Туристический сайт

Танаис - античный город в устье реки дон. История Танаиса – от амазонок и греков до современности Танаис - итальянская колония

Танаис на Русской реке

Свое название город получил по имени великой реки Дон (Танаис), в устье которой он и расположился. Дон и Тана/Танаис - это формы одного слова, которое, если судить по иранскому и древнеиндийскому языкам, некогда у ариев означало «река». Другое древнее название Дона - Сину (в Средние века переиначенное как Синяя вода) также имеет аналоги в санскрите: Синд, Синдху - тоже значит «река». Слово «дон» входит в название и других рек Восточной Европы (Днепр - Данапр, Дунай), но только Дон именовался просто «Рекой». В раннем Средневековье - Русской Рекой (то же название иногда относили и к Волге).

Танаис, наверное, один из самых загадочных городов Приазовья-Причерноморья. Неизвестно, кто основал его. Молва приписывает это деяние боспорцам, но… выясняется, что город, существовавший с III в. до н. э., первоначально не был подчинен Пантикапею. Он вошел в Боспорское царство только после войны на рубеже н. э., когда был подвергнут разорению войсками царя Полемона (ставленника Рима, вскоре свергнутого своими гражданами).

Если сохранить в силе тезис «Танаис - это эллинистический город», то из этого следует странный вывод: ранний Танаис был «независимый греческий политический организм, противостоящий окружающим варварским племенам» 148 . Но долго ли смог бы такой «независимый организм», оторванный от базы, «противостоять» - или тут же был бы сметен сильным сарматским государством?

Разберемся, можно ли вообще применять к Танаису такие смелые термины, как «греческий» или «эллинистический» город.

По своему внешнему виду, типу застройки Танаис мало отличается от других городов побережья Черного и Азовского морей античной эпохи. Но это ни о чем не говорит: ведь так же выглядит и Неаполь, столица крымских скифов. Что же особого, характерного дали раскопки Танаиса? Прежде всего, это керамика. Обнаружены многочисленные амфоры греческого типа - как привозные из Боспора, так и местные. Но бытовая посуда горожан, найденная в большом количестве, была иной, представляя собой керамику ручной работы. Эта лепная керамика (полусферической формы типа горшка и обычного кувшина с суживающимся горлом) имела местное происхождение. Такая же керамика была распространена в Боспорском царстве (в Пантикапее, Фанагории, Тиритаке, Мирмекии) 149 .

Эта же боспорская лепная керамика находит аналогии и на Северном Кавказе, в Прикубанье, Нижнем Поволжье. То же относится и к «сероглиняной лощеной» керамике позднего Танаиса: она распространена и в Подонье, и в Прикубанье, и в Поволжье, и в Поднепровье, в Северо-Западном Крыму и в Ольвии (по Д. Б. Шелову). Лепная керамика принадлежала местному, «варварскому» населению. Ясно и другое: она была распространена в «местах обитания сарматов». В любом другом случае был бы сделан вывод: ЛЕПНАЯ КЕРАМИКА ТАНАИСА И ДРУГИХ АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКИХ ГОРОДОВ ПРИНАДЛЕЖАЛА САРМАТАМ. Но только не в этом: «Делать какие-либо выводы о связи лепной керамики с определенной этнической группой населения в настоящее время преждевременно … Отметим, что наиболее распространенные типы танаисских сосудов находят аналогии на очень большой территории и поэтому не могут быть связаны с какой-либо определенной этнической группой» 150 .

Еще бы! Если бы в этом случае применили «керамический критерий», на который так любят ссылаться археологи (бытовая посуда служит ярким идентификатором этнической принадлежности), то оказалось бы, что все якобы «греческие» северопонтийские города были на самом деле сплошь заселены… сарматами! Оказывается, что очень уж большую территорию покрывает сарматская лепная керамика (ну что поделать: Россия так велика). Слишком много городов попадается на этой территории. И слишком сильно напоминает сарматская лепная керамика II–III вв. н. э. славянскую, такую, какой она известна в раннем Средневековье.

Небезынтересно узнать, что за люди жили в Танаисе и почему они лепили «сарматскую» керамику. Жители Танаиса делились на две группы, называясь «эллинами» и «танаитами», причем каждая из них управлялась собственными архонтами . Но установлено, что различия между этими двумя группами не носили этнического характера . По-видимому, и те и другие горожане были сарматами, поскольку даже «сами архонты эллинов носили иногда негреческие имена и, вероятно, происходили из среды эллинизированной туземной знати» 151 . Скорее всего, эллинами назывались граждане Танаиса, включавшие себя в поле греческой культуры - в отличие от своих собратьев, оставшихся верными древним устоям.

Знаменитая плита Трифона, найденная в Танаисе, может дать представление о том, кем были «архонты эллинов» в действительности. Судя по греческой надписи, на плите изображен некий «Трифон, сын Андромена». Но «несмотря на греческое имя, это, несомненно, сармат … Одетый в пластинчатый панцирь, со шлемом на голове, Трифон сидит на коне вполоборота, держа наготове двумя руками длинное и тяжелое копье… Можно думать, что плита эта была вделана в кладку самой башни или примыкающей к ней оборонительной стены и что Трифон принимал участие в строительстве этих крепостных сооружений» 152 .

