа корпорации "Иркут", наших ученых, наших конструкторов, наших инженеров, наших рабочих. Вашими руками (конечно, при определенной поддержке государства) создается современное российское авиастроение, которое двигает вперед всю нашу страну, нашу экономику", - сказал Дмитрий Медведев.


За последние годы представители «Объединенной авиастроительной корпорации» сделали много громких заявлений об огромных перспективах проекта суперсовременного российского самолета МС-21. Посмотрим, в чем же его уникальность, как он повлияет на развитие российской гражданской авиации и будет ли МС-21 пользоваться успехом в России и за рубежом.

Глубокий штопор. Состояние современной российской авиации

Отрасль гражданской авиации в России пока находится на стадии становления, а флот российских авиакомпаний состоит в основном из американских и французских воздушных судов. Озвучим причины, по которым сложилось такое положение дел на сегодня.

Моральное и техническое устаревание российских воздушных судов

Средний срок службы российских самолетов составляет 15 лет. Крупные авиакомпании вроде «Аэрофлота» и Red Wings имеют достаточно средств, чтобы обновлять авиапарк современными моделями самолетов и средний возраст их флота составляет 5,7 и 9,7 лет.

А вот положение небольших авиакомпаний плачевно: они не могут позволить покупку новых западных самолетов, и единственное российское современное воздушное судно - Sukhoi Superjet 100, также им не по карману. Поэтому на российских авиалиниях до сих пор можно встретить давно устаревшие советские ИЛ-86 и Ту-154 или западные Boeing и Falcon, произведенные 30–40 лет назад.

Высокая стоимость обслуживания гражданских самолетов

Эта проблема уходит корнями в СССР. Созданные в то время модели отличались высокой степенью безопасности, но при этом на их послепродажное обслуживание и техническую поддержку расходовалось гораздо больше средств, по сравнению с западными конкурентами.

Именно поэтому разработанные в советское время модели, производство которых продолжается и в настоящее время, не пользуются популярностью у российских перевозчиков, не говоря уже о зарубежных авиакомпаниях.

Ярким примером является ТУ-204, производство которого началось еще в 1989 году. В общей сложности было создано 76 подобных машин, но в последние несколько лет количество произведенных самолетов не превышает 1–2 единиц в год и в авиапарках крупных российских авиакомпаний ТУ-204 и его модификации практически не встречаются.

Недостаток производственных мощностей

В 2014 году в РФ было произведено 42 гражданских воздушных судна. В то время как крупнейшая, но далеко не единственная, американская авиастроительная корпорация Boeing производит такое же количество самолетов в месяц. Таким образом, заменить быстро устаревающие российские самолеты новыми отечественными моделями невозможно чисто технически. Это одна из причин, по которой воздушный флот крупнейших российских авиакомпаний состоит по большей части из американских, французских и канадских авиалайнеров.

К тому же небольшой объем производства воздушных судов не позволяет новым моделям российских самолетов выходить хотя бы на самоокупаемость, не говоря уже о прибыли.

Учитывая все эти проблемы, можно сказать, что в настоящее время российский авиапром как никогда нуждается в массовом производстве современных моделей воздушных судов, построенных на абсолютно новых технологичных платформах, которые будут иметь невысокую стоимость обслуживания. В сфере средне-ближнемагистральных гражданских самолетов таким проектом может стать МС-21.

История предшественника МС-21 - Sukhoi Superjet 100

До сих пор главным проектом российского авиастроения считался Sukhoi Superjet 100 - ближнемагистральный самолет, который был построен на абсолютно новой платформе. При его создании применили нетипичный для советского и российского авиастроения подход: детали для всех модификаций модели были максимально унифицированы, что позволило существенно снизить расходы на производство.

Поскольку самолет был ориентирован на западный рынок, его создатели привлекли в качестве консультантов проекта специалистов из Boeing. 80% комплектующих самолета было создано иностранными производителями. Кроме того, «Суперджет» стал первым российским самолетом, получившим европейский сертификат EASA , высоко ценящийся во всем мире, что значительно повысило его экспортные возможности.

На сегодня Superjet 100 эксплуатируется во многих странах мира: Мексике, Лаосе, Индонезии, Армении. Активно покупают эту машину и крупные российские авиакомпании. «Аэрофлот» на данный момент располагает 16 моделями Sukhoi Superjet. А в начале 2015 года компания приняла меморандум об увеличении количества этих самолетов в своем авиапарке до 50.

Недоброжелатели проекта «Суперджет» утверждают, что спрос на эту машину совсем не ажиотажный, а количество заказов на самолет сознательно завышается производителем. В качестве доказательства своей позиции они приводят данные по обанкротившимся заказчикам Sukhoi Superjet 100:

  • Армянская авиакомпания «Армавиа»: заказала 1 самолет, отказалась от него и обанкротилась.
  • Индонезийская компания SSJ: заказала 3 самолета, но в 2014 году объявила о приостановке финансовой деятельности.
  • Лаосская компания ЛАО: заказала 3 самолета, оплатила 1 и прекратила свою деятельность.

Список обанкротившихся заказчиков Sukhoi Superjet можно продолжать долго: «Малев», «Красэйр», «Картика», «Ориент Тай».

Что касается крупных заказов от «Аэрофлота», вполне возможно, что они обусловлены значительной скидкой, которую для него сделала «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). Цена одного самолета составила $18,4 млн, притом, что его стоимость по каталогу составляет $35,4 млн. Согласно опубликованному финансовому отчету ОАК продажа самолетов со значительной скидкой будет осуществляться до 2016 года, а поставлять машины по каталожной цене корпорация начнет лишь после 2018 года.

Учитывая череду банкротств иностранных заказчиков на Sukhoi Superjet, и значительные скидки для российских покупателей самолета, надеяться на прибыль от реализации этого проекта в ближайшем будущем не приходится. По словам президента ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» Андрея Калиновского, для того, чтобы «СуперДжет 100» вышел на безубыточное производство, необходимо собирать порядка 60 машин в год. Пока этот показатель недостижим: за 6 лет было построено всего лишь 84 самолета, из них 35 за прошлый год.

