Туристический сайт

Птичья башня китайгородской стены. Стены и башни Китай-города, ч.2. В Китай-городе три главных улицы. Это расходящиеся от Кремля, и Никольская

Китай-город. Ну кто о нём не слышал? Во многом, я думаю, это заслуга одноимённой станции московского метро! Первые ассоциации и догадки – была какая-то торговая слобода, активный район столицы в своё время… Отчасти данные предположения оказались правильными: к 1535 году столица великого княжества уже вышла за пределы Кремля, с его восточной стороны появился посад – густонаселенная территория, имевшая в первую очередь торговое значение, и для её защиты назад началось возведение новой стены. Китайгородская стена (в старину Китайская) – почти не сохранившийся памятник средневековой русской фортификации. Крепостная стена из красного кирпича вокруг московского Китай-города длиной 2 567 метров с 12 башнями строилась во времена правления Елены Глинской, в 1535–1538 годах, под руководством итальянского инженера Петрока Малого. Целью строительства была оборона московского посада от , подобных вторжению Махмет-Гирея в 1521 году. Возведению стены предшествовал временный частокол 1534 года.

Неделю назад мы спускались в заброшенные . Тогда во время поиска информации я наткнулся на упоминание об использовании белого камня, добываемого у берегов рек Десны, Пахры, Мочи для строительства фундаментов московских храмов и Китайгородской стены! И меня не могли не зацепить слова о буквально одном-двух сохранившихся до наших дней фрагментов древних оборонительных укреплений! Как и многие другие памятники древнерусского зодчества, Китайгородская стена была уничтожена в 30-е годы прошлого века. В 1927 году снесли Владимирские ворота, окончательный снос стены пришелся на 1934 год. От древних укреплений уцелел только участок стены на площади Революции и фрагмент белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город».

На видеоотчёте ниже я запечатлел для вас всё, что сохранилось от 2,6 км стены. А именно – два участка. Первый – за гостиницей «Метрополь», второй – вдоль Китайгородского проезда между Москвой-рекой и улицей Варваркой. Кроме того, на Театральной площади заново выстроили «крепостную» башню с рестораном, стараясь повторить облик прежнего сооружения. Последнее восстановлением назвать нельзя, так как башня построена в других формах: у нее появился шатер, которого здесь не было (его вид почти скопирован с шатра Варварской башни).

Существует множество объяснений происхождения названия «Китай-город». Один из вариантов – от итальянского читта (citta), т.е. «город». Так мог называть на родном языке крепость ее автор, итальянец Петрок Малый. Еще версии: от слова «кита» – сплетённая из хвороста и соломы веревка (или решетка), которая использовалась при строительстве укреплений; от монгольского слова «Китай» – середина, а район Китай-города как раз входил в центральную (серединную) часть города. Что же она собой представляла? Соединялась в двух местах со стеной кремлевской (на берегу Москвы-реки, упираясь в Беклемишевскую башню, и на берегу Неглинной, упираясь в Угловую Арсенальную башню). По сравнению с кремлевской стеной стены Китай-города ниже, но зато толще, с площадками, рассчитанными на орудийные лафеты. Такие укрепления лучше приспособлены для отражения пушечного огня. Конечно, по мере того как стена стала терять свое крепостное значение, её облик менялся. Так, в 1680-х три самые крупные башни – Никольская, Ильинская и Варварская – получили декоративные шатры наподобие тех, что украсили кремлевские башни. Вскоре, однако, Китайгородской стене в последний раз довелось готовиться к несению боевого дежурства: в 1708 году во время Северной войны ожидалось нападение на Москву шведских войск Карла XII, в связи с чем по указу Петра I все московские крепостные сооружения были отремонтированы и приведены в порядок на случай длительной осады, а вдоль стены Китай-города появились земляные бастионы со рвами, дно которых было усеяно острыми деревянными кольями. Как известно, шведы на Москву не пошли. Облик древней стены менялся и в дальнейшем: возле тех же трёх башен были пробиты новые (так называемые проломные) ворота – более широкие, чем ворота в башнях. С годами таких проломных ворот становилось всё больше. Исчезли земляные бастионы со рвами. В начале XIX века Китайгородская стена понесла первую крупную утрату: на берегу Москвы-реки были разобраны двухпролетные Водяные ворота. Кстати, после пожара Москвы 1812 года звучали предложения полностью разобрать стену и разбить на её месте бульвар, но эту идею отверг сам император Александр I, пожелавший «сохранить все древние строения в Москве в их первобытном виде». После революции судьба, казалось бы, смилостивилась над Китайгородской стеной: новые власти не только объявили её памятником архитектуры, но и затеяли крупномасштабные реставрационные работы, пик которых пришелся на середину и вторую половину 1920-х годов. Прежде всего, стена была очищена от многочисленных инородных пристроек – торговых лавок, лабазов для хранения товаров и даже «квартир» (некоторые москвичи умудрялись устроить свой нехитрый быт в арочных нишах стены). В результате снятия всех поздних наслоений Китайгородская стена предстала чуть ли не в первозданном виде. При этом реставраторы попытались решить и транспортный вопрос, для чего в стене были пробиты новые проезды для трамваев и автомобилей.
Между тем уже тогда, при реставрации, прозвучал первый тревожный звоночек: началась ликвидация часовен, причём их возраст не имел значения. О дальнейших событиях я уже упомянул. Последний аккорд прозвучал в 1966 году, когда снесли остатки стены на Москворецкой набережной.

Несмотря на отснятое видео, я обязательно собираюсь сюда вернуться! Во-первых, пишут о «небольшом историческом фрагменте вдоль Китайгородского проезда, на углу с Варваркой». Это как раз то, что закрыто сейчас строительными лесами на видео! Именно к этому фрагменту в 1960-е годы пристроили новодельную часть вдоль Китайгородского проезда. Старая и новая кладка (по крайней мере, раньше) были легко отличимы. Есть и ещё одно упоминание. Так, «несколько лет назад стало известно о фрагментах стены Белого города, которые сегодня можно увидеть на Хохловской площади «. Приглашаю всех неравнодушных присоединиться
Источники информации:

Примостившись к Кремлю со стороны Красной площади и Рва, Китай-город дал название стене, окружавшей его по периметру на протяжении почти четырех столетий. Сейчас от стены остались лишь фрагменты…

Владимирские ворота Китай-города и Пантелей­моновская часовня. 1890-е
Фото РИА Новости

Как часто приходится слышать от гостей нашей столицы наивный вопрос: «А почему станция метро называется «Китай-город»? У вас что, китайский квартал здесь находится?» И такое предположение делают не только туристы, но нередко и сами москвичи.

Помимо путаницы с названием многие ошибаются и в локализации самого места под наименованием Китай-город: сегодня в московском обиходе так чаще всего обозначается район улицы Забелина, Солянки, Маросейки, Лубянского проезда, Старосадского переулка. Это веяние последних лет, возникшее из-за того, что одноименная станция метро расположена вне границ исторического Китай-города. При этом окружение Никольской улицы, Ильинки и Варварки в наши дни гораздо реже называют Китай-городом. Хотя именно здесь он и находится!

Почему же произошло такое смещение? Дело не только в неудачном переименовании станции метро, но и в почти полной утрате исторической стены, служившей границей Китай-города.

«Повелели град камен ставити Китай»

480 лет назад, в 1535 году, при малолетнем великом князе Иване IV (царем он станет через 12 лет), регентом при котором была его мать , началось возведение новой стены для московского посада. К тому времени столица великого княжества давно вышла за пределы Кремля: с его восточной стороны появился посад – густонаселенная территория, имевшая в первую очередь торговое значение и изобиловавшая храмами.

Прежде восточная граница посада, шедшая примерно по линии современного Большого Черкасского переулка, была оформлена рвом, но во второй четверти XVI века такая защитная система уже не годилась для обороны Москвы в случае атаки противника. Это стало ясно еще в правление отца Ивана IV – великого князя Василия III , который, как предполагают историки, озаботился созданием более мощных крепостных стен для посада после набега крымского хана Мехмеда Гирея в 1521 году. Поэтому к строительству новых укреплений подошли со всей серьезностью.

Елена Глинская. Реконструкция С.А. Никитина

Сначала появился «черновик» новой стены: в 1534-м по указу Елены Глинской были собраны средства для возведения земляных и деревянных стен. Сама великая княгиня пожертвовала немалую сумму на проведение работ, и ее примеру последовали московский митрополит и многие бояре. Укрепление было построено всего за год и представляло собой глубокий ров с земляным валом, на гребне которого располагался частокол, переплетенный прутьями и обложенный землей. Важно, что теперь несколько увеличилась территория посада: стена прошла уже за линией Большого Черкасского переулка, обозначив будущую границу Китай-города.

По сообщению «Пискаревского летописца»,
в 1535 году «майя в 16 день князь великий Иван Васильевич всея Руси и его мати Елена повелели град камен ставити Китай»

Кстати, по одной из версий, это название, вводящее в заблуждение современных москвичей и гостей столицы, появилось именно тогда: связка жердей или прутьев, применявшихся при строительстве деревоземляных укреплений, именовалась «кита» (с ударением на последний слог), в связи с чем и посад, получивший новые рубежи, стал именоваться Китай-городом, то есть городом, окруженным китой. Впрочем, есть и другие версии – о возможном монгольском происхождении названия (по-монгольски «китай» – «средний город») и даже возникающих параллелях с европейскими аналогами («сити» в Лондоне, «ситэ» в Париже и итальянское слово cita, которое так и переводится – «город»).

Построение Китай-города. Миниатюра из Царственной книги. XVI век
Валентин Черединцев / РИА НОВОСТИ

Спешка в возведении укреплений, по-видимому, была вызвана актуальностью военной угрозы, которая для Москвы исходила прежде всего от крымских татар. Однако в том же 1535 году, когда работы были завершены, развернулось новое строительство: земляной вал с частоколом, судя по всему, задумывался как временное укрепление на случай внезапного нападения врага, с тем чтобы потом уступить место более современной и совершенной системе. Так или иначе, «Пискаревский летописец» сообщает, что в 1535 году «майя в 16 день князь великий Иван Васильевич всея Руси и его мати Елена повелели град камен ставити Китай». Будущую крепость торжественно освятил митрополит Московский Даниил, который с крестным ходом прошел по линии планируемых стен, после чего мастера строительного дела установили первые камни. Три года ушло на возведение крепостной стены, оборудованной по последнему слову европейской фортификационной науки того времени.

Руководил работами приглашенный итальянец, обозначенный в русских источниках как Петрок Малый Фрязин . Ранее он уже зарекомендовал себя грандиозной работой в селе Коломенском, где под его начальством была построена церковь Вознесения Господня в честь появления у великого князя Василия III долгожданного наследника – будущего царя Ивана IV (сегодня Вознесенская церковь в Коломенском является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО). Всего за три года строительство стены было завершено, а сама она получила название Китайгородской. Впрочем, москвичи нередко звали ее просто Китайской, никак не связывая при этом с крупной азиатской страной. Даже церковный сорок – единица административно-территориального деления для московских храмов – именовался здесь Китайским.

Памятник крепостного зодчества

Что же представляла собой новая стена? Она соединялась в двух местах со стеной Кремлевской: на берегу Москвы-реки, упираясь в Беклемишевскую башню, и на берегу Неглинной, упираясь в Угловую Арсенальную башню. Тем самым внутри Китайгородской стены и восточной части стены Кремлевской оказывалась территория площадью 63 гектара (то есть она более чем в два раза превышала территорию Кремля). В длину новая стена имела солидную протяженность – 2567 метров. Если прочертить линию стены по современной карте Москвы, то идти она будет вдоль площадей Революции и Театральной, у Театрального проезда, сворачивая на юго-восток на Лубянской площади, затем вдоль Новой и Старой площадей, далее по Китайгородскому проезду, а после его окончания, сделав еще один поворот, теперь по направлению к Кремлю, – по Москворецкой набережной.

Театральный проезд с Тро­ицкой башней и Пантелей­моновской часовней. Первая пол. 1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Как и в случае с Кремлем, стена Китай-города обнаруживала многие черты, свойственные итальянскому крепостному зодчеству, что неудивительно, поскольку ее архитектором был итальянец. Согласно некоторым предположениям, Петрок Малый мог быть знаком с техническими идеями Леонардо да Винчи , а также своих коллег из Генуи и других городов Северной Италии.

«Редчайший по красоте памятник крепостного зодчества,
которым по праву гордилась бы любая столица Европы, если бы он уцелел там до наших дней» – так писал о Китайгородской стене в 1925 году Игорь Грабарь

В то же время Китайгородская стена не стала копией Кремлевской: она была ниже (от 6 до 8 метров вместо высоты от 10 до 19 метров в Кремле), но зато толще (свыше 6 метров), а потому оказывалась более пригодной для ведения интенсивного артиллерийского огня и его отражения. Способствовал этому и мощный белокаменный фундамент с деревянными сваями, обеспечивавший стене должную устойчивость. Для крупных пушек была создана широкая (4 метра, а местами и более) боевая площадка, по которой при необходимости можно было даже проехать на паре лошадей. Подобного русская фортификация ранее не видела!

План городской части из «Атласа столичного города Москвы». 1852–1853 годы

Китайгородская стена была оборудована средствами ведения верхнего, среднего и нижнего боя, на каждом уровне присутствовали соответствующие бойницы, и все ярусы соединялись лестницами. Существовали также подземные ходы сообщения с подвалами для хранения боеприпасов, здесь же располагались и «слухи» – специальные приспособления для выявления подкопов, сделанных неприятелем. Венчалась стена широкими прямоугольными зубцами-мерлонами, пришедшими на смену кремлевским «ласточкиным хвостам». Таким образом, крепостные сооружения позволяли вести эффективную оборону города и выдерживать длительную осаду. Сравнивая стены Кремля и Китай-города, можно было увидеть, насколько далеко вперед шагнула фортификационная мысль почти за полтора столетия. «Редчайший по красоте памятник крепостного зодчества, которым по праву гордилась бы любая столица Европы, если бы он уцелел там до наших дней» – так писал о Китайгородской стене в 1925 году художник и реставратор Игорь Грабарь .

Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960) – русский советский живописец, реставратор, искусствовед

В соответствии с улицами Китай-города располагались ворота в стене: Никольские (чаще именовавшиеся Владимирскими по соседней церкви), Ильинские и Варварские. Плюс к тому в Зарядье существовали Козьмодемьянские ворота для Великой улицы (самого сердца московского речного порта и торговли), но с потерей ее значения в конце XVII века они были заложены. Наконец, двухпролетные ворота имелись на берегу рек: у Москвы-реки – Водяные (они же Спасские), у Неглинной – Воскресенские (они же Куретные, Львиные, Иверские). Стена насчитывала 14 башен – как проездных, так и глухих. Некоторые учреждения и монастыри Китай-города использовали стену еще и в качестве своей ограды (особенно это было удобно на Никольской улице): так пристроились Заиконоспасский и Никольский Греческий монастыри, а также Печатный двор (в дальнейшем Синодальная типография).

Башни, ворота, стены

К концу XVI века Москва буквально обросла новыми укреплениями – каменной стеной Белого города и земляным валом с деревянными башнями и частоколом, установившим границы Земляного города. Эти укрепления дожили до конца XVIII столетия, после чего были разобраны по ветхости, но обозначенные ими границы никуда не исчезли: стена Белого города уступила место Бульварному кольцу, а стена Земляного – Садовому. Кроме того, до 1934 года сохранялась Сухарева башня с проездными воротами, построенная на месте изначальных ворот в стене Земляного города, а несколько лет назад стало известно о фрагментах стены Белого города, которые сегодня можно увидеть на Хохловской площади.

Ильинские ворота Китай-города и Сергиев­ская часовня. Первая пол.1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Стене Китай-города повезло больше: хотя она в конце XVIII века тоже была не в идеальном состоянии, ее тогда оставили в целости и сохранности. Возможно, свою роль сыграло обилие почитаемых в народе часовен при башнях. А их было немало! Ведь над каждыми воротами по традиции издавна размещались иконы, для которых со временем стали появляться часовни.

Одна из самых известных располагалась у Варварских ворот, она была освящена во имя Боголюбской иконы Божией Матери. С этой иконой связаны печальные события Чумного бунта 1770–1771 годов, который начался именно здесь после указа о прекращении молебнов перед иконой в целях недопущения распространения заразы. Позднее часовня была создана прямо внутри башни. Другая – преподобного Сергия Радонежского – находилась у Ильинских ворот с 1863 года, она принадлежала Гефсиманскому скиту Троице-Сергиевой лавры. У Никольских ворот еще с XVI века существовала часовня Владимирской иконы Божией Матери, вместо которой в 1691–1694 годах на средства царицы Натальи Кирилловны (матери Петра I) была построена церковь того же имени. В 1881–1883 годах напротив нее возвели огромную Пантелеймоновскую часовню. А на берегу Москвы-реки, неподалеку от сегодняшнего Васильевского спуска, стояла часовня Всемилостивого Спаса.

Уже во второй половине 1920-х,
когда шла реставрация Китайгородской стены, прозвучал первый тревожный звоночек: началась ликвидация часовен у ворот, причем их возраст не имел значения

Но ни одна из часовен не могла соперничать по популярности с Иверской у Воскресенских ворот, где с 1669 года находилась копия привезенного с Афона списка Иверской иконы Божией Матери. Свою роль в этом сыграла традиционно высокая роль Воскресенских ворот Китай-города, которые имели статус парадного въезда на Красную площадь для русских царей, а также иноземных послов. Над проездными арками ворот была устроена светелка, из которой царь и царица могли тайно наблюдать за иностранными процессиями, прибывающими в город. Со временем Воскресенские ворота стали еще и триумфальными: через них после своих первых побед в Северной войне торжественно въезжал в Москву Петр I .

Новая площадь с проломными воротами. Нач. 1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Конечно, по мере того как стена стала терять свое крепостное значение, ее облик менялся. Так, в 1680-х три самые крупные башни – Никольская, Ильинская и Варварская – получили декоративные шатры наподобие тех, что украсили кремлевские башни. Вскоре, однако, Китайгородской стене в последний раз довелось готовиться к несению боевого дежурства: в 1708 году во время Северной войны ожидалось нападение на Москву шведских войск Карла XII, в связи с чем по указу Петра I все московские крепостные сооружения были отремонтированы и приведены в порядок на случай длительной осады, а вдоль стены Китай-города появились земляные бастионы со рвами, дно которых было усеяно острыми деревянными кольями. Как известно, шведы на Москву не пошли.

Владимирские ворота Китай-города и церковь Владимирской иконы Божией Матери. Нач. 1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Облик древней стены менялся и в дальнейшем: возле тех же трех башен были пробиты новые, так называемые проломные ворота – более широкие, чем ворота в башнях. С годами таких проломных ворот становилось все больше. Исчезли земляные бастионы со рвами. В начале XIX века Китайгородская стена понесла первую крупную утрату: на берегу Москвы-реки были разобраны двухпролетные Водяные ворота. Кстати, после пожара Москвы 1812 года звучали предложения полностью разобрать стену и разбить на ее месте бульвар, но эту идею отверг сам император Александр I, пожелавший «сохранить все древние строения в Москве в их первобытном виде». Интересно, что в то время стене попытались придать вид более «древний», что выразилось в искажении облика нескольких башен, строительстве контрфорсов, придающих стене устойчивость, и создании на некоторых участках «ласточкиных хвостов», как в Кремле, хотя изначально таких зубцов, как мы помним, на Китайгородской стене не было. Еще позже, в 1871 году, был проложен Третьяковский проезд, соединивший Никольскую улицу с Театральным проездом, при этом архитектор Александр Каминский решил построить новые ворота в псевдостаринном русском стиле – тоже с кремлевскими зубцами и шатром.

Николь­ский тупик с проломной калиткой. 1920-е
Из архива Н.Д. Виноградова

В начале ХХ века многие башни Китайгородской стены служили хранилищами материалов Московского губернского архива. В Круглой башне, именовавшейся также Заиконоспасской по близлежащему монастырю, располагался Музей птицеводства Российского общества сельскохозяйственного птицеводства. А пространство у Никольских (Владимирских) ворот облюбовали московские букинисты.

Прясла стены, построенной в XVI веке, годами не знали ремонта и приобретали все более неряшливый вид. Торговцы использовали древние крепостные сооружения для создания лабазов – хранилищ своих товаров, которые облепили стену на многих участках (на Москворецкой набережной их стало так много, что за ними почти не было видно саму стену). Все это искажало исторический облик Китай-города, на что не раз с тревогой обращали внимание Московское археологическое общество, комиссия «Старая Москва» и другие защитники старины в Первопрестольной. Но, что важно, историческая основа стены сохранялась – словно в ожидании качественной научной реставрации.

«Никому не нужный археологический хлам»

После революции судьба, казалось бы, смилостивилась над Китайгородской стеной: новые власти не только объявили ее памятником архитектуры, но и затеяли крупномасштабные реставрационные работы, пик которых пришелся на середину и вторую половину 1920-х годов. Прежде всего стена была очищена от многочисленных инородных пристроек: торговых лавок, лабазов для хранения товаров и даже «квартир» (некоторые москвичи умудрялись устроить свой нехитрый быт в арочных нишах стены). В результате снятия всех поздних наслоений Китайгородская стена предстала чуть ли не в первозданном виде. При этом реставраторы попытались решить и транспортный вопрос, для чего в стене были пробиты новые проезды для трамваев и автомобилей.

Между тем уже тогда, при реставрации, прозвучал первый тревожный звоночек: началась ликвидация часовен, причем их возраст не имел значения. В 1927 году слому подверглась сравнительно поздняя Сергиевская часовня у Ильинских ворот, в 1929-м – древняя, ставшая одним из символов старой Москвы Иверская часовня у ворот Воскресенских. Чуть позже настал черед и самой Китайгородской стены: в 1931 году были уничтожены Воскресенские ворота, а в 1934-м снесен участок стены от Третьяковского проезда до Варварских ворот – самый живописный, с наиболее интересными в архитектурном отношении башнями. Разбор стены был объявлен субботником, на котором трудящиеся собирали кирпич для дальнейшего вторичного его использования в городском строительстве. «Китайгородская стена обратилась по меньшей мере в никому не нужный археологический хлам, не имеющий даже ценности исторического памятника» – такой убийственный приговор был вынесен журналом «Строительство Москвы» в том же 1934 году.

Проломные ворота в конце Малого Черкасского переулка. Конец 1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Разрушение продолжилось в 1950-х. Нетронутым остался лишь один участок стены, большая часть которого расположена за гостиницей «Метрополь». Он оканчивается невысокой круглой Птичьей башней – единственной подлинно сохранившейся из всей Китайгородской стены. Последний аккорд прозвучал в 1966 году, когда снесли остатки стены на Москворецкой набережной.

Но уже вскоре, как ни странно, о стене вспомнили как об историческом памятнике: в 1968–1973 годах был частично воссоздан ее участок в Китайгородском проезде, а еще позднее в переходе у станции метро «Площадь Ногина» (именно она позднее получит название «Китай-город») было вскрыто мощное белокаменное основание Варварской башни – его и сегодня можно увидеть у выхода в город в сторону Варварки. Правда, охранная табличка за последние годы сильно стерлась, а недавно и вовсе исчезла (хочется верить, что она на реставрации). Так что многочисленные прохожие даже и не догадываются, что перед ними – подлинный фрагмент крепостной стены, возведенной во времена Ивана Грозного. Участок же за гостиницей «Метрополь» с Птичьей башней до сих пор пребывает в запустении.