Добавим, что имена типа Трифон или Андромен вряд ли можно считать заимствованными у греков. Хорошо известно, что имена такого типа (тот же «Трифон», имена на «андр» - Андрей, Александр) издавна были популярны на Руси. Если напомнить, что дорийская элита античной Греции имела северное, дунайско-причерноморское происхождение, то возникает большой вопрос: а не был ли характерный для нее «именной набор» первоначально занесен в Грецию с берегов Дона? Не относились ли греческие и меото-сарматские приазовские имена к одной и той же традиции? (Верное замечание. Большая часть «греческих», «еврейских», «римских» имен фактически занесены в перечисленные вторичные псевдоэтнообразования русами - так, Иван отнюдь не из «иоханаана» - то и другое из местоимения «он, ен», давшего первоначальную форму «ян» - «йан, иан, иоанн» и т. д.; так же и Анна, Яна - исходит из местоимения «она» - диалектного «ена, яна». Исходные имена русов, привнесенные в вычленявшиеся и периферийные этносы, позже, в Средневековье, вернулись к нам в искаженной форме - такой, что мы зачастую и не узнаем их. И это немудрено, мало кто и сейчас сможет узнать в энглизированном «Айвенго» русское Иванко, а в арабском «Гарун ар-Рашид» - Ярун из Руси или, точнее, Ярун Русид - Ярун сын Руса, хотя всем известно, что «Раша» и «Рош» есть Россия, Русь, а, скажем, Зевс Кронид - это Зевс сын Крона. Замороченные русофобствующими политтехнологами и шарлатанами от исторической науки, мы порой не видим явного. - Примеч. Ю. Д. Петухова .)

Позднескифские городища и жилые комплексы

Можно проверить, были ли в Танаисе настоящие эллины или нет. Ответ на этот вопрос дают антропологические исследования 153 . Они выявили в городе два типа населения: 1) «длинноголовый европеоидный с узким и невысоким лицом» и 2) «короткоголовый европеоидный с несколько уплощенным лицом». Второй тип, как установлено, чисто сарматский (похожий на сибирский). Может быть, первый - греческий? Но при сравнении его с древнегреческим «отчетливо прослеживается разница». Зато большое сходство первый тип жителей Танаиса обнаруживает с коренным населением Приазовья - с синдами и меотами. На местное происхождение указывает и обряд погребения людей первого типа - скорченные захоронения, обряд, сложившийся в Южной России еще в каменном веке. Разумеется, таким способом были погребены не греки, а коренные жители Нижнего Подонья.

Исследования некрополя Танаиса вообще не обнаружили обычных для греческих погребений плит с изображениями умершего и надписями. Все особенности - долбленые гробы-колоды, курганные насыпи - имеют местное, меото-сарматское происхождение 154 . (Эти же особенности погребений были характерны и для славян раннего Средневековья…) Не следует относить к влиянию греков и обряд кремации, иногда встречавшийся в Танаисе в первые века его существования. Среди коренных жителей Восточного Приазовья и Причерноморья меотов (в отличие от чисто степных сарматов) этот обряд поддерживался с древнейших времен до раннего Средневековья, о чем свидетельствуют еще источники X в.

Древняя одежда танаитов не сохранилась, но зато остались ее металлические детали - застежки (так называемые фибулы). Эти фибулы уже давно служат археологам в качестве «следа», безошибочно указывающего путь перемещения народов. Ранний, еще II–I вв. до н. э., тип танаисских фибул - это так называемые пружинные броши. Их археологи находят в городах «с сильно варваризованным населением (Неаполь, Танаис) или на варварской периферии античных центров (Кубань, Приазовье)». Греческие фибулы в Северном Причерноморье «очень плохо известны по археологическим материалам»! 155 Если убрать никому не нужные и совершенно не научные выражения типа «варвары» и «варварская периферия», то эта фраза означает: ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ТАНАИСА СОСТАВЛЯЛИ - СКИФЫ И САРМАТЫ - ТЕ ЖЕ САМЫЕ, ЧТО ЖИЛИ В КРЫМУ, В ПРИАЗОВЬЕ, НА КУБАНИ.

Вывод прост. В ТАНАИСЕ ГРЕКОВ НЕ БЫЛО ВООБЩЕ. Почти не было даже купцов на постоянном жительстве. Есть все основания полагать, что ТАНАИС БЫЛ ОСНОВАН САРМАТАМИ И ПЕРВОЕ ВРЕМЯ ПРЯМО ВХОДИЛ В САРМАТСКОЕ ГОСУДАРСТВО. Поэтому источники и не упоминают до I в. н. э. о его подчинении Боспору.

Находки кремниевых орудий «свидетельствуют о возникновении поселения на месте Танаиса задолго до образования здесь города». Клиновидный каменный топорик датируется рубежом III и II тыс. до н. э. «Эта находка свидетельствует о НАЛИЧИИ ЖИЗНИ НА МЕСТЕ ТАНАИСА ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ С НАЧАЛА ЭПОХИ БРОНЗЫ» 156 .

Выходит, что Танаис возник не в сарматскую эпоху, но имел более древнюю традицию. Он не был «основан», а развился в город в силу естественных причин из древнего поселения. Настолько древнего, что корни его восходят к «протоарийской» эпохе.

Танаис удивителен не только своей глубокой древностью, но и дальними связями. В городе обнаружены стеклянные сосуды хорошего качества. Изготовлялись они тут же, на месте, но имели ярко выраженный и хорошо известный в эпоху поздней античности (III–IV вв.) «кельнский тип». Основные центры изготовления стекла такого типа находились в долине Рейна; оттуда шел экспорт по Римской империи, Центральной и Северной Европе.

В районе Бахчисарая была обнаружена мастерская, изготовлявшая «кельнское стекло». Налицо местное производство по иностранным образцам; «не исключено, что в Танаисе работали приезжие стеклодувы» 157 . Очевидно, связи с Германией были прямые.

На Германию как на источник культурных «новшеств» на Нижнем Дону и в Причерноморье-Приазовье III–IV вв. указывают и фибулы. ВI–III вв. н. э. танаисские фибулы напоминали те формы, характерные для Северного Причерноморья вообще и для Боспорского царства в частности (именно в это время Танаис вошел в состав Боспора). А в III в. н. э. произошла смена типа фибул: аналоги их находятся в юго-восточной Прибалтике, нижневисленской культуре, в Словакии, Моравии, на Эльбе. То же наблюдалось во всей северопонтийской зоне - судя по находкам в Крыму, фибулы среднеевропейских форм изготавливались на месте, а не ввозились.