По состоянию на 2014 год совокупный долг корпорации ОАК, являющейся главным акционером разработчика «Суперджет» - компании «Гражданские самолеты Сухого», составил 260 млрд рублей. И это несмотря на огромную сумму государственной поддержки в 70,5 млрд рублей, выделенную ОАК в 2009 году. Возможно, совокупность всех этих проблем и стали причиной отставки в начале 2015 года президента ОАК Михаила Погосяна.

Самолет МС-21: когда на взлет

МС-21 по замыслу создателей должен заменить давно устаревшие ТУ-154 и другие самолеты, спроектированные еще в советское время. Эта машина не будет конкурировать с «Суперджет 100», а наоборот будет дополнять эту модель, так как имеет большую дальность полета - 5000–5500 км, в зависимости от модификации (у SuperJet 100 - 3048 и 4578 км), и пассажировместимость - 153, 181 и 212 мест в зависимости от модификации (у SuperJet 100 - 98–108 мест). Ожидается, что в будущем две эти модели должны составить 80% парка гражданской авиации России.

К тому же разработчики уверяют, что их детище сможет составить достойную конкуренцию самым популярным узкофюзеляжным среднемагистральным самолетам в мире и будет успешно экспортироваться за рубеж.

Технические особенности нового МС-21

Двигатель

Первоначально модель будет оснащаться двигателем нового типа PW1400G от компании Pratt & Whitney, который имеет редукторный тип турбовентилятора. В дальнейшем в МС-21 планируется устанавливать пермские двигатели ПД-14.

Благодаря использованию двигателей нового типа повысится надежность самолета и сократятся промежутки между проведениями технического обслуживания, что снизит расходы на обслуживание машины. Снизится также уровень шума и будут сокращены выбросы вредных газов, что приведет к уменьшению экологических платежей.

Композитное крыло

Применение не имеющего аналогов в мире композитного крыла позволит повысить аэродинамические характеристики машины на 7–8% и снизить расход топлива. Из композиционных материалов будет изготовляться также и хвостовое оперение самолета, что помимо улучшения аэродинамических характеристик повысит и уровень комфорта в салоне. Давление в самолете во время полета будет на уровне 1800 м, для современных машин стандартным является показатель 2500 м над уровнем моря.

Остальная комплектация

Благодаря применению открытой архитектуры самолет по желанию заказчиков может быть укомплектован оборудованием любых производителей (при условии, что оно имеет соответствующие сертификаты).

Еще одно преимущество МС-21 - большая, по сравнению с «СуперДжет 100», доля российских комплектующих: 60% против 80%.

Как заявляют производители, МС-21 реализуется по графику:

  • В 2010 году были завершены испытания воздухозаборников двигателя самолета.
  • В 2013 году был создан пилотажный тренажер для МС-21.
  • В 2014 году прошли испытания крупномасштабной модели машины.
  • К маю 2015 будет завершена подготовка производства авиалайнера.
  • В 2016 году самолет должен впервые подняться в воздух.
  • На 2017 - начало 2018 года запланировано прохождение сертификации.
  • А в 2020 году начнется массовое производство машины.

МС-21: сравнение с конкурентами

Несмотря на все преимущества российского проекта, его успешность на мировом рынке находится под большим вопросом. Ведь среднемагистральные узкофюзеляжные самолеты - самый популярный сегмент рынка и, по мнению экспертов, спрос на подобные самолеты будет наиболее высоким в следующие 15 лет.

Среди уже эксплуатирующихся самолетов основными конкурентами МС-21 станут Boeing 737NG и Airbus-320. По своим характеристикам он на голову выше этих моделей. А к моменту выхода российского самолета на рынок конкуренцию ему будут составлять французские Airbus A319neo и A320neo, американские Boeing 737 MAX-7 и Boeing 737 Max-8, а также канадский Bombardier СS300.

Основные технические характеристики этих машин очень похожи. Российская модель уступает одному из западных конкурентов лишь по максимальной дальности полета. У Airbus она составляет 3700–4130 миль, а у МС-21 - 3620–3800 миль.

Но зато у МС-21 есть одно очень важное преимущество - благодаря более широкому фюзеляжу, он имеет гораздо большую вместимость (212 пассажиров в версии МС-21–300). Для сравнения, у Airbus A320neo этот показатель составляет 180 пассажиров, у Boeing 737 MAX-8 - 189 пассажиров, у Bombardier CS300 - всего лишь 135 пассажиров.

Характеристики перспективных узкофюзеляжных самолетов
«Иркут» Airbus Boeing Bombardier
МС-21-200 МС-21-300 A319NEO A320NEO 737 MAX-7 737 MAX-8 CS300
Максимальная вместимость, пасс. 168 212 156 180 149 189 145
Грузовая вместимость, м 3 34,7 50 21,5 37,5 27,3 44 Контейнеры, объемная Контейнеры, объемная Объемная Объемная
Максимальный взлетный вес, кг 58190 65210 62140 65020 59530 67630 52100
Дальность полета, морские мили 3800 3620 4130 3700 3800 3620 2950
Тип двигателя PW1400G, ПД-14 CFM LEAP-X, PW1100G CFM LEAP-X PW1500G
Крейсерская скорость, M 0,78–0,82 0,78–0,82 0,79 0,78–0,82
Практический потолок, футы 40000 38000 38000 40000
Экономия топлива по сравнению с существующим поколением, % 24 15 13 20
Поперечное сечение, мм 4064 3912 3759 3277
Начало коммерческой эксллуатации 2017 г. 2016 г. 2017 г. 2014 г.
Увеличение прямых эксплуатационных расходов на одно кресло по сравнению с МС-21, % 0 10 11 12
Цена по каталогу, млн долларов 69 78 94,4 102,8 87,7 106,9 80

Также российский самолет будет иметь больший объем багажных полок, большую ширину кресел и наибольшую ширину прохода, что позволит быстрее проводить загрузку и выгрузку пассажиров, а также сократит период обслуживания машины в аэропорту. Новые модели Boeing и Airbus, которые не разрабатывались с нуля и поэтому унаследовали фюзеляжи своих предшественников, таких преимуществ не имеют.

По утверждению разработчиков МС-21 увеличенная, благодаря широкому фюзеляжу вместимость, и новый экономичный двигатель позволят авиакомпаниям значительно снизить расходы на эксплуатацию российского самолета, что увеличит чистый ежегодный доход с одного судна на 30 миллионов долларов.

Стоимость одного самолета МС-21, по сравнению с конкурентами, также невелика: цена по каталогу - $70 млн. В то время как Airbus 320neo обойдется покупателям в $102,8 млн, цена Boeing 737 MAX-8 - $93,3 млн, а Bombardier CS300 стоит - $80 млн.

Найдет ли МС-21 своего покупателя в России и за рубежом

На этот самолет возлагаются огромные надежды. Как заявил в конце января 2015 года вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, уже сформирован портфель из 175 заказов на эту машину, а за следующие 20 лет планируется продать порядка 1000 единиц МС-21. Чиновник отметил, что российской разработкой заинтересовались не только отечественные авиакомпании, но и крупные западные корпорации, в частности, немецкая Lufthansa.

Правда, представители Lufthansa уже опровергли это заявление, сообщив, что они не заказывали МС-21, а если посмотреть на портфель заказчиков российского самолета подробнее, окажется, что слова об интересе со стороны западных заказчиков большое преувеличение.

Из 175 заказов твердый контракт на 50 машин сделала авиализинговая компания «Ильюшин Финанс и Ко», основным собственником которой является собственник разработчика МС-21 - «Объединенная авиастроительная корпорация», то есть, по сути, сама компания производитель. Также твердые контракты подписали госкорпорации «ВЭБ-Лизинг» (35 машин) и «ГК Ростехнологии» (35 машин). Еще в списке заказчиков присутствуют российские компании Nordwind Airlines (3 машины), «ИрАэро» (10 мащин), «Трансаэро» (6 машины) и «ЮТЭйр» (10 машин). Все эти заказчики подписали не твердые контракты на поставку, а предварительные договора или соглашения о намерениях. Причем две последних авиакомпании испытывают серьезные финансовые трудности и в прессе все чаще появляются сообщения, что в 2015 году они могут объявить о банкротстве, поэтому вероятность покупки ими МС-21 в 2020 году достаточно низка.

Также известно, что предварительный контракт на поставку 50 МС-21 подписал крупнейший российский перевозчик - «Аэрофлот». Кроме того, компания подписала еще и опцион на право покупки 35 машин.

Учитывая, что флот компании в настоящий момент насчитывает 150 воздушных судов, а их средний возраст составляет всего лишь 5,7 лет, остается непонятным, зачем подписывать контракт (пусть и предварительный) на поставку такого количества новых самолетов после 2020 года. Но вполне возможно, что «Аэрофлот» в будущем заключит новые контракты на поставку МС-21. Такую рекомендацию дал авиакомпании в конце декабря 2014 года экспертный совет при правительстве РФ под руководством Михаила Абызова. «Аэрофлоту» рекомендуется дополнительно приобрести 120–150 самолетов Sukhoi Superjet 100 и МС-21. И еще 90–110 машин, по мнению экспертного совета, могут приобрести дочерние авиакомпании крупнейшего российского перевозчика.

Единственным внушающим оптимизм иностранным заказчиком МС-21 является малазийская компания Crecom Burj Berhad, заказавшая 35 российских машин. По словам гендиректора Мохамада Абдулаха, Crecom Burj Berhad создаст с корпорацией «Иркут», являющейся разработчиком МС-21, совместное предприятие по проектированию интерьеров и окраске фюзеляжей самолетов, и даже рассматривается возможность частичного производства МС-21 в Малайзии.

В тоже время, по словам экспертов, Crecom Burj Berhad пока никак не проявила себя на авиационном рынке. А учитывая, что с «Иркутом» был подписан не твердый контракт, а лишь опцион на поставку самолетов, дающий право, но не обязывающий покупать российские машины, перспективы этого соглашения пока туманны.

Частные российские и зарубежные компании, не торопящиеся подписывать твердые контракты на поставку МС-21, легко понять. Ведь миллиардные траты на самолеты, существующие пока только на бумаге и не прошедшие даже предварительных испытаний, могут позволить себе только российские госкорпорации.

Отсутствие развитой системы послепродажного обслуживания - еще одно серьезное препятствие на пути МС-21 на мировой рынок. К примеру, покупатели любого самолета Boeing получает от производителя гарантию на 3–4 года на ремонт основных агрегатов машины. Компания гарантирует, что новые детали будут доставлены покупателю самолета в течение 12 часов в любую точку мира. Если же самолет ремонтируется покупателем самостоятельно, Boeing компенсирует стоимость ремонта.

Компании «Иркут» до подобного уровня сервиса пока еще очень далеко. Впрочем, производитель МС-21 пытается решить эту проблему: планируется, что сервисные центры для МС-21 откроются во всех городах России и СНГ, откуда будет летать этот самолет. Открытия сервисных центов в остальных странах мира пока нет даже в планах.

На данный момент известно лишь, что «Объединенная авиастроительная корпорация» подписала с канадской компанией Bombardier соглашение о намерениях по сотрудничеству в послепродажном обслуживании МС-21. В этом соглашении есть определенный смысл, ведь в части двигателя и ряда других деталей российский самолет унифицирован с моделью Bombardier CS300. Но воплотится этот договор в жизнь или нет, пока непонятно. К тому же, даже если послепродажным обслуживанием МС-21 за пределами России и СНГ будет заниматься Bombardier, уровень сервиса Boeing и Airbus для канадской компании недостижим. Для потенциальных заказчиков нового самолета это станет существенным минусом.

Еще одна проблема - налаживание выпуска МС-21. Печальный опыт Sukhoi Superjet 100, который с начала производства так и не вышел на планируемый уровень, показывает, что амбициозные планы российских авиаразработчиков не всегда могут быть реализованы на практике.

Пока компания «Иркут» планирует к 2020 году выйти на уровень производства 40 МС-21 в год. В то же время, по мнению президента ОАК, точка окупаемости российского самолета лежит в районе 300–400 машин. То есть, даже если план по выпуску и продажам МС-21 удастся выполнить на 100%, окупить все вложенные в этот проект средства удастся только после 2030 года.

Впрочем, проект МС-21 при всех его явных недостатках и туманных перспективах выхода на мировой рынок, все равно является прорывом для отечественного авиастроения. Пусть пока государство лишь тратит миллиарды долларов на разработку этого самолета, не получая прибыли, но создаваемая авиационная инфраструктура, налаживание масштабной производственной базы, построение широкой сети послепродажного обслуживания и уникальные технологии, применяемые в МС-21, делают Россию еще на один шаг ближе к покорению мирового рынка гражданской авиации.

Александр Якунин, пронедра.ру

До недавнего времени Россия несколько отставала от стран, лидирующих в области авиастроения. Но с разработкой новейшего лайнера МС 21 наличествуют все основания полагать, что в ближайшем будущем ситуация изменится кардинальным образом. Новый российский пассажирский самолет МС21 – один из наиболее перспективных проектов, находящихся в работе сегодня.

Характеристики этого агрегата по многим параметрам превосходят известные аналоги. Магистральный лайнер МС 21 рассчитан на перевозку от 150 до 210 человек. По плану разработчика, на рынке новинка будет представлена в трех основных модификациях.

Реализация проекта осуществляется при поддержке Правительства Российской Федерации и является ключевым как для ОАК, так и для РФ в целом.

Об организации-производителе

Разработчиком и изготовителем новинки российской авиации является Компания «Иркут», которая входит в состав ОАК.

При этом за разработку всего пакета конструкторской документации на новый российский самолет МС 21 отвечал инженерный центр им. Яковлева, а изготовление производил Иркутский авиационный завод. Наряду с «Иркутом», в процессе принимали то или иное участие и некоторые другие организации. Например, Ульяновский авиазавод, Воронежский авиазавод, «АэроКомпозит» ОАК-Центр комплексирования» и пр.

Производитель твердо убежден в том, что новинка обязательно будет по достоинству оценена всеми мировыми авиакомпаниями.

Достаточно высоко потенциал нового российского самолета МС 21 оценивает государственная корпорация «Ростех», являющаяся интегратором ряда самолетных систем.

Уже сегодня существует информация о том, что заключено соглашение о покупке партии пассажирского самолета МС 21 для эксплуатации авиационной компанией «Аэрофлот».

История создания

Не многим известно, но история самого проекта по разработке, а также созданию МС-21 началась в уже далеком 2002 г. Именно тогда «Росавиакосмос» в рамках программы по развитию гражданской авиации в РФ объявил тендер на разработку проекта принципиально нового авиалайнера, предназначенного для осуществления среднемагистральных перелетов.

На торги «вышли» со своими предложениями 3 разных проекта:

  • ИЛ-214;
  • ТУ-234;
  • МС-21.

Победителем, а вместе с этим и обладателем суммы в 150 000 000 американских долларов, выделенных из государственного бюджета, стал проект МС 21. Создать самолет предполагалось на основе лайнера Як-242, разработанного почти десятилетием ранее. Проектировочные работы велись не один год.

В конце октября 2010 г. завершились предварительные испытания воздухозаборников для эксплуатируемых двигателей авиалайнера. В процессе проведения всех необходимых исследований были рассчитаны и окончательно определены все основные режимы максимально безопасного использования самолета с поставленными на него авиационными двигателями. После того, как все процессы были закончены, разработчику были официально озвучены рекомендательные решения, касающиеся использования МС 21.

Один год спустя, президент компании «Иркут» озвучил, что новейшие самолеты станут поставляться в минимальной комплектации со 180 креслами (модиф. МС-21-300) взамен планировавшихся раньше 150 кресел (модиф. МС-21-200).

В 2012 г. компанией «Иркут» совместно с производителем двигателей Pratt& Whitney было подписано соглашение об установке на новые лайнеры движков модели RW1400G.

В тот же период изготовитель предоставил партию МС 21, оборудованную движками ПД-14 производства России для нужд госзаказчиков. Речь шла о Министерстве обороны России, ФСБ, МЧС и Управлении делами Президента.

Первый контракт, связанный с реализацией данных воздушных судов, подписали в 2011 г. Согласно нему, самолеты должны были поставляться, начиная с 2017 г. Но не так давно в график были внесены некоторые изменения. Согласно обновленной редакции, первая поставка произойдет только в 2018 г.

По причине пересмотра данного графика, планируемые доходы от продажи продукции тоже претерпели определенные изменения. Если говорить более конкретно, они снизились с 847,5 до 700 миллиардов российских рублей.

На первые версии данного самолета станут устанавливаться движки «Pratt & Whitney». С 2018 г. в планы входит осуществление сборки на базе ПД 14. В данный момент работы над его разработкой успешно ведутся специалистами предприятий «Объединенной двигателестроительной корпорации».

На сегодняшний день портфель заказов на самолет МС 21 насчитывает чуть менее трехсот единиц авиационной техники, из которых 175 – это твердые (гарантированные) контракты, по которым контрагентами уже внесен определенный аванс. Еще 110 – соглашения о предстоящих намерениях.

По заверению Министра промышленности и торговли Дмитрия Рогозина, начиная с 2018 г. запланировано производить не менее 50 единиц авиационной техники в ежегодном режиме.

Основным конкурентом новинки авиации России является самолет китайского производства COMAC C 919. Но МС21 параллельно с этим планирует занять аналогичную нишу на рынке, что занимают Airbus320 и Боинг 737.

Модификации

МС 21 представляет собой целое семейство лайнеров. В него входит три основные модификации агрегата.

МС 21-200

Данная модификация, как уже было сказано выше, представляет собой самую раннюю версию самолета. Ее пассажировместимость составляет 165 пассажиров, а компоновка салона предусматривает только один класс комфортабельности – экономический. Согласно планов производителя, эта версия будет комплектоваться либо двигателями RW1428G, либо ПД-14. Поскольку потенциальные заказчики к 200-й версии проявили не слишком высокий интерес, с ее производством было принято решение несколько повременить.

МС 21-300

Эта версия является базовой модификацией самолета. Ее фюзеляж на 8,5 метров длиннее, чем у двухсотой, а пассажировместимость при условии одноклассовой компоновки будет достигать 211 человек. Модель вызвала у покупателей особенно высокий интерес, потому было принято решение приступить к серийному производству именно с нее.