Варварская башня Китай-города. Конец 1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Следующий всплеск интереса к Китайгородской стене пришелся на 1990-е, когда были восстановлены Воскресенские ворота с Иверской часовней. Для последней на Афоне был сделан новый список Иверской иконы Божией Матери, подаренный Москве в 1995 году. Работы проводились с использованием архивных материалов, поэтому утраченные памятники удалось воссоздать довольно точно. И наконец, у выхода из станции метро «Театральная» к единственному сохранившемуся подлинному фрагменту стены был пристроен новый ее участок с проломными воротами, ведущими на Никольскую улицу, и крупной башней, в которой разместился ресторан. Однако данные работы восстановлением назвать нельзя, так как башня построена в других формах: у нее появился шатер, которого здесь не было (его вид почти скопирован с шатра Варварской башни). Звучали и другие предложения по воссозданию башен – в конце Китайгородского проезда и на Москворецкой набережной. Не исключено, что некий подобный вариант мы увидим после завершения работ по организации парка в Зарядье.

«Китайгородская стена: реставрация перед сносом»

Книга-альбом подготовлена проектом «Москва, которой нет»

Основу книги составляют дневниковые записи реставратора Николая Дмитриевича Виноградова (1885–1980), ведавшего реставрационными работами на Китайгородской стене в 20-е годы XX века. Важным сопроводительным материалом выступают фотографии из его же архива: более 80 уникальных снимков, фиксирующих каждое прясло стены, каждую башню, прекрасные видовые фотографии Ильинских и Варварских ворот, Лубянской площади, Театрального проезда, Воскресенских ворот. Когда рассматриваешь эти снимки, трудно смириться с тем, что все эти древние постройки были утрачены, причем вовсе не из-за войны или стихийных бедствий. Поэтому новая книга стала попыткой составителей хотя бы «виртуально» восстановить ушедшее историческое наследие Москвы, счастливой возможностью показать москвичам, что можно было когда-то увидеть на хорошо известных всем площадях в центре города. Быть может, после прочтения этой книги вопросов про китайцев в Китай-городе станет меньше…

Строительство и планирование Москвы: московские кольца

Она была кирпичная, внутри забутована камнем. Белокаменный цоколь опирался на свайный фундамент. Китайгородская стена начиналась от и шла вдоль площадей Революции и Театральной, у Театрального проезда сворачивала на юго-восток, шла по , вдоль Новой и Старой площадей и далее по Китайгородскому проезду до Москворецкой набережной, где поворачивала и шла к . Таким образом внутри Китайгородской стены была территория площадью 63 гектара (в два раза больше Кремля).

Длина Китайгородской стены составила 2,5 км. При этом она не стала копией Кремлевской: она была ниже (6-8 метров вместо 10-19 метров в ), но зато толще (более 6 метров), а потому более пригодной для фортификационных целей. Для крупных пушек на стене была даже создана широкая (4 метра) боевая площадка, по которой можно было проехать на паре лошадей. Подобного русская фортификация ранее не видела!

Китайгородская стена была оборудована бойницами для верхнего, среднего и нижнего боя. Были устроены и подземные ходы к подвалам, где хранили боеприпасы. Здесь же располагались «слухи» - специальные приспособления для выявления подкопов, сделанных неприятелем. Венчали стену широкие прямоугольные зубцы-мерлоны, пришедшие на смену кремлевским «ласточкиным хвостам».

Были у Китайгородской стены и собственные башни - всего 14. Из них 8 проездных. Также были так называемые башни-захабы: они не имели стен со стороны крепости.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Трое ворот впускали на главные улицы посада: Никольские (или Владимирские по соседней церкви), Ильинские и Варварские. А через с Иверской часовней гости столицы попадали прямо на Красную площадь. Это единственные сохранившиеся ворота Китай-города, а точнее, восстановленные. В существовали Козьмодемьянские ворота Великой улицы, но в конце XVII века их заложили. А у Москвы-реки стояли Водяные (Спасские) ворота.

Возле ворот Китай-города стояли почитаемые в народе часовни. Одна из самых известных располагалась . Она была освящена во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Другая - преподобного Сергия Радонежского - находилась с 1863 года у Ильинских ворот. Она принадлежала Гефсиманскому скиту Троице-Сергиевой лавры. У Никольских ворот с XVI века стояла часовня Владимирской иконы Божией Матери. На ее месте в 1691–1694 годах на средства Натальи Нарышкиной построили церковь. В 1881–1883 годах напротив нее возвели огромную Пантелеймоновскую часовню.

Вопреки распространенному мнению, эта местность никакого отношения к Китаю не имела. Вероятно, название «Китай-город» произошло от слова «кита» - «связка жердей». Их использовали при постройке первой (временной) стены. По другой версии «kita» произошло от итальянского «cittadelle» - цитадель или укрепление. Связывают это с тем, что строительством руководил итальянец Петрок Малый. Есть версия, что это перенос названия польского Китай-городка - родины Елены Глинской. А некоторые ученые считают, что слово «Китай» пришло из тюркского языка, где оно значит «стена».

В Китай-городе процветала торговля. Адам Олеарий назвал московские торговые ряды улицами. И это на самом деле были улицы, полностью занятые различными торговыми помещениями.

Основным видом торгового помещения была лавка - отдельное каменное или деревянное строение, внутри которого шла торговля. «Лавка» имела установленный законом размер: 2 сажени в ширину и 2,5 в длину, то есть 4Х5 метров. Такую «лавку» содержать могли только богатые купцы, поэтому чаще встречались торговые помещения поменьше: полулавки, четверть лавки, осьмая лавки. Кроме лавок, в торговых рядах были также «погреба», «ящичные места», «рундуки», «скамьи», «кади», «бочки», «шалаши».