«Кельнское» стекло и балтийско-германские фибулы появились в Танаисе в первой половине III в. н. э., когда в Причерноморье возникла империя готов. Это государство, основанное династией из Скандинавии, было образовано силами среднеевропейских вендов. Археология подтверждает это: и стекло, и фибулы указывают на Германию, а не Скандинавию как источник культурного влияния (вендская Германия еще в начале н. э. не была германоязычной ).

Из источников известно, что к Танаису продвинулся союз герулов , которых средневековые источники отождествляли с гаволянами , одним из славяно-вендских народов Северной Германии 158 . Поскольку танаисские фибулы довольно сильно отличались от причерноморских, собственно «готских», ясно, что они были именно «герульскими» 159 .

С другой стороны, в Танаисе III–IV вв. обнаруживаются и фибулы восточно-сарматского типа. В эту эпоху город находился на границе двух крупных государственных образований - готской империи Причерноморья, образованной «германскими» вендами, и волго-донского царства, основанного аланами-сарматами. Соседство империи готов стало для Танаиса роковым. Около 250 г. н. э. город был разрушен, очевидно, в ходе гото-аланских войн. После погрома город восстановлен в 330-е и окончательно погиб в конце IV в. в результате нашествия гуннов. О падении Танаиса упоминает ряд источников. В некоторых из них он выступает под другим именем. Византийские, арабские и персидские авторы свидетельствуют о городе «РОСИЯ», который стоял в устье Дона и был разрушен готами и гуннами 160 . Видимо, это и был город Танаис, который носил второе название, такое же как и Танаис, Дон - Русская река.

Городские скачки воинов на колесницах. Серебряное блюдо из скифского кургана. В Таврии было особенно заметно влияние так называемой «греческой» диаспоры. Среди скифов, подобно Скилу, находилось множество приверженцев «греческой» моды. Они заказывали у ремесленников «греческой» диаспоры утварь. Но делать из этого вывод, что причерноморские города были «греческими колониями», нелепо. К примеру скажем, что если археологи далекого будущего найдут на месте Москвы артефакты с клеймами «made in China», это не значит, что Москва была китайской колонией

Из книги От Мюнхена до Токийского залива: Взгляд с Запада на трагические страницы истории второй мировой войны автора Лиддел Гарт Бэзил Генри

Сражение на реке Эна На реке Сомма благодаря наличию захваченных ранее плацдармов немцы получили возможность перейти в наступление своими танковыми соединениями без предварительной подготовки. На реке Эна немецкой пехоте понадобилось проложить путь для танков, и 9

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

57. Танаис Танаис (сканд. Tanais) – Дон , с. 32 – Танаквисл , с.

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора Носовский Глеб Владимирович

2. Как в свое время была создана ныне общепринятая версия русской истории Почему основоположники русской истории - иностранцы? Выше, следуя Ключевскому , мы рассказали о первых шагах написания русской истории. Повторим вкратце два момента.1) XVI век - это эпоха

Из книги Славянское завоевание мира автора Носовский Глеб Владимирович

1.26. Смоленск, Суздаль, Танаис, Танаквисл, Тартарарики, Тракия = Туркия = Турция Финляндия, Чернигов Скандинавы дают следующие отождествления:Русский город СМОЛЕНСК =*= СМАЛЕСКИА (скандинавское SMALESKJA) , с. 38.Русский город СУЗДАЛЬ =*= СУРДАЛАР (скандинавское SURDALAR) , с. 38 =*=

Из книги Танковые сражения. Боевое применение танков во Второй мировой войне. 1939-1945 автора Меллентин Фридрих Вильгельм фон

Бои на реке Чир 6 декабря 336-я пехотная дивизия заняла позиции на реке Чир между Нижне-Чирской и Суровикином. В тот же день генерал Бальк, командир 11-й танковой дивизии, прибыл в Нижне-Чирскую для рекогносцировки участка местности, на котором дивизии предстояло форсировать

Из книги Тайны городов-призраков автора Бацалев Владимир Викторович

Танаис История поисков и раскопокДревний Танаис, как теперь известно, дважды был разрушен и дважды возрождался. Это было не так уж давно - от I века до н. э. до III века н. э. Однако, несмотря на то, что время это значительно приближено к нам, по сравнению, допустим, с Троей или

Из книги 1941. Разгром Западного фронта автора Егоров Дмитрий

7.3. Действия войск 10-й армии Бои на реке Бобр в районе крепости Осовец Прорыв противником обороны 13-го механизированного корпуса и 86-й стрелковой дивизии на реке Нарев За левым флангом 3-й армии дивизии 1-го корпуса 10-й армии частично находились на прежних рубежах. На

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

35. Оказывается, «античный» римский император Константин Великий сражался на русской реке Каме Согласно скалигеровской версии, император Константин I воевал в Средиземноморье, в Западной Европе, но на Руси никогда не бывал. И уж во всяком случае никогда якобы не сражался,

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

26. Смоленск Суздаль Танаис Танаквисл Тартарарики Тракия = Туркия = Турция Финляндия Чернигов Скандинавы дают следующие отождествления:Русский город СМОЛЕНСК = * = СМАЛЕСКИА (скандинавское SMALESKJA) , с. 38.Русский город СУЗДАЛЬ = * = СУРДАЛАР (скандинавское SURDALAR) , с. 38 = * =

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

155. Советская действительность была русской. Второй русской действительности может не получиться - Примитивная мысль, совершенно не оригинальная. О параллельном в человеке, что ставит себе задачи, к чему-то готовится, часто предвосхищая то, что будет потом. И второе -

Из книги Три миллиона лет до нашей эры автора Матюшин Геральд Николаевич

4.1. На реке Омо 4.1.1. Снова об убийцахМожно много десятков лет изучать один Олдувай, но ничего не знать о всех ископаемых Африки. И Луис Лики хорошо понимал это. Поэтому он работал не только в Олдувае, но и в других местах. Так, еще в 1932-1955 гг. он вел раскопки на острове Ризинта

Из книги Археологические путешествия по Тюмени и ее окрестностям автора Матвеев Александр Васильевич

На пограничной реке Приехав в профилакторий судостроительного завода на Пышме, проходим через пахнущий смолой островок соснового бора и вступаем на цветущую поляну. Кругом все ухожено, бережно сохранен уголок леса, обступившего красивый изгиб реки. Подходим ближе к

Из книги Македонского разбили русы [Восточный поход Великого полководца] автора Новгородов Николай Сергеевич

Кыпчакские степи, Танаис, набег в Европу То, что Александр был-таки в кыпчакских степях, можно видеть у Арриана и Курция Руфа. Ключевым положением в этом вопросе является локализация реки Танаис, на которой Александр воевал со скифами, разрушил семь их городов и построил

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Чёрный день в русской летописи. Воровская сделка по продаже 3-й части Русской Америки (Аляски) 1867 год, 9 апреля. Договор об уступке оставшейся части Русской Америки (Аляски) поддержан в Конгрессе США почти единогласно. Ещё бы! Чтобы отказаться от этих прекрасных и богатых

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

§ 1. Становление русской нации и русской государственности На небе – Бог, на земле – Россия. Сербская поговорка Начало государства Первые известные на сегодняшний день археологические культуры, прародители русского народа – восточных славян, возникли в I–II тыс. до

«Танаис» – первый из созданных в России археологических музеев-заповедников на территории России. Его основу составляют участки античного города Танаиса, открытые в результате исследований Нижне-Донской экспедиции Института археологии Российской Академии наук, ведущихся с 1955 г. Город, названный по имени реки Танаис (Дон), в устье которой при впадении ее в Меотиду (Азовское море) был основан, почти восемь столетий играл значительную роль в экономической и политической жизни городов Северного Причерноморья и пограничных с ними пространств Великой Степи.

Археологический музей-заповедник «Танаис» расположен в 35 км к юго-западу от Ростова-на-Дону. Он создан на базе раскопок памятника федерального значения, городища и некрополя Танаиса – крайнего северо-восточного центра античной цивилизации (III в. до н.э. – V в. н.э.). Исследованные археологами участки древнего города составляют экспозицию под открытым небом. Наиболее яркие находки демонстрируются в исторической экспозиции музея. Кроме того, для посещений открыты Музей исторического костюма и Выставочный комплекс. В черте охранных территорий музея-заповедника находится уникальный ансамбль памятников истории, культуры и природы.

Музей Танаиса находится на окраине поселка Недвиговка Мясниковского района Ростовской области. Он представляет на своей усадьбе реконструкцию античных строений и лапидарий - собрание крупных находок, преимущественно, каменных плит с высеченными на них текстами. В залах «музея под открытым небом» работают тематические и постоянные выставки: «Античная и расписная керамика», «Музей исторического костюма», «Танаис и Нижний Дон в искусстве». Особая гордость Танаиса - уникальный зал амфорных эталонов, единственный в Европе опыт открытого хранения амфор.

Танаис - греческая колония

Танаис основан в III в. до н. э. греками, выходцами из Боспорского царства, на правом берегу тогдашнего основного рукава устья реки Танаис (ныне Дон) - Мёртвого Донца, по имени которой город получил своё название.

В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Греческий географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея (столица Боспорского царства, на территории нынешней Керчи), торжищем варваров . Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Город постепенно приобретал черты, характерные для образа жизни местных племен. Танаис вёл борьбу за независимость от боспорских правителей. В 237 г. н. э. он был разрушен готами. Восстановленный через 140 лет сарматами, Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, а в начале V века н. э. пришёл в запустение.

Танаис - итальянская колония

В начале средних веков венецианцами была основана торговая фактория Тана на новом месте - на изменившемся основном рукаве устья Дона, ныне называющемся Старый Дон. Позднее контроль над городом перешёл к Генуе, построившей здесь генуэзскую крепость.

В половецкое время колония Танаис стала называться сокращённо Тан. В 1395 году войска Тамерлана сровняли город с землёй, полностью разрушив стены.

В XV веке колония Тан (средневековое название генуэзской колонии Танаис) частично была восстановлена на месте позднейшего города Азова.

Господству генуэзцев пришёл конец осенью 1475 года. Турки-османы, захватив до нападения на Тан в том же году все генуэзские крепости Крыма (Капитанство Готия) и православное крымское княжество Феодоро, высадили десант и захватили колонию Тан. Турки владели городом, окончательно получившим название Азов, с небольшими перерывами (в 1637-1643 и 1696-1711 годах) с 1475 по 1736 год, когда в результате многочисленных войн город Азов перешёл к Российской империи.

Среди наиболее интересных объектов, хранящихся в фондах музея, плита с рельефным знаком боспорского царя Риметалка II века. По предположениям ученых, она была встроена в оборонительные стены города, а украшает ее именной знак царя. Еще один уникальный экспонат: мраморный алтарь, украшенный с одной стороны головой быка, с другой - женским бюстом. Необыкновенно изящен и найденный в Танаисе серебряный флакон для духов. Поверхность его украшена вставками из граната и золотой проволоки.

Первым на место, где впоследствии был раскопан Танаис, обратил внимание полковник Иван Алексеевич Стемпковский, член-корреспондент Парижской академии наук. Он вошел в историю как создатель музея древностей в Одессе и Керчи. В зарослях у хутора Недвиговки в 1823 году Стемпковский обнаружил странные «окопы», которые оказались не окопами вовсе, а остатками древних укреплений. Осколки битой посуды - греческих амфор, а также боспорские монеты подтверждали эту догадку.

Первые регулярные раскопки, начатые спустя 30 лет под руководством профессора Московского университета Павла Михайловича Леонтьева, а потом известного нумизмата, барона Владимира Густавовича Тизенгаузена, в целом подтвердили гипотезу знаменитого археолога. Были обнаружены стены и выявлен примерный план города. Однако в 1870−е годы раскопки прекратились, чтобы возобновиться уже в советское время. Продолжаются они до сих пор. Именно благодаря этой работе сегодня перед нами предстает волнующая и драматичная история огромного города, исчезнувшего с лица земли.

В древности Танаис считался крупнейшим торговым центром Северного Причерноморья и Меотиды (Меотидским озером греки называли Азовское море). В Римскую эпоху полагали, что именно здесь проходит граница между цивилизованным миром и степью, населенной варварами-кочевниками. Плиний Младший писал: «Для входящего сюда по левую руку находится Европа, по правую - Азия».

Само имя города происходит от названия великой реки Танаис. В эллинской географии - это Северный Донец и Дон (в нижнем течении). Однако за два с лишним тысячелетия береговая линия сильно изменилась. Город был построен у впадения Танаиса в Азовское море. Теперь же в этих местах протекает лишь один из рукавов Дона - Мертвый Донец…

Первые поселения здесь основали греки с Боспора в III веке до н. э. Не позднее начала II века до н. э. жилые кварталы были обнесены крепостной стеной. Однако между14−м и 8−м годами до н. э. город был разрушен боспорским царем Полемоном. Греческий географ Страбон писал об этом событии как о слухе с дальней окраины: «Недавно его разрушил царь Полемон за неповиновение». Сильнее всего пострадала западная часть города, которая больше не отстраивалась. Остальную территорию жители восстановили достаточно быстро, и в память лю этих событиях ежегодно праздновали День Танаиса.

Период с I по III век н. э - время наивысшего расцвета Танаиса. Местные жители занимались торговлей, рыбной ловлей, ремеслами и искусствами. В Танаисе существовало единственное в Северном Причерноморье стекольное производство. Вероятно, именно отсюда в Рим, к столу патрициев, доставляли благородную рыбу - осетрину, стерлядь. Причем везли ее живой: римские аристократы могли позволить себе такое удовольствие. Жили здесь представители самых разных народов - греки, евреи, сарматы, меотийцы. Однако, судя по археологическому материалу, город быстро стирал этнические различия. Складывался собственный, танаисский стиль жизни, о чем свидетельствует существовавший у горожан особый культ Высочайшего Бога. Этот Бог был похож одновременно и на Зевса, и на еврейского Яхве, и на фракийского Сабазия. К тому же, представители местной знати - купцы, аристократы, чиновники - входили в фиасы, своего рода религиозно-общественные союзы. Сегодня к нам из глубокой древности взывают лишь имена людей, членов этих союзов, которые были начертаны на мраморных плитах…

В конце III века Танаис постигла новая беда. На сей раз его разрушили практически до основания, а женщин и детей увели в рабство. Жители вернулись сюда почти через сто лет, и то ненадолго. Это были уже совсем другие люди, не владевшие тонкими ремеслами, не имевшие представления об архитектуре. Они не удосужились даже разобрать завалы на улицах, так и жили среди руин. Письменных свидетельств той эпохи не сохранилось.

Но и последние горожане ушли в начале V века. Танаис окончательно опустел. Не исключено, что причина проста: море отступило, и город потерял стратегические выгоды своего положения.

Для отечественных археологов, специализирующихся на античных памятниках, этот давно погибший античный город давно уже стал знаковым и легендарным. Многие известные ученые начинали свою научную карьеру на раскопках в Танаисе. Чтобы понять и измерить это место, нужно быть историком. Но чтобы почувствовать - достаточно просто побывать в этих местах и посмотреть на плоды трудов нескольких поколений археологов.

РЕЖИМ РАБОТЫ:
Время работы: с 09:00 до 17:00 без перерывов и выходных.
+7 (86349)2−04−08, [email protected]
хутор Недвиговка, Ростовская область, Мясниковский район

Несмотря на то, что визит в этот древний город в устье реки Дон, был аж 10 месяцев назад, все же решил выложить несколько фотографий, как никак люблю я Донской край. Но обо всем по порядку
Ростов-на-Дону, начало июня 2011 года. Как обычно: фотосъемки города и на железной дороге, первый отдых на пляжах Левбердона, ночные прогулки по городу.....- красота! Но...Тут я обратил внимание на то, что не посетил ни одной достопримечательности Донского края, кроме самого Ростова-на-Дону. А ведь они есть: город Азов, станица Старочеркасская - родина атамана Матвея Платова, а ныне музей-заповедник, а также музей-заповедник Танаис - античный город (III в до н.э - V в. н.э.) в устье реки Дон. Последний и было принято решение посетить.
В 15.10 я уже погрузился в электропоезд Ростов - Таганрог. В прошлом году, я уже ездил в этом направлении, правда с целью искупаться в водах Таганрогского залива, а сейчас моя цель - музей-заповедник Танаис. В 15.30 электропоезд отправился в путь. От Ростова до Танаиса всего час в пути, но какими местам местам. Нет, вообще первые 20-30 минут в принципе ничего особенного - обычные районы Ростова с домами сельского типа, хутора, однако, после станция Хапры начинаются красивые просторы дельты реки Дон.
Сафьяново, Мартыново, Недвиговка..и вот наконец остановочная площадка Танаис. Выхожу из электропоезда, и пытаюсь найти дорогу. Музей-заповедник Танаис, расположен вблизи хутора Недвиговка, и в случае чего, есть у кого спросить как пройти к этому древнему городу, но не пришлось, первая же дорога привела меня к воротам музея-заповедника

Вход в музей со стороны железной дороги

Небольшая памятка посетителю Танаиса
И вот я на территории древнего города. Пройдя за ворота, почти сразу попадаю в западный городской район

Немного фоток и немного из истории античного города.