МС 21-400

МС 21-400 – увеличенная версия самолета. Ее основные отличия от основной (базовой) модификации заключаются в увеличенных параметрах крыла и фюзеляжа. Помимо этого, она, вероятно, будет оснащена четырехколесной тележкой шасси. Лайнер будет рассчитан на 230 пассажиров. На него будет устанавливаться форсированный двигатель отечественного производства ПД-14. На данный период времени разработка четырехсотой модели отложена в связи с необходимостью внесения в ее конструкцию ряда изменений.

МС 21: основные характеристики

Разработка самолета изначально производилась с позиции ориентированности на клиента. Потенциальные заказчики вовлекались в процесс разработки продукта уже на самой ранней стадии работы над проектом.

Агрегат включает все наиболее значимые разработки в сферах, как самолетостроения, так и двигателестроения. Его основная конструкция изготовлена с использованием современных композитных материалов, долевое соотношение которых достигает 40%. Это позволило существенно снизить вес лайнера.

Нельзя не упомянуть об одном из наиболее важных конструкторских решений в реализации МС 21. Речь идет об увеличенном диаметре фюзеляжа и возможности производить перекомпоновку салона с учетом требований и пожеланий различных авиаперевозчиков. Это единственный самолет в своем классе не только на территории России, но и во всем мире, который имеет самый широкий фюзеляж. Такое конструкторское решение обеспечило не только более высокий уровень комфорта пребывания на борту пассажиров, но и снизило время, затрачиваемое на посадку, а также высадку пассажиров. Помимо прочего, для самолета были разработаны особые кресла, которые в процессе эксплуатации окажутся удобными для пассажиров с любой комплекцией, а также для людей с ограниченными физическими возможностями.

Благодаря установке больших иллюминаторов, повысился показатель естественного освещения. Были произведены определенные работы над улучшением микроклимата внутри салона и в кабине пилотов. В частности, на всех модификациях установлены система увлажнения воздуха, биологические фильтры последнего поколения, и увеличено давление. Оборудование предусматривает три основные зоны регулирования температуры.

Этот лайнер, производимый в России, в полной мере соответствует всем действующим отраслевым требованиям в плане безопасности. Он может без проблем эксплуатироваться в любых климатических зонах без необходимости в сезонных перерывах.

Для проведения серии наземных испытаний всех конструктивных элементов и основных систем новинки авиапрома России была создана стендовая база, на которой были успешно проведены все необходимые ресурсные, прочностные и аэродинамические испытания.

Работа над созданием стала своего рода толчком технологического плана для большей части Объединенной Авиастроительной Корпорации. На предприятиях в Казани, Воронеже, Иркутске, а также Ульяновске были произведены масштабные обновления оборудования. Помимо этого был создан ряд новых высокотехнологичных организаций.

Говоря про летно-технические характеристики агрегата, следует отметить типовую двухклассную компоновку на 132 кресла (минимум).

Максимальная взлетная масса МС-21-200 составляет 72560 кг, а посадочная – 63100 кг. Дальность полета самолета с двухклассовой компоновкой салона составляет чуть менее 6500 километров.

Кабина экипажа воздушного судна, как и все прочее, выполнена в соответствии с современными требованиями к эргономическим характеристиками и показателям безопасности.

Наличие электродистанционной системы управления, выполненной по современным технологиям, позволяет пилотам при помощи специальных боковых джойстиков менять положение лайнера в пространстве, а при достижении максимальных пилотных ограничений выдает предупреждение вибрацией на высокой частоте.

Автоматическое управление (автопилот) может сохраняться до момента касания лайнером полосы. Это в полной мере соответствует категории ICAO IIIB. В МС 21 реализована уникальная концепция стеклянной кабины, которая гарантирует лучшую визуальную информацию с помощью цветных жидкокристаллических широкоформатных дисплеев и проецирования полетной информации на лобовое стекло. Подобное техническое решение позволяет экипажу наилучшим образом действовать в условиях ухудшенной видимости и при неблагоприятных метеорологических условиях.

Схема мест в салоне: лучшие и худшие

По состоянию на 2017 год еще нет ни одного лайнера МС-21, который был бы оборудован пассажирским салоном. Его концепция, тем не менее, разработана и существует в макете.

Полноразмерный макет самолета МС 21 уже был публично представлен производителем. В нем присутствовал фрагмент пассажирского салона с установленными креслами эконом,- и бизнес-классов. Под бизнес-класс в базовой комплектовке пассажирского салона будет отведено шесть первых рядов. От экономического класса эта часть салона будет отделена перегородкой. Бюджетные места в лайнере насчитывают двадцать рядов. В каждом ряду по три разделенных проходом кресла.

Так как расстояния для ног перед креслами достаточно широкие, как и проход между рядами, однозначно определить лучшие и худшие места проблематично.

При разработке салона самолета конструкторы делят борт на три основные части:

  • носовую;
  • среднюю;
  • хвостовую.

Традиционно считается, что лучшие места в пассажирском салоне находятся непосредственно за кабиной пилотов. В этой части самолета менее всего ощущается тряска. Передние места привлекают пассажиров еще и тем, что именно с них начинается раздача питания и напитков. Соответственно, нет никакого риска, что у пассажира не окажется выбора блюд. Помимо этого, клиенты авиакомпаний, занимающие первые ряды, имеют возможность первыми покинуть салон после того, как о посадке лайнера будет объявлено. Чаще всего впереди самолета предпочитают садиться пассажиры с детьми. Этот фактор другие путешественники могут воспринять неоднозначно: малыши часто капризничают, так что о спокойном полете придется забыть.

С этой точки зрения наиболее оптимальным вариантом окажется выбрать места в середине салона МС 21. Здесь тряска будет не слишком сильной, а детей – на порядок меньше.

Места, расположенные возле прохода, окажутся не лучшим выбором для тех, кто планирует поспать во время перелета. Занявший «проходное» место путешественник будет вынужден вставать и пропускать своих двоих соседей всякий раз, когда им потребуется покинуть свое место.

Высокая востребованность мест возле иллюминатора объясняется, прежде всего, потрясающим видом, который открывается в полете. Кроме того, здесь можно спокойно спать, не рискуя быть потревоженными другими пассажирами. Единственный минус кресла у окна – это некоторая сложность выхода. Для того чтобы подняться с места, потребуется побеспокоить соседей.

Наименее удобными являются места посредине. У них отсутствует отдельный подлокотник. Здесь будет не слишком комфортно людям с крупной комплекцией.

Отдельным пунктом следует отметить те категории пассажирских кресел, которые расположены перед эвакуационными выходами. В ряду МС 21 таких мест в ряду два. Они пользуются высоким спросом, поскольку в этом ряду имеется дополнительное место для ног.

Самые неудобные места для любого пассажира – это последний ряд в экономическом классе. Он расположен перед техническими блоками – санузлом и кухней. Здесь во время полета обычно повышенная проходимость, так что занявшим эти места приходится терпеть большое скопление людей и постоянные хлопки дверьми. Кроме того, в самом последнем ряду лайнера спинки сидений не опускаются.

МС 21: перспективы и преимущества

На лайнер МС 21 в России возлагаются большие надежды. Это первый отечественный самолет, который изначально имеет все возможности составить достойную конкуренцию лидерам соответствующего сектора рынка. Самолетами, которые будут конкурировать с новинкой авиастроения, прежде всего, являются Boeing 737, Airbus 320, а также китайский Comac C919. Начало эксплуатации последнего намечено на 2020 год. По заявленным китайским производителем характеристикам он более всего напоминает базовую модель МС 21.

Одно из основных преимуществ российского пассажирского самолета заключается в его относительно низкой конкурентоспособной стоимости в сравнении с западными аналогами. МС-21 оборудован бортовой техникой и электроникой с открытой архитектурой, что в процессе эксплуатации дает возможность установки оборудования любых производителей по желанию.

Определенные опасения в плане будущего спроса на самолет вызывает тот факт, что у новинки отечественного авиапрома практически полностью отсутствует система послепродажного обслуживания. Это может создать проблемы с продажами, поскольку у основных конкурентов (Boeing и Airbus) предусмотрена трех,- четырехлетняя гарантия на основные узлы их самолетов. К тому же покупатели самолетов Боинг и Айрбас получают от производителя гарантии того, что при возникновении потребности любая деталь окажется доставлена в любую точку земного шара в кратчайшие сроки.

Тем не менее, несмотря на наличие ряда спорных и вызывающих опасение вопросов, МС 21 уже сегодня можно небезосновательно считать серьезным прорывом отечественного самолетостроения. И хоть в настоящее время нет ясности по поводу того, когда окупятся вложенные в создание новых опытных машин и приобретение производственных мощностей огромные средства, этот самолет – большой шаг России в сторону успеха на международном авиационном рынке.

Видео

История

История проекта МС-21 началась в 2000-хх годах. В то время основным проектом ОАК и всего российского авиастроения был — будущий Суперджет. Работы было решено начать именно с него, так как создание сразу довольно крупного авиалайнера, вступающего в прямую конкуренцию с двумя самыми массовыми самолетами Boeing и Airbus считалось слишком рискованным. В 2008 году первый прототип SSJ 100 совершил испытательный полет. Реализация программы вышла на крайние стадии перед выходом на рынок.

Параллельно с испытаниями SSJ 100 были инициированы ранние работы по созданию нового, более крупного и более амбиционого проекта — МС-21. Разработкой самолета занимались конструкторские бюро Яковлева и Ильюшина. Непосредственным исполнителем программы выступила корпорация Иркут, производящая истребители и учебно-боевые самолеты . Так же, Иркут производит ряд компонентов для лайнеров . В 2008 году ОКБ Ильюшина покинуло проект и разработку в полном объеме продолжили в ОКБ Яковлева.

Изначально, планы были весьма амбициозны. В 2009 году предполагалось, что МС-21 взлетит уже в 2013, а к 2016 году самолеты начнут поставляться заказчикам. Однако, проблемы в проектировании, а так же сложности с финансированием нарушили изначальные планы. Сам же самолет становился более продвинутым и сложным.

К 2011 году было решено поставить в более высокий приоритет создание увеличенной версии лайнера МС-21-300 (180 мест) вместо базового МС-21-200 (150 мест). Исследования и опросы авиакомпаний показали, что большой вариант будет пользоваться большим спросом (70% заявок были именно на модель -300). Создание 200-местного МС-21-400 было решено отложить, так как его создание значительно увеличило бы бюджет программы.

Предполагается, что МС-21 будет 10-15% эффективнее аналогов, будет иметь на 15% меньшую массу конструкции и на 20% меньшие эксплуатационные расходы.

В 2012 году Иркут и Pratt & Whitney заключили соглашение о сотрудничестве. Одной из базовых силовых установок самолета будет двигатель PW1400G. Второй базовой силовой установкой будет перспективный двигатель ПД-14, создаваемый в ОДК (головной разработчик — фирма Авиадвигатель).

В 2014 году на Иркутском авиазаводе завершилась реконструкция производственных площадок под новый лайнер. Началась сборка первых прототипов.

8 июня 2016 года состоялась торжественная презентация — выкатка первого прототипа МС-21-300 на Иркутском авиационном заводе. Первый полет планируется на май 2017 года.

МС-21 — новый флагман авиации России. Описание и перспективы авиалайнера. Видео канала Skyships

Описание самолета

МС-21 — узокфюзеляжный, среднемагистральный авиалайнер. Конструкционно является классическим авиалайнером с низкорасположенным крылом малой стреловидности и двумя подвешенными двигателями

Конструкция

МС-21 имеет одну из наиболее совершенных на данный момент конструкций планера в мире. По объему примененых композиционных материалов (около 40%) находится на одном уровне с (около 40%) и уступает лишь (50%) и (53%).

Основным преимуществом и первым подобным опытом в России является «черное крыло», созданное из карбоновых композиционных материалов. Благодаря этой новой технологии удалось снизить массу крыла и, при сохранении прочностных характеристик увеличить его аэродинамическое качество. В ближайшей перспективе, МС-21 будет единственным в своем классе авиалайнером с черным крылом. Так же, из композиционных материалов выполнено хвостовое оперение, и некоторые другие элементы конструкции. Крыло самолета разработано и изготавливается концерном Аэрокомпозит. Так же в создании композитных элементов участвует ОНПП Технология (Ростехнологии).

Фюзеляж разрабатывается и производится непосредственно корпорацией Иркут и ОКБ Яковлева. Фюзеляж выполнен, преимущественно, из алюминиевых сплавов.

Шасси самолета классическое, трехстоечное. Основная опора шасси из двух стоек оснащается двухколесными тележками. Перспективная модификация МС-21-400 — более тяжелая и, предположительно, может иметь четырехколесные тележки. Шасси для МС-21 разрабатывает и изготавливает концерн Гидромаш. Материалы, преимущественно, стальные и титановые сплавы.

Силовая установка

МС-21 оснащается двумя реактивными двигателями разной тяги в зависимости от модификации.

Планируется использовать две основные силовые установки.

  1. Двухконтурные тубовентиляторные двигатели семейства Pratt & Whitney PW1400G. Двигатели являются одними из наиболее совершенных на данный момент и, помимо МС-21, применяются на лайнерах Airbus A320NEO, Bombardier C-series. Для разных версий МС-21 будут поставляться разные версии двигателей: PW1428G тягой 12,230 тс для МС-21-200 и PW1431G тягой 14,270 тс для МС-21-300. Первый опытный борт МС-21-300 оснащен двигателями Pratt & Whitney.
  1. Двухконтурные тубовентиляторные двигатели семейства ПД-14. Разрабатывается концерном Авиадвигатель (входит в ОДК). Двигатель является совершенно новой силовой установкой и, предположительно, сможет конкурировать с аналогичными силовыми установками. На 2017 год двигатель проходит серию испытаний и сертификацию. Серийное производство планируется начать с 2018 года. Для разных версий лайнеров будут поставляться разные версии двигателей: ПД-14А тягой 12,540 тс для МС-21-200 и ПД-14 тягой 14,000 тс для МС-21-300.

Кабина пилотов

Кабина МС-21 «стеклянная». Составлена из пяти широкоформатных многофункциональных дисплеев (широкоформатные дисплеи в гражданской авиации России ранее не применялись). Для минимизации работы с бумажными документами пилоты так же имеют электронные планшеты.

Управление осуществляется с помощью боковых ручек управления — сайдстиков. Опционально, кабина может оснащаться дополнительными интерфейсами:

  • индикаторами на лобовом стекле (ИЛС) — прозрачными панелями перед лицом пилота, отображащими необходимые полетные данные;
  • синеттическим видением, формирующим на мониторах виртуальный образ окружающего самолет пространства в случае потери визуальной видимости (время суток, погодные условия и так далее).

Кабина пилотов, а так же большая часть авионики самолета разработана Концерном Радиоэлектронных Технологий(КРЭТ) совместно с фирмой Rockwell Collins.

Пассажирский салон

Пассажирский салон МС-21 продолжает идеологию ОАК к повышению комфорта пассажиров путем расширения салона и прохода между креслами. Салон имеет ширину 3,81 метра, что делает его самым широким в классе узкофюзеляжных среднемагистральных лайнеров (SSJ 100, в свою очередь, так же имеет самый широкий салон в сегменте региональных лайнеров).

Модель ВС МС-21 Airbus A320 Boeing 737 C919
Ширина фюзеляжа (м) 4,06 3,95 3,76 3,96
Ширина салона (м) 3,81 3,70 3,54

Компоновки салона поддерживают два базовых класса:

  • Бизнес-класс (С): 4 кресла в ряд с шагом в 36″
  • Эконом-класс (Y): 6 кресел в ряд с шагом в 32″
  • Уплотненный эконом-класс: 6 кресел в ряд с шагом 28-29″

Салоны могут быть двухклассовыми и одноклассовыми.

Благодаря расширению салона удалось расширить проход между креслами, что позволяет упростить и ускорить рассаживание пассажиров в самолете. Кроме того, это позволит пассажирам свободно перемещаться даже в присутствии кабинных тележек (ранее, тележки занимали всю ширину прохода, блокируя дорогу).

Увеличенная кабина так же позволила установить более вместительные багажные полки.

Пассажирский салон оснащается новейшими системами и оборудованием, улучшающим микроклимат в салоне. Благодаря этому удалось снизить шумность в полете, повысить атмосферное давление и улучшить контроль температурного режима.

Разработкой систем пассажирского салона занимается НПО Наука совместно с концерном Hamilton Sundstrand (США). Интерьер создан фирмой C&D Zodiac (Франция).

Модификации

МС-21-200 — младшая версия самолета. Вмещает до 165 пассажиров в одноклассовой компоновке. При взлетной массе до 72,5 тонн оснащается дефорсированными двигателями ПД-14А или PW1428G. В связи с тем, что модель пользуется меньшим спросом, будет создана второй после модели -300.

МС-21-300 — базовая и более крупная версия. Фюзеляж удлинен на 8,5 метров в сравнении с МС-21-200. Вместимость достигает 211 пассажиров в одноклассовой компоновке. При взлетной массе до 79,2 тонн оснащается двигателями ПД-14 или PW1431G. МС-21-300 пользуется большим спросом и выйдет на рынок первым. Первый опытный образец является модификацией МС-21-300.

МС-21-400 — увеличенная версия модели -300. Имеет ряд изменений конструкции, увеличенное крыло и четырехстоечное шасси. Вмещает до 230 пассажиров. При взлетной массе в 87,2 тонны оснащается форсированным двигателем ПД-14М тягой до 15,6 тс. Значительные изменения конструкции в сравнении с другими лайнерами семейства увеличивает бюджет программы и риски. В связи с этим, создание МС-21-400 отложено.

В перспективе рассматриваются варианты создание более крупных самолетов семейства, а так же модификаций с увеличенной дальностью. Однако, конкретных планов по дальнейшему расширению семейства на 2017 год не имеется.

Заказы и поставки

На 2017 год Корпорация Иркут имеет заказы на порядка 170-180 лайнеров с опционами более, чем на сотню самолетов. Крупнейшими заказчиками являются Ильюшин Финанс (63 самолета + 22 опцион) и Аэрофлот (50 самолетов + 35 опцион). Иностранные заказчики: азербайджанская AZAL и египетская Cairo Aviation.

Серийное производство планируется развернуть в 2018 году. В течение нескольких лет выпуск будет доведен до плана — 70 самолетов в год.

Корпорация Иркут планирует выпустить и поставить порядка тысячи самолетов в течение 20 лет.

Конкуренция

МС-21 является среднемагистральным авиалайнером. Эта ниша практически полностью занята авиалайнерами Boeing 737 и Airbus A320. Так же на нее претендует новый китайский самолет Comac C919. Рынок среднемагистральных самолетов является самым емким в мире — около 78% всех коммерческих самолетов вместимостью более 100 мест это именно такие самолеты. Кроме того, в течение 20 лет будет продано более 30 тысяч самолетов этих типов.

По характеристикам мощности и экономичности силовых установок МС-21 аналогичен конкурентам (зачастую, двигатели одни и те же или очень близки). По характеристикам аэродинамического качества и конструкции самолет является наиболее совершенным самолетом в мире на данный момент. Предположительно, это позволяет ему на 12-15% превосходить самолеты A320 и Boeing 737 предыдущего поколения и на 6-7% — поколения A320NEO и Boeing 737MAX.

Сравнение стоимости лайнеров:

Однако, каталожная стоимость является лишь одним из факторов выбора самолетов. При заключении контрактов производители предлагают серьезный пакет финансовых опций (параметры покупки или лизинга, кредитные ставки и так далее). В данном контексте выстроенная за многие годы сложная система продаж Airbus и Boeing значительно превосходит российских и китайских конкурентов.

Кроме того, поставки коммерческих самолетов требуют наличия масштабной, разветвленной и эффективной сети технического обслуживания по всему миру. Зачастую, создание такой сети может быть более сложной задачей, чем создание самих самолетов.

Значительно усложняет выход на рынок тот факт, что большая часть авиакомпаний уже выбрала поставщика. Вплоть до 2025 года около 75% рынка этих самолетов уже законтрактована.

Тем не менее, учитывая характеристики и перспективы, завоевание определенной доли мирового рынка лайнером МС-21 видится задачей вполне выполнимой.

Характеристики самолетов семейства МС-21
Тип магистральный пассажирский самолет
Модификция МС-21-200 МС-21-300
Вместимость

2 класса: 132 (С12+Y120)
1 класс: 153
1 класс, уплотненный: 165

2 класса: 163 (C16+Y147)
1 класс: 181
1 класс, уплотненный: 211

Силовая установка 1 2 х PW1428G тягой до 12,230 тс каждый 2 х PW1431G тягой до 14,270 тс каждый
Силовая установка 2 2 х ПД-14А тягой до 12,540 тс каждый 2 х ПД-14 тягой до 14,000 тс каждый
Практический потолок 11 600 — 12 200 м
Дальность полета 6 400 км (двухклассовая компоновка) 6 000 км (двухклассовая компоновка)
Максимальная взлетная масса 72,560 тонн 79,250 тонн
Крейсерская скорость 870 км/ч
Длина 33,8 м 42,3 м
Размах крыла 35,9 м
Высота 11,5 м

В среду, 8 июня, корпорация «Иркут» на Иркутском авиазаводе представит первый самолёт МС-21-300. Отмечается, что лайнер предназначен для проведения лётных испытаний.

«Постройка первого самолёта — важный этап программы МС-21. Мы ждём на Иркутском авиационном заводе делегации наших партнёров, действующих и потенциальных заказчиков, представителей федеральных и региональных органов власти», — сказал президент компании Олег Демченко .

О том, что представляет собой самолёт МС-21-300, рассказывает АиФ.ru.

Ближне-среднемагистральный реактивный самолёт МС-21 предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях. Является вторым после Sukhoi Superjet 100 масштабным российским проектом в области гражданской авиации, который был создан без советского задела. В отличие от Superjet, рассчитанного на нишу региональных самолётов (дальность полёта — 3 тыс. км), МС-21 будет осуществлять полёты на расстояния около 6 тыс. км.

В конструкции лайнера впервые в отечественном самолётостроении широко применяются композиционные материалы — их около 40%. Использование углепластиков позволило увеличить размах крыла и облегчить хвостовую часть. Это решение позволило интегрировать в полном объёме в самолёт все последние инновации в области гражданской авиации. В качестве конкурентных преимуществ самолёта называются:

  • сниженные эксплуатационные расходы;
  • повышенный комфорт для пассажиров;
  • хорошие показатели экологической безопасности.

МС-21 будут выпускать в трёх версиях: МС-21-200 (150 посадочных мест), МС-21-300 (180 мест) и МС-21-400 (212 мест). На международном рынке он будет конкурировать с европейским Airbus А321neo и американским Boeing 737 MAX 9.

Заказчики

Первые МС-21 начнут массово сходить с конвейера в 2017 году, а к 2020 году «Иркут» планирует выйти на уровень производства 40 лайнеров в год. На данный момент у компании заказали 285 самолётов МС-21. Основным заказчиком стал «Аэрофлот», первые воздушные суда авиаперевозчик получит в конце 2018 года.

Интерес к самолёту, как сообщают в «Иркут», также проявляют авиакомпании из Индонезии, Саудовской Аравии, Танзании и Ирана. Однако на международном рынке пока существует только предварительное соглашение о поставке 10 самолётов (4 из них — опцион) египетской Cairo Aviation.

Стоимость одного лайнера МС-21, в зависимости от комплектации, составляет от $72-85 млн.

Лётно-технические характеристики МС-21-300:

  • Длина самолёта: 42,3 м
  • Размах крыла: 35,9 м
  • Высота самолёта: 11,5 м
  • Ширина салона: 3,81 м
  • Ширина фюзеляжа: 4,06 м
  • Максимальная взлётная масса: 79 250 кг
  • Максимальная посадочная масса: 69 100 кг
  • Максимальная заправка топливом: 20 400 кг
  • Максимальная дальность полёта в двухклассной компоновке: 5900 км