«Шалаш» представлял собой небольшой бревенчатый сруб, передняя стенка которого открывалась, и через получившееся отверстие шла торговля. По окончании торгового дня откидная стенка запиралась на замок. Продавец находился в шалаше, а покупатель снаружи. Продавец приглашал покупателя призывом: «Милости прошу к нашему шалашу!». «Шалаши» сохранились и до сих пор: большинство коммерческих киосков по сути «шалаши».

Лавки строили немного выше уровня земли, чтобы в них не было сырости. Покупатели, заходя, всходили, и, уходя, сходили по ступенькам. Поскольку купцу надо было продать, а покупателю купить, то торговались до того момента, когда обоим сделка представлялась выгодной. Часто последнюю, приемлемую для покупателя цену, купец называл, когда тот уже уходил из лавки и сходил по ступенькам. Эту цену и называли сходной. Но все же у купцов были методы обмануть покупателя и получить столько, сколько они рассчитывали.

Продавец берет большее против спрошенного количество какого-либо продукта и с легким толчком бросает его на весы, после этого на весах же отрезает ножом излишнюю часть и во время этого процесса усиленно нажимает на площадку, которая и показывает излишек. Иногда с этой же целью он добавляет еще резкий удар тем же ножом по площадке. Когда площадка весов с недостающим количеством продукта чуть остановится внизу, продавец на мгновение отнимает руки, как бы убеждая покупающего не только в точности требуемого количества, но и в «большом походе». После этого ловкий торговец отрезает из лежащих на прилавке обрезков еще маленький кусочек продукта, дополняет его, быстро срывает покупаемое с чашки весов и, с выражением готовности к услугам, поспешно завертывает в бумагу. В этом приеме обычно скрывается самый значительный недовес. По близости значения слов вспоминается наряду «с походом» прием обвеса, называвшийся у торговцев «с путешествием» или «на путешествие»: когда продавец начинает взвешивать товар и, не снимая его с весов, вежливо отправляет покупателя платить в кассу. Каждый вид обвеса пригоден для определенного вида товара, так, например, сухой гриб иначе как «на путешествие» вешать е выгодно! Мокрить его для весу - гнить начнет, товар перепортишь... А когда продавцу удавалось применить сразу несколько видов обвеса, то такой обвес назывался «семь радостей».


В Китай-городе три главных улицы. Это расходящиеся от Кремля , и Никольская.

Как давали названия московским улицам

У каждой из них всегда был собственный характер. Набожная Варварка, деловая Ильинка, образованная Никольская... Между тремя главными улицами пролегли переулки Китай-города, тоже с говорящими названиями. Одни названы по бывшим торговым рядам: , Рыбный, Хрустальный, другие по именам храмов - , Никольский, Космодамианский. Вообще в Китай-городе было более 50 храмов.

Китайгородскую стену много раз перестраивали. Например, при Петре I во время Северной войны была угроза нападения Карла XII на Москву, поэтому вокруг башен появились земляные бастионы - укрепленные выступы в виде зубцов, прикрывавшие проходы в стене, а также ров с вбитыми по дну острыми кольями и перекинутыми сверху деревянными мостами.

А после победы в Северной войне фортификационное значение стены пропало. И поскольку через башенные ворота и ранее проезжать было неудобно, рядом с ними в стене пробили несколько новых ворот. Со временем таких проломных ворот становилось все больше. Вскоре исчезли и земляные бастионы со рвами.
А в начале XIX века Китайгородская стена понесла первую крупную утрату: на берегу Москвы-реки разобрали двухпролетные Водяные ворота.

Тем временем район Китай-города становится не менее привлекательным, чем . Поэтому постепенно ремесленников вытесняют за его пределы, а земельные наделы переходят к духовенству и боярам. Но торговая функция Китай-города сохраняется.

К началу XX века здесь действуют уже 3 огромных торговых комплекса: Верхние, Средние и Нижние торговые ряды, целая улица из книжных и иконописных магазинов (Никольская), и около 4 000 магазинов с площадью более 20 м 2 .

В это время у Китай-города проступают и черты «Сити» - делового центра города, неизменного атрибута европейских столиц. Здесь появляются гостиницы, биржи, банковские учреждения, конторы.

Сильно изменилась судьба Китай-города после 1917 года. К этому времени здесь было 4 монастыря, 18 церквей, 10 примыкавших к древней стене часовен. Все их закрыли, и многие разобрали.

Пострадала и торговля: в советское время она осталась только за Верхними торговыми рядами, преобразованными в . Остальные здания постепенно занимали государственные учреждения. Фактически половину Китай-города поглотил аппарат ЦК КПСС.

А Китайгородская стена стала помехой. К тому времени она находилась в плачевном состоянии: вокруг пристроили огромное число грязных неказистых построек (торговых лавок, лабазов для хранения товаров, мусорных ям и даже «квартир» - некоторые москвичи умудрялись устроить свой нехитрый быт в арочных нишах стены.

Власти объявили Китайгородскую стену памятником архитектуры и затеяли реставрационные работы, но спасти стену не удалось. И это даже несмотря на попытку решить транспортный вопрос, когда в стене пробили новые проезды для трамваев и автомобилей. Однако сначала уничтожили воротные часовни, а затем настал черед и самой Китайгородской стены: в 1931 году разобрали Воскресенские ворота, а в 1934 снесли участок от до Варварских ворот. Разбор стены объявили субботником, на котором трудящиеся собирали кирпич для вторичного его использования при строительстве метро.

Для истории оставили только 2 участка - фрагмент стены вдоль Китайгородского проезда и участок с Птичьей башней на .

Но не стоит списывать снос стены на варварство большевиков. Идею разбора Китайгородской стены вынашивала еще Екатерина II, но у нее руки дошли только до стен , на месте которых устроили бульвары. Александр I велел древние стены не трогать. В то время даже попытались придать стене более «древний» вид, что исказило облик нескольких башен. Тога же построили контрфорсы и на некоторых участках поставили «ласточкины хвосты» как в Кремле. А вот Александр II уже разрешил Третьяковым для обустройства торгового проезда снести часть Китайгородской стены.

Но основная причина сноса - сильное захламление строения. Например, монахи разводили на стене огороды и сушили белье, беспризорники устаивали в башнях ночлежки, а только из Космодамианской башни выселили 18 девиц с сожителями.

В 2005 году главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что в ближайшие 2-3 года Китайгородскую стену достроят до Китайгородского проезда и воссоздадут одну из башен.

Пока провели частичную реконструкцию строения, на стене открыли ресторан «Китайгородская стена» с интерьерами в русском стиле, и построили пешеходный мост с крытой галереей, соединяющий две ее части.

А в переходе у станции метро «Китай-город» вскрыли мощное белокаменное основание Варварской башни - его и сегодня можно увидеть у выхода в город в сторону . Как это обычно бывает, камни обросли легендами: считается, что если прикоснуться к ним левой рукой и загадать желание, то оно непременно сбудется.

Говорят, что... ...в Рязанской губернии словом «Китай» насмешливо называли барышников и торгашей.
...однажды на участок Китайгородской стены возле гостиницы » (ее тогда отдали под нужды правительства) поднялся кто-то из охраны и спросил у реставраторов, можно ли со стены стрелять по окнам гостиницы. Ответ был утвердительным. В результате именно эту часть стены сломали в первую очередь.

Китайгородская стена на фотографиях разных лет:

Китайгородская стена – уникальный памятник древности. Это было первоклассное фортификационное сооружение средневековой Москвы. При толщине стен более шести метров высота составляла примерно восемь метров. Боевая площадка была настолько широка, что по ней можно было проехать на паре лошадей. Сооружение Китайгородской стены началось в 1534 году по распоряжению Елены Глинской – матери Ивана Грозного. Сначала были насыпаны земляные укрепления, прорыт глубокий ров и устроен деревянный частокол. Строительство каменной Китайгородской стены было доверено итальянскому мастеру Петроку Малому Фрязину.

Окончить строительство удалось через три года. Такая поспешность вызвана участившимися набегами татар. Возведение Китайгородской стены стало вторым этапом в развитии города. Москва прошла четыре этапа: стены Кремля, Китай-города, Белого города и Земляного города. Даже до третьего этапа не дошел ни один город, кроме Москвы: Смоленск и Псков ограничились двумя. Китайгородская стена начиналась у Угловой Москворецкой башни Кремля, шла вдоль Москвы-реки, сворачивала до Варваринской площади, проходила мимо улиц Варварки, Ильинки и Никольской и по Охотному ряду доходила до Угловой Арсенальной башни Кремля.

В крепости, окружившей торговый посад Москвы, было четырнадцать башен и семь ворот. Башни Китайгородской стены имели разнообразную форму: прямоугольную, шестиугольную, многогранную и круглую. Ворота стены выходили к главным московским улицам: Воскресенские – к Тверской, Ильинские – к Маросейке, Никольские – к Лубянке, Варваринские – к Солянке. От ворот были переброшены мосты через глубокий ров вокруг стены. Петрок Малый Фрязин был хорошо знаком с последними градостроительными идеями Европы того времени. По своим защитным характеристикам Китайгородская стена не уступала Кремлевской.

Впрочем, испытать на прочность стену Китай-города москвичи смогли лишь дважды. В 1571 году на Москву напали татары, которые сожгли город. А в Смутное время Китай-город брал приступом князь Трубецкой, чтобы выбить оттуда польских захватчиков. Не забывал об оборонительной функции крепости и царь Петр Великий. В 1708 году во время Северной войны он приказал починить стену и укрепить ее земляными бастионами, которые были срыты сто лет спустя. Одним словом, за несколько столетий Китайгородская стена так и не зарекомендовала себя как важное боевое укрепление и к XIX веку полностью утратила свою главную функцию.

Со временем многие башни разобрали, ворота заложили, а в стенах пробили новые – так называемые Проломные ворота. В начале XX века вдоль Китайгородской стены разбили палисадники, усаженные ясеневыми деревьями и диким виноградом. В 1934 году большая часть стены Китай-города была кощунственно уничтожена для расширения Театрального и Китайского проездов и улучшения движения в центре города. К 1940-м годам от Китайгородской стены не осталось практически ничего. Сохранился лишь участок на Театральной площади за гостиницей «Метрополь». Еще один участок стены был воссоздан в Китайгородском проезде.

В 1995 году были восстановлены Воскресенские ворота Китай-города. Китайгородская стена могла бы быть редчайшим по красоте памятником крепостного зодчества, которым по праву гордилась бы любая столица Европы. Это было мощное сооружение, способное отразить атаки вражеских стенобитных орудий. Китайгородская стена – одна из главных московских утрат, наряду с Сухаревой башней, Красными воротами и церковью Успения на Покровке. До сих пор не утихают разговоры о возможном воссоздании этого памятника. По крайней мере, возможность такая у города есть.

Денис Дроздов

Вконтакте

Краснокирпичная крепостная стена вокруг московского Китай-города длиной 2 567 метров с 12 башнями строилась в правление , в 1535-38 гг., под руководством итальянского инженера Петрока Малого.

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933) , Public Domain

Целью строительства была оборона московского посада от набегов крымских татар, подобных вторжению Махмет-Гирея в 1521 году. Возведению стены предшествовал временный частокол 1534 года.

I.Weis , Public Domain

Стены примыкали к угловым башням Московского Кремля - Беклемишевской и Арсенальной. В сравнении с Кремлёвской стеной стены Китай-города ниже, но зато толще, с площадками, рассчитанными на орудийные лафеты. Такие укрепления лучше приспособлены для отражения пушечного огня.

Ворота и башни

С Красной площади на юг и на север вели симметрично расположенные ворота со сдвоенными надвратными башнями:

  • Спасские (Водяные, Москворецкие) у Спасской башни Московского кремля, ниже которых начинался Васильевский спуск к Москве-реке.
  • Неглинные (по реке Неглинной), также именовавшиеся Курятными (по Курятному ряду) и Львиными (по Львиному двору, где при Иване Грозном содержались львы). В начале XVIII века переименованы в Воскресенские, но более известны как Иверские, по пристроенной к ним в 1669 году часовне Иверской Божьей Матери.
неизвестен , Public Domain

В остальной части стены первоначально было устроено четверо ворот с башнями:

  • Сретенские с выходом на Сретенку (нынешнюю Лубянку), впоследствии Никольские (по Никольской улице);
  • Троицкие (от Троицкой улицы, по церкви Троицы на Старых Полях), переименованные при Алексее Михайловиче в Ильинские (по улице Ильинка);
  • Всехсвятские (у церкви Всех Святых на Кулишках), впоследствии Варварские (по улице Варварка);
  • Космодемьянские вели в Зарядье со стороны Воронцова луга, то есть позднейшего Воспитательного дома (Артиллерийская академия). Заложены при царевне Софье.

После строительства на исходе XVII века у Никольских ворот церкви Владимирской Богоматери они приобрели название Владимирских.

неизвестен , Public Domain

Кроме того, в стене располагались следующие башни:

  • Круглая башня (на её месте вестибюль станции метро Площадь Революции),
  • Птичья башня,
  • Четырёхугольная башня,
  • Безымянная угловая башня,
  • Богословская башня у церкви Иоанна Богослова под вязом.
  • Гранёная или Многогранная башня,
  • Круглая угловая башня она же Зачатьевская или Наугольная,
  • Николомокринская (Глухая) башня.
Vladimir OKC , Public Domain

Часовни

При царе Алексее Михайловиче у ворот Китай-города оборудуются часовни, которые приносили немалый доход своим владельцам - монастырям:

  • Часовня Владимирской Божией Матери при Владимирской церкви у Владимирских ворот (снесена в 1934 году)
  • Часовня Боголюбской иконы Божией Матери Варварских ворот (снесена в 1928 году)
  • Иверская часовня у Иверских (Воскресенских) ворот (снесена в 1929 году, воссоздана в 1994-95 гг.)
  • Часовня Пантелеимона Целителя у Владимирских ворот (снесена в 1934 году)
  • Часовня преподобного Сергия Радонежского у Ильинских ворот (снесена в 1927 году)
  • Часовня Всемилостивого Спаса у Москворецкого моста близ Москворецких ворот (снесена в 1966 году)

Снос стены

В XVIII веке стены утеряли военное значение, и при Александре I возникли планы их сноса, на что царь, однако, согласия не дал. В его царствование стена была «благоустроена» и реконструирована. В 1819-1823 гг. бастионы были срыты, открыты для проезда. Так как Никольские открыть было невозможно из-за пристроенной к ним Владимирской церкви, у них были устроены вторые проломные ворота. Еще одни проломные ворота - Ново-Никольские - появились у глухой башни. Москворецкие ворота были снесены.

В 1871 г. в Китайгородской стене были проделаны последние проломные ворота, оформленные башней - . Архитектор А. С. Каминский постарался исполнить их в том же стиле, что и древнерусские надвратные башни. В те годы башни использовались как архивохранилища.

В 1890-х - 1900-х годах архитектор С. К. Родионов курировал реставрационные работы по восстановлению Китайгородской стены. Ещё одна реставрация стены была проведена в 1919-1921 годах, группой архитекторов (С. К. Родионовым, Н. В. Марковниковым, А. Ф. Мейснером, И. П. Машковым, И. Е. Бондаренко, И. В. Рыльским и др.).

«Редчайший по красоте памятник крепостного зодчества, которым по праву гордилась бы любая столица Европы, если бы он уцелел там до наших дней», - восторгался в 1925 году Китайгородской стеной Игорь Грабарь. В то же время он отмечал, что в некоторых местах стена полностью скрыта от взора пристройками:

«Во многих местах стена кажется бесследно исчезнувшей и для открытия ее нужно производить настоящие раскопки, а кое-где она и действительно срыта до основания и на ее месте воздвигнуты новые сооружения… Жители соседних домов развели здесь яблони и рябины и завели настоящее огородничество, от которого стены приходят в полное разрушение».

Как и многие другие памятники древнерусского зодчества, Китайгородская стена была уничтожена в «градостроительной мясорубке» сталинской реконструкции Москвы.

В 1927 году сносятся , окончательный снос стены пришёлся на 1934 год. От древних укреплений уцелел только участок стены на площади Революции и фрагмент белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город».

Частичное воссоздание

В 1995-2000 гг. под давлением общественности городскими властями было инициировано воссоздание некоторых снесённых в 1930-е годы элементов стены. Разрабатывались проекты воссоздания части Китайгородской стены и башен на сохранившихся фундаментах.

В 1995 г. восстановлены ведущие на . Два года спустя был заново отстроен участок стены вдоль Театральной площади с Круглой башней, где до революции помещался музей птицеводства. Ещё один участок стены, примыкающий к арке Третьяковского проезда, был воссоздан осенью 2000 года. Стена вдоль Китайгородского проезда была восстановлена ещё в советское время - в 1968-73 гг.

Воссоздание фрагментов стены в 1990-е гг. осуществлено в общем русле «лужковского» подхода к исторической архитектуре, когда предпочтение отдавалось не полноценной реставрации, а муляжам, имитирующим старинные постройки. Например, часть стены и ресторан в виде башни, пристроенные в фрагменту древней стены на площади Революции, - новодел, который не имеет ничего общего с находившейся рядом с этим местом Угловой (Заиконоспасской) полубашней, так как за образец была взята совсем другая башня Китай-города.

В постсоветское время в восточной части Китай-города разместилась Администрация президента России, которая пожелала отгородиться новой стеной. Осенью 2011 г. вокруг зданий администрации началась установка ограждения, что вызвало опасения «Архнадзора» и других активистов по поводу ограничения доступа к историческим памятникам Китай-города после окончания рабочего дня администрации в 17 часов. По мнению Федеральной службы охраны, это ограждение «будет представлять собой некий символический отсыл к Китайгородской стене».

Фотогалерея