Вообще то ходить по кладкам, прыгать по ним и т.д. и т.п. нельзя, все таки это история которую много веков хранила земля. Тем не менее, позволю себе сделать одну фотографию внутри, аккуратно обойдя кладки и спустившись внутрь древней усадьбы


На последней фотографии, помимо руин отчетливо виден Мертвый Донец, один из рукавов реки Дон, а далее за горизонтом еще один рукавов, через 8-12 километров эти рукава вольются в воды Таганрогского залива
Но увы, через 15 минут обратный электропоезд в Ростов. Посещение музея-заповедника Танаис закончено. Напоследок еще несколько слов. На протяжении долгого времени, об этих местах ничего не было известно, и лишь во времена Александра I о нем впервые узнали. Раскопки вблизи Недвиговки продолжались и позднее, но только в 1955 году была организована большая экспедиция, было проведено тщательное изучение этих мест и в 1961 году Танаис был объявлен музеем-заповедником.
Всем, кто волей судьбы окажется на территории Донского края, я безусловно рекомендую побывать здесь. А я, вернувшись в эти края, отправлюсь уже в другое место, о посещении которого обязательно расскажу.

Евграф Петрович Савельев
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ ДОНА. Выпуск ІI-й
ГОРОДИЩА ДЕЛЬТЫ ДОНА.
I. Река Танаис

Река Дон у некоторых древних писателей называлась , так как по преданиям, записанным греческим историком Геродотом в V веке до нашей эры, а также и другими, на берегах Меотийского моря (Азовского) и по нижнему Дону жили когда-то воинственные женщины амазонки.

Первоначальное их пребывание было на берегах Термодонта, по всей вероятности реки Гелиса, нынешнего Кизил-Ирмака в Малой Азии, на южном берегу Чёрного моря ; часть из них, после жестоких битв попав в плен к грекам, была отправлена на трёх кораблях в Элладу, но по дороге перебила всю корабельную охрану и после долгих блужданий по Чёрному морю высадилась в земле скитов (скифов), в местечке Кремны, на берегу Азовского моря. Отсюда, как говорит Гелланик, современник Геродота, амазонки нападали на соседние прибрежные народы и даже доходили до Аттики (Греция).

Амазонки считали себя дочерьми Арея, бога войны (Марса), были отличные наездницы, носили железное оружие, меч, копье и лук, и за своё мужество и телосложение считались скорее мужчинами, чем женщинами, и даже в битвах и геройских подвигах превосходили во многом мужчин. Говорили они (Гекатей, VІ век). Новорожденных мальчиков амазонки нарочито изувечивали и делали их неспособными к войне, а по возмужании заставляли их исполнять все домашние работы. У девочек же выжигали правую грудь, чтобы она не мешала владеть оружием, отчего они и получили название амазонки, a-maza (?)- без груди.

На ведическом санскрите: неослабевающая; Азва - azva - кобыла, лошадь. Азу – Azu (от «az») - быстро движущийся, быстрый (конь). Возможно, из слов: Амога - «amogha» + Азу – «Azu » + «»-как = «неослабевающая, как лошадь»; «быстрая, как кобыла» (Амога-Азу-ка = Амазонка).


И вот греко-римский историк Плутарх ( І-й век нашей эры), пользуясь древними сказаниями об амазонках, записал такое предание о реке Амазонии, Доне. У одного богатыря Беросса , владевшего рекой (нижним течением) от амазонки Лисиппы родился сын, которого назвали Танаисом. Танаис возмужал и стал проявлять великие военные способности: метко стрелял из лука и, обладая необыкновенной физической силой, превосходно владел мечом и дротиком (копьем), был во всем воздержан, чуждался женщин, поклоняясь одному богу Арею, и, наконец, дал обет целомудрия . Богиня Венера, желая его соблазнить, не раз являлась ему в образе прекрасной девы, но молодой красавец равнодушно проходил мимо, твердо исполняя данный обет. Мстя за такое пренебрежение, богиня возбудила в нем любовь к его матери. Вначале он мужественно боролся со своей страстью, но под конец не мог уже владеть собой и, желая остаться целомудренным, бросился с высокого берега в реку Амазонии, отчего она и получила название Танаиса. (Плутарх. „Танаис”, гл. ХІV, 1-2.)

Пусть это будет миф, пусть это легенда, но нужно заметить, что позднейшие научные исследования показали, что в основе каждого мифа, каждой легенды заложена доля истины. Скифы пришли в современную южную Россию из Азии за ХV веков до нашей эры (Геродот). Гордый, свободолюбивый и воинственный народ Сарматы явился в нынешнее Задонье также из Азии, Мидии, по призыву скифов, для защиты их от врагов. Народы эти были родственные и говорили одним языком, но только на разных наречиях. Скифы были земледельцы, сарматы все - воины, даже женщины, они были хорошие наездницы и сражались вместе с мужчинами . Женщины у сарматов были в почёте и даже пользовались некоторым господством. Так отмечают древние писатели.

В осетинском языке, сохранившем древние арийские корни, собственно иранского языка пехлеви , слово дон означает воду, а дан - реку. Ко всем названиям рек Осетии прибавляется „дон”: Ар-дон и др. (Исследование Н. Зейфлица. „Сборник сведений о Кавказе”, том ІІ, 1872 г.) Осетинский язык не относится к Индоевропейским языкам.

Танаис - слово не греческое, а арийское и принятое греками от живших по этой реке народов Танаитов .

Давать обет целомудрия воинам , посвятившим себя военным подвигам для достижения какой-либо идеи есть высшая добродетель древнего днепровского и донского казачества. Отправляясь в поход против неверных, с целью отмщения за их нападения, разорения и на выручку братьев, томившихся в неволе, казачество давало обет целомудрия и трезвости и свято исполняло его. Это воздержание имеет не только физиологическое, но и, главным образом, морально-психическое значение. Целомудренный и трезвый человек тверд в своих убеждениях, упрям и настойчив. Только такие люди достигают заветной своей цели, а не пьяницы и развратники. Если же такие люди действуют в массе, объятые одной идеей, то такой военный строй подобно урагану может сокрушить все на своем пути. Таков был весь народ Сарма (Сарматы), древние насельники Дона, и родственные им Парфяне, от греческого парфенос - девственный. Следовательно, легенда о Танаисе, написанная Плутархом, метко и ярко рисует древних насельников Дона.

Ещё задолго до появления греков на реке Танаисе, финикийцы, имевшие уже сильный торговый флот, заходили в и доходили до той дальней восточной „земле”, куда их, как и позднее греков, привлекала молва о золотых россыпях и о богатстве далеких гиперборейских стран. ( В этих странствованиях финикийцы из Чёрного моря заходили в Азовское и по Маныческому проливу появлялись в Каспийском море , заходили в устья Волги и Урала , куда действительно из стран Приуральских могло доставляться золото . Из этих же стран они могли вывозить медь и другие металлы, а также мёд, воск, рыбу, какой нет в других морях, например - красную рыбу, пушной товар и хлеб.

Нужно заметить, что уровень Каспийского моря в то отдаленное время был гораздо выше современного, Волга, Урал и Дон были полны в берегах, ограничивающих их долины, а Азовское море доходило до устья реки Манычи , а в ранний период - до устья Северного Донца , т.е. до нынешней Кочетовской станицы. С течением веков дельта Дона постепенно заносилась песком и илом многоводной реки, и Каспийское море шаг за шагом отступало на запад. К VІІ веку до нашей эры Азовское море доходило до места, лежащего немного выше нынешней Елизаветовской станицы.

Древние писатели говорят также о плаваниях по Чёрному морю карийцев, живших в Карии, на западном берегу Малой Азии, и бывших то союзниками, то соперниками финикиян.

До ХІІ века до нашей эры, проливами, ведущими в Чёрное море, владели трояне. Их поддерживали родственные им народы Малой Азии и европейского побережья Франции. Началась ожесточенная борьба за обладание этими проливами между голийскими и ахейскими пришельцами с Троядой, окончившаяся в 1184 г. до нашей эры падением Нельзя допустить, чтобы греков в этой борьбе не поддерживали финикияне, имевшие уже с ХІІІ века до нашей эры многие колонии на островах и берегах Эгейского моря и стремившиеся проникнуть в северные моря. Допустить противное, значит признать беспричинную борьбу народов всей Эллады с народами малоазиатского побережья и Фракии. Греки не имели ещё торгового флота, а потому борьба за проливы для них была ещё бесполезна. Подстрекателями в этой борьбе, надо признать, были финикияне. Это несомненно, так как после падения Трои финикийцы, а за ними и карийцы, стали уже появляться в северных морях.

Похищение Прекрасной Елены Парисом, если это было, явилось только предлогом давно назревшему вопросу.

Виллуша (Троя) и Миллаванда (Милет) против Хеттского государства 1350-1300 гг. до н.э.

Мореходство у греков развивалось постепенно и достигло значительных размеров только в VІІ и VІ веках до нашей эры. Город Милет, на карийском побережье Малой Азии, сделался центром торговли. Его флот посещал все берега Средиземного моря.

На берегах Понта Эвксинского (Чёрного моря) милетцы основали до 70 колоний , из которых известны: Синоп (Zalpa) - на южном берегу Чёрного моря, Фазис и Диоскурий - на восточном; Пантикапея (ныне Керчь), Нимфея, Керкинитида (ныне Евпатория), Феодосия и Ольвия - на северном.

Колонии дорян : Гераклия Понтийская, Херсонес Таврический и др. Йонийские: Фанагория и др. - на Таманском полуострове. О финикиянах и карийцах уже не было слышно, их вытеснили греки. Пантикапея, как расположенная при Керченском проливе (), близ нынешнего Керчи, держала в своих руках всю хлебную и рыбную торговлю восточной половины Скифии и Сарматии. Реки Танаис и Волга представляли удобный путь для привоза продуктов из северных и восточных стран.

Таманский полуостров представлял из себя группу островов между рукавами Гипаниса (Гупанис, Кубанис, Кубань); там находились торговые города: Фанагория, Кепы, Гермонасса, Коркондама, Киммерион, Ахилеон, Апатурон и др. Несколько южнее, на берегу Понта Эвксинского, у старого устья Кубани, ныне Кизилташский и Бугазский лиманы, лежала гавань Синдов или Индов и известный в древности своей высокой восточной культурой порт Индика или Синдика. Развалины этого города теперь покоятся под холмом, поросшим бурьяном и кустарником. Наши „ученые” археологи не раз без внимания проходили этот холм мимо и старались где либо ограничиться ничего не стоящими раскопками и потом прокричать в специальных журналах о найденных ими предметах древней культуры, а между тем эта мощная культура и до сих пор покоится под незамеченными ими холмами.

Основание Пантикапеи (Керчь) относят к 511 году до нашей эры, то-есть к промежутку между и разрушением Милета персами в 494 году.

В V веке до н.э. Пантикапей уже стоял во главе союза боспорских греческих городов, носившего общее название Боспор (от бос - бык и порос - проход, бычачий проход или брод; Киммерийский — так назывался у греков Керченский пролив. В 438 году до нашей эры один из боспорских князьков, именем Спартак, соединил под своею властью оба берега Боспора и таким образом положил начало Боспорскому царству, просуществовавшему до конца ІІ века до нашей эры, а потом пришедшему в упадок и покоренному Митридатом, царём Понтийским.

Мало кто знает, что на территории Ростовской области есть настоящий... греческий город! Точнее его раскопки, то что от него осталось. Город Танаис (греческий Tanaїs и Tanaїs), основан в начале 3 в. до н. э. греками из Боспорского государства. Город играл важную роль в развитии торговли по морю.

Кто только не жил на этой земле: скифы, амазонки, греки, венецианцы, половецкие племена и конечно мы, русские.Но, обо всем по порядку.

Легенда о Танаисе

Чуть больше пары тысячелетий назад, судя по заметкам греко-римских историков, на Донской земле жили прекрасные амазонки. Они сами возделывали землю, а когда наступало военное время - брались за оружие. Для того, чтобы свободно владеть оружием, бедным женщинам даже выжигали правую грудь (чтобы было удобнее бросать копье). В те далекие времена река Дон называлась Амазонией. Однажды, у амазонки Лизиппы и воина Беросса родился сын Танаис. Мальчик вырос и превратился в прекрасного,юношу, который безупречно владел оружием и разными видами боевых искусств. Чтобы посвятить свою жизнь воинскому делу Танаис принял целомудрие. Между тем, богиня любви Венера, влюбилась в молодого юношу. Он же - ноль внимания. Уязвленная богиня наказала Танаиса любовью к своей матери. Парень не выдержал испытания, и бросился с высокого холма в реку. С тех пор реку назвали "Танаис".
А затем, по названию реки, назвали и Город.

Итак, одним солнечным летним днем на машине из Ростова-на-Дону мы отправились в приключение "назад в прошлое". Узкая трасса Ростов-Таганрог, тополя вдоль дороги и жара, жара..Не доезжая до города Таганрога свернули по указателю на Танаис, который невозможно проехать.

Оставив машину у входа на заповедную территорию, купили билеты в маленькой одинокой кассе и углубились (в прямом смысле) в изучение истории.


Первое, что потрясает в этом месте - это высокое небо, бескрайняя свободная степь и отличный обзор окружающей местности (благодаря месторасположению) , уединенность, отсутствие людей.
Второе - это осознание того, что ты находишься на древней эллинской земле, воспетой самим Гомером.


Территория Танаиса - это около 3 тыс. га, большие по площади раскопки в России. Работы здесь ведутся начиная с середины 19 века и продолжаются и по сей день.

Первым дело мы решили изучить музей, сам по себе он небольшой и "небогатый". К сожалению все, что было интересного и золотого было вывезено в крупные музеи.


Первый зал музея посвящен истории города, его торговому назначению. Особое внимание уделено амфорному импорту.Основной характер занятий танаитов:ремесла, земледелие, скотоводство.К разделу "Покорение Танаиса Полемоном" примыкает уголок с реконструкциями военных машин античной эпохи в натуральную величину (евтихон и онагр), здесь же экспонируются находки деталей вооружения и воинского облачения и небольшая диорама "Расположение военных машин на сторожевой башне".


Во втором зале музея обширно представлены темы "Торговля" и "Ремесла".Третий зал музея представляет "Религию танаитов" и "Некрополь Танаиса".Четвертый зал - выставочный.


Хочу отметить, что на этой территории также жили половецкие племена, которые оставили после себя большое количество изваяний Баб, которые держат в руках подобие чаши.По преданию, половецкую бабу устанавливали около могильника, лицом к солнцу. Душа усопшего должна была переселяться в каменные изваяния.



В заповеднике можно увидеть реконструкцию половецкого дома из глины, корытого соломой. В сильный зной температура внутри такого дома около 20 градусов. Этим то мы и воспользовались для отдыха.

После посещения музея мы пошли смотреть самое интересное- древние раскопки. В этом месте можно самостоятельно полазать по раскопкам, ощутить особый дух этого места.


Копать не рекомендую, можно попасть на штраф.
На территории, конечно, не увидишь греческих колонн и площадей. Все достаточно просто - дома из камня, плотно стоявшие друг к другу, застройка хаотичная.Археологи, которые первые обнаружили городище, также как и мы, были очень расстроены, так как рассчитывали найти здесь несметные сокровища. Но оказалось, что сокровища уже кем то были не один раз найдены и вывезены.

Город несколько раз ровняли с землей, грабили могильники. Последние 100 лет еще и местные жители растаскивают его на камни для своих приусадебных хозяйств, так как заповедник плохо охраняется.

Территория делится на так называемые "кварталы", около каждого из них - табличка с планом местности: вот здесь находился бассейн, а здесь площадь.


Также можно увидеть восстановленную конструкцию римского моста и даже пройтись по ней.


После прогулки по раскопкам через дырку в заборе мы отправились прогуляться по хутору Недвиговка и спустились к притоку Дона - Северному Донцу.
Тишина, отсутствие людей... только проезжавший поезд нарушал благоденствие на этой земле.

Кто все-таки разрушил Танаис?

В 40-х гг. 3 в. н. э. Т. был полностью разрушен племенами, входившими в союз, руководимый готами.

Покидать это место совсем не хотелось. Но впереди нас ждали новые приключения...

Как доехать:
пос. Недвиговка, Ростовской области, около 40 км от Ростов-на-Дону по трассе Ростов-Таганрог