Туристический сайт

Дмитриевский собор. Дмитриевский собор города владимира - музеи владимирской области - история - каталог статей - любовь безусловная В каком году построен дмитровский собор

Дмитриевский собор во Владимире возведен при великом князе Всеволоде Большое Гнездо в XII веке, когда Владимирское княжество находилось в зените своей славы. Дмитриевский собор - одна из самых выдающихся построек того времени, прославившаяся своим белокаменным убранством, благодаря которому его часто сравнивают с «драгоценным ларцом» и «каменной поэмой».

Адрес Дмитриевского собора во Владимире

Владимир, ул. Большая Московская, 60.

Как добраться до Дмитриевского собора во Владимире

Храм находится в самом центре города. От железнодорожного и автобусного вокзалов можно дойти пешком за 15-20 минут: пройти два квартала по Коммунальному спуску, до Большой Московской улицы. Повернуть налево и следовать по Большой Московской улице.

В пешей доступности находятся главные достопримечательности Владимира , например, Золотые ворота и Успенский собор .

Режим работы Дмитриевского собора во Владимире в 2019 г.

  • С 10:00 до 19:00
  • Выходные дни - 11, 25 и 26 июня, 9 и 23 июля, 6, 20 и 28 августа, 3 и 17 сентября

Стоимость билетов в Дмитриевский собор во Владимире в 2019 г.

  • Взрослые - 150 рублей
  • Дети до 16 лет - бесплатно
  • Дети с 16 лет и студенты - 100 рублей

Из истории

К концу XII века Киев потерял свою былую значимость, в то время, как Владимиро-Суздальское княжество находилось в стадии наивысшего расцвета. Дмитриевский собор стал олицетворением силы, подъема и могущества Владимирской земли.

Храм был возведен князем Всеволодом III, которого называли Всеволод Большое гнездо за его многодетность – у него было 12 детей. В то время князья имели два имени – княжеское и христианское, которое они получали при крещении. Всеволод III получил при крещении имя Дмитрий Солунский, во имя которого он решил построить храм.

Точная дата сооружения Дмитриевского собора не установлена: согласно мнению историков, он был построен русскими мастерами в период с 1194 по 1197 год.

Храм возводился как дворцовая церковь князя Всеволода Большое Гнездо. Строение размещалось на великокняжеском дворе в окружении дворцовых построек, которые не сохранились до настоящего времени, но следы от них были обнаружены во время реставрации, проведенной в XIX веке.

Во время нашествия татаро-монгольского ига и взятия Владимира в 1238 году Дмитриевский собор, как и главный храм княжества – Успенский собор , был разграблен и подожжен. В последующие годы храм еще несколько раз подвергался опустошениям со стороны татар, литовцев и поляк.

Большой потерей для собора стал перенос в 1380 году, по велению московского князя Дмитрия Ивановича, главной его святыни - гробовой доски святого Дмитрия Солунского в Успенский собор в Москве .

В царствование Ивана Грозного к храму были сделаны пристройки из белого камня. Они располагались с трех сторон, в них находились приделы:

  • В северной части - придел в честь Святителя Николая
  • В южной стороне - в честь усекновения главы Иоанна Предтечи

В западной части находилась паперть.

В 1807-1808 годах проведены ремонтные работы, в результате которых был обновлен иконостас, а деревянная кровля заменена на железную. В это же время над древними приделами была устроена колокольня, с западной стороны храма построено крыльцо с колоннами.

В 1834 году Николай I во время посещения Владимира приказал уничтожить старинные пристройки и возвратить храму его первозданный вид. В 1837 году реставрация была закончена и Дмитриевский собор предстал во всей своей древней красоте.

Долгое время храм оставался холодным и богослужения в нем проходили только в летнее время. В 1883 году соборный староста купец В.Н. Муравкин построил рядом небольшую звонницу со сторожкой, в которой находилась духовая печь. От нее в храм вели трубы, по которым шел теплый воздух. Благодаря этому, богослужения стали проходить круглогодично, в храме стало сухо и тем самым, была создана благоприятная атмосфера для фресок.

Наружное убранство

Белокаменная резьба

Белокаменную резьбу собора создали владимирские резчики, работавшие вместе с болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве можно увидеть сюжеты, распространенные на Балканах, в Византии и по всей Европе.

Всего на фасадах установлено около тысячи резных камней, представляющих причудливую картину мира: это образы христианства, герои народных мифов и сюжеты средневековой литературы.

Архитектура

В плане Дмитриевский собор представляет собой продолговатый четырехугольник, узкие стороны которого выходят на восток и запад.

Фасады здания разделены на три яруса:

  • Нижний фасад не имеет убранства, это объясняется тем, что раньше с трех сторон он был закрыт галереями. Кроме того, с западного фасада по углам галерей находились две лестничные башни. Эти галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но, к сожалению, к настоящему времени эти строения не сохранились
  • На среднем ярусе представлены белокаменные резные фигуры святых, среди которых князья Борис и Глеб, причудливые растения, фигуры фантастических зверей и птиц, словом настоящая сказка в камне
  • Верхний ярус, имеющий узкие высокие окна, сплошь покрыт резьбой.

Позолоченный купол имеет пологую форму, напоминающую богатырский шлем. Сверху находится ажурный крест из золоченой меди.

Фасады храма

  • На южном фасаде храма выполнена композиция "Вознесение Александра Македонского на небо". Этот сюжет был очень популярен на Руси, в Европе и на Востоке. В основе сюжета - два грифона несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеной корзинке. В руках Александра - приманка для грифонов в виде маленьких львят. Грифоны тянутся к приманке и таким образом, увлекают царя в поднебесье
  • На северном фасаде можно увидеть рельеф «Князь Всеволод с сыновьями», изображающий князя Всеволода III, благодаря которому был построен храм. На коленях он держит новорожденного сына, а вокруг него – остальные его сыновья
  • На западном фасаде выполнены сюжеты, изображающие подвиги Давида и Геракла.

В каждом из фасадов центральное место занимает фигура царя Давида, образ которого является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора. Все персонажи рельефов Дмитриевского собора являются иллюстрацией к строкам Давидова псалма «Всякое дыхание да хвалит Господа!»

Фрески

Любуясь многочисленными узорами на фасадах храма, ожидаешь, что и внутри нас встретит подобное убранство. Однако, в настоящее время внутренняя обстановка храма достаточно скромна.

Вместе с тем, первоначально свод древнего собора был полностью расписан фресками и, вероятно, у молящихся буквально дух захватывало от великолепия церковной живописи.

Реставрация, проведенная в 1843 году, позволила обнаружить под сводами хор остатки фресковой росписи XII века, изображающей одну из лучших композиций - сцены из «Страшного суда». К настоящему времени сохранились лишь фрагменты этой живописи:

  • В центральном своде под хорами можно видеть фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелов позади них
  • В малом своде под хорами изображены сцены рая: трубящие ангелы и апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, Авраам, Исаак и Иаков, а также Богоматерь на престоле.

Фрески выполнены в нежных полутонах - светло-зеленых и голубых, зеленовато-желтых и синевато-серых. Лики апостолов отличаются строгой красотой, портретными чертами и индивидуальностью. Судя по стилю росписи, она была выполнена двумя живописцами – греческим и русским.

Дмитриевский собор имеет небольшие размеры, ведь он строился как «дом молитвы» для княжеской семьи и не был рассчитан на большое число прихожан. Внутреннее его пространство наполнено воздухом и светом, здесь все пронизано торжественным спокойствием и умиротворенностью.

Официальный сайт Дмитриевского собора во Владимире

Является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника: www.vladmuseum.ru


Дмитриевский собор во Владимире - это один из шедевров зодчества Северо-Восточной Руси. В 1992 году архитектурный памятник включен в список Всемирного наследия Юнеско.

Одним из самых выразительных и лаконичных памятников древнерусской архитектуры по праву можно назвать Дмитровский собор на улице Большая Московская, дом 60, во Владимире.

Построили собор по приказу князя Всеволода III в период наивысшего могущества и расцвета Владимиро-Суздалсьского княжества как домашний храм за глухой белокаменной оградой на великокняжеском дворе.

Прозвище Большое гнездо он получил за свою большую семью и многодетность: всего у него было 12 детей. К началу строительства домашней церкви в княжеской семье родился сын Дмитрий. Этим же именем при крещении наречен и сам князь. В честь великого христианского мученика Дмитрия Солунского, своего небесного покровителя, он и воздвиг белокаменную церковь в самом конце XII века.

Дмитровский собор во Владимире, по мнению историков и археологов, был построен русскими зодчими в период с 1194 по 1197 годов из белого мягкого камня — известняка. Искусная орнаментальная резьба, украшающая фасады этого величественного здания, послужила поводом для прижившегося эпитета «белокаменная поэма».

В 1237 году собор подвергся нападению хана Батыя и был разграблен и подожжен татаро-монгольскими завоевателями.

В период с середины XVI по XVIII века храму пришлось пережить еще три опустошительных пожара, но каждый раз его удавалось восстановить, хотя и с частичной утратой древних декоративных элементов.

В период правления Ивана Грозного церковь достраивается двумя пределами: на севере в честь Святого Николая Чудотворца и Усекновения главы Иоанна Предтечи с юга, с западной стороны устроили обширную паперть.

В начале XIX века собор подвергся очередному серьезному ремонту с реконструкцией. Над древним пределом надстраивается колокольня, с запада пристраивается крыльцо. Чуть позже произвели полную замену деревянной древней кровли на железную. Обновили и вызолотили иконостас.

А к концу века в храм провели отопление по специальным каналам и трубам от духовой печи в сторожке. Это позволило проводить круглогодичные богослужения и оказало благотворное влияние на сохранность фресок.

Дмитровский собор во Владимире был передан в ведение музея почти сразу после революции, и надолго прекратил богослужебную жизнь.

Архитектура

В архитектурном плане собор отличается композиционной ясностью, представлен византийским типом, четырехстолпный, с тремя полукруглыми апсидами с восточной стороны.

Глава собора одна, шлемовидной формы, на высоком барабане, увенчанная шаром с 4-конечным золоченым крестом с голубем наверху. Данная форма купола является одной из примет древнерусского зодчества до XVI века.

Из романской архитектуры в храме заимствованы следующие элементы:


Собор имеет небольшие размеры. Первоначально это была домовая церковь для князя и его семьи, окруженная длинными галереями и лестницами, соединяющаяся с княжескими покоями.

Белокаменная резьба

Дмитровский собор знаменит своей уникальной каменной резьбой, созданной лучшими русскими и сербскими мастерами того времени, собранными во Владимире.

Сегодняшнему человеку не до конца понятен смысл многих узорчатых образов и символов. Более шестисот резных каменных изображений складываются в замысловатые картины христианского мира вперемешку с языческими мифами и литературными героями.

Предполагается, что изначальной идеей скульптурного оформления собора была тема власти: Александр Македонский, царь Давид, фигуры Великих князей и их сыновей.

Под каждой из фигур вырезаны реальные и фантастические растения и животные:


Западные стены украшают три рельефа со стилизованными иллюстрациями подвигов Геракла. Есть изображения библейского богатыря Самсона.

Главные скульптурные композиции посвящены пророку, музыканту и псалмопевцу царю Давиду — прообразу Христа. Новозаветную тему поддерживают и образы целого ряда древних христианских святых в узорных медальонах, но вырезаны они гораздо позже, в XIX веке. Выглядят они более примитивно и грубо.

Рельефы на западной стене с фигурами сидящих святых аутентичны, сняты с разрушенных башен при реконструкции. Их отличает особенная графичность и декоративность.

Среди наиболее известных и узнаваемых святых можно отметить:

  • Святого Георгия;
  • Димитрия Солунского;
  • первых святых русских князей Бориса и Глеба.

Северный фасад сохранил изображения самого князя Всеволода, создателя собора, со своими сыновьями и младшим Дмитрием на коленях.

Необходимо особо отметить композиционное разнообразие каменных рельефов: от сцен битвы с воинственными всадниками, грозными хищниками и кровопролитной борьбы до райских видений и восхваляющих Господа иллюстраций текстов псалмов. Камни очень отличаются манерой исполнения.

Отмечаются два основных типа резьбы в уборе собора:

  • высокий рельеф с большой пластичностью изображения;
  • плоский рельеф с обилием деталей и орнаментов.

Большая часть декоративных каменных барельефов дошла до нас в первозданной красоте, часть резьбы заменили во время реставрации Дмитровского собора мастерами и сотрудниками музея во Владимире.

Декор фасадов

В белокаменном резном убранстве стен собора четко прослеживается строгий ритм и четкость ярусов:


Вертикальные пилястры членят фасад и подчиняют резной декор архитектурной конструктивной целостности.

Отличительной декоративной чертой можно отметить строчность и орнаментальность упорядоченной резьбы собора с его архитектурой. Стилистическое переосмысление образов владимирскими резчиками создало неповторимость и своеобразие русского скульптурного убранства фасадов здания.

Фрески

Внутреннее убранство церкви практически не сохранилось. Главной достопримечательностью на сегодняшний день являются открытые в 1918 году драгоценные фрески XII века. Эти фрагментарные остатки уникальной росписи на тему Страшного суда располагаются в западной части собора.

В среднем своде изображение главных двенадцати апостолов, восседающих на престолах, с ангельским воинством Христовым позади. Лица апостолов узнаваемы, отмечены портретным сходством, отличаются строгостью и индивидуальностью письма.

Угловой юго-западный свод занимает роспись итога Страшного суда – введение праведников в райские обители первым верховным апостолом Петром, с трубящими грозными ангелами. Особое очарование придает изображение Богоматери на троне и ветхозаветных праведников: Авраама, Исаака и Иакова в причудливом райском саду.

Изысканности внутренней росписи художники добиваются с помощью нежных красок и перламутровых полутонов.

Серьезный анализ характерных черт стиля росписи выявляет работу как минимум двух мастеров:


Художественной манере свойственна орнаментальность и графичность, что сближает ее с наружной узорчатой резьбой собора. Искусное сочетание впечатлений от живой природы и мифологической замысловатости создает поэтическое изображение райских картин и возвышенное духовное настроение.

Внутреннее убранство

Дмитровский собор во Владимире не смог сохранить свое внутреннее убранство во всей своей первозданной красоте в связи с недобросовестностью работы реставраторов.

Но пустота внутри храма только подчеркивает строгость и торжественность его интерьеров, оттеняют простор и высоту сводов, а также четкий спокойный ритм арок.

Также к внутреннему убранству относится великолепнейшая роспись собора, сохранившаяся до наших дней лишь небольшой частью древнейших фресок. Трудно вообразить грандиозность впечатления, которое производил полностью расписанный первозданный интерьер на посетителей храма.

Реликвии

Здание храма изначально задумано драгоценным ларцом — мощевиком для святых христианских реликвий.

По окончании строительства в 1197 году из Греции от базилики святого Дмитрия Солунского привезены во Владимир большая византийская икона на гробовой доске с изображением во весь рост и ковчег с частицей сорочки, пропитанной кровью святого мученика.

Но в XIV веке по приказанию московского князя Дмитрия икону перевозят в Москву в Успенский Собор Кремля, где она и находится до сегодняшнего дня, а во Владимир позже возвращается в виде копии.

Также можно отметить хранимый в соборе старинный четырехметровый крест, снятый с купола при реставрации в 2002 году.

История реставраций собора

Все вспомогательные сооружения демонтированы по приказу посетившего город в 1837 году царя Николая I. Эти работы нанесли непоправимый вред и чуть не стали причиной разрушения собора, так как сильно ослабили его конструкцию. Был причинен невосполнимый ущерб древнейшему облику всего храма: опущен пол, обновлен иконостас и лестницы на хоры, заново расписали стены.

Внутренние ремонтные работы привели почти к полной утрате древнейших фресок. Небольшие фрагменты их были чудом обнаружены в 1918 году комиссией сохранности памятников живописи, руководимой Игорем Грабарем.

Современным реставраторам пришлось приложить немало усилий для исправления грубейших ошибок своих предшественников. На последних этапах реставрационных работ в период 1999-2004 годов заменен купольный крест, установлены водосточные трубы и сделано защитное покрытие на каменных рельефах фасадов.

Внутри храма учеными создан благоприятный микроклимат для поддержания оптимальной влажности и температуры, необходимых для сохранности музейных экспонатов и уникальной фресковой живописи.

Как выглядит собор сегодня?

Дмитровский собор во Владимире на сегодняшний день является музейным заповедником, с 1992 года — охраняемым памятником культурного наследия ЮНЕСКО.

С советских времен церковные богослужения в храме не проводились до 2011 года, когда в престольный праздник была отслужена первая за 200 лет торжественная литургия.

Одно из немногих древнейших сооружений дошедших до наших дней, благодаря профессионализму современных реставраторов и ученых историков, сохранивших и восстановивших этот драгоценный образец древней русской архитектуры в уникальном виде.

Как добраться до Дмитриевского собора во Владимире?

Древнейший храм располагается в самом центре современного города. Хорошо знаком и любим каждому горожанину, который с удовольствием подскажет дорогу к нему.

Собор хорошо просматривается от любого из вокзалов. Всего за 15-20 минут можно дойти до него пешком. Для этого необходимо двигаться по Коммунальному спуску, а через два квартала и повернуть налево на Большую Московскую улицу.

Режим работы Дмитриевского собора

Дни недели Время работы
Понедельник с 10:00 до 16:00
Пятница

Воскресенье

с 10:00 до 17:00
Суббота с 10:00 до 18:00
Вторник и каждая последняя среда месяца Выходной день

Касса прекращает работу за 30 минут до закрытия музея.

Стоимость билетов в Дмитровский собор

Дмитровский собор во Владимире доступен для посещения всем категориям — гражданам России и иностранным туристам:

  • Стоимость взрослого билета – 150 рублей.
  • Льготный билет студентам и пенсионерам стоит 75 рублей.
  • Детям и подросткам до 16 лет разрешено бесплатное посещение музейной выставки.

Что можно увидеть внутри собора?

Внутри для обозрения доступна уникальная фресковая живопись работы выдающихся древних мастеров XII века. А также искусные украшения капители внутренних столбов белокаменной резьбой.

Икона святого мученика Дмитрия в Дмитровском соборе

Интерес представляет собой и копия древнейшей византийской иконы святого покровителя храма. Стоит обратить внимание и на старинные входные ворота с декоративными элементами.

В качестве музейных экспонатов представляют интерес следующие исторические объекты:

  • Старинная хоругвь как образец древнего золотошвейного искусства.
  • Выточенный из дерева изящный подсвечник начала XVII века.
  • Серебряная церковная утварь 1714 года, пожертвованная представителями царственной династии.
  • Древнейшее евангелие XVII века.
  • Писаная грамота 1515 года на пергаменте, пожалованная самим великим князем Василием IV Иоанновичем.
  • Надгробная плита 1804 года первого местного губернатора графа Воронцова.

Умиротворенность и торжественное спокойствие пронизывает все внутреннее убранство собора, наполняющее пространство чистотой, светом и воздухом.

Владимиро-Суздальский музейный заповедник входит в большинство туристических маршрутов древнего русского зодчества и является одним из наиболее посещаемых федеральных музеев, занимая 6-е место в рейтинге.

По статистике на сегодняшний день Дмитровский собор посетило более миллиона туристов, десятой частью из которых стали иностранные гости города Владимира.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о Дмитровском соборе во Владимирве

Адрес: Россия, Владимир, ул. Большая Московская, 60
Начало строительства: 1194 год
Окончание строительства: 1197 год
Координаты: 56°07"45.2"N 40°24"39.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

Краткая история

Ещё в начале XII века Суздальская земля была захолустьем на северо-востоке Руси, но уже в начале XIII века она становится княжеством, играющим решающую роль в жизни страны.

При Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество достигает наивысшего могущества. В ознаменование расцвета Владимирской земли Всеволод решил построить на княжеском дворе, в сотне метров от Успенского собора свой «личный», придворный храм.

Общий вид на собор

Между 1194 - 1197 годами князь воздвиг церковь, украшенную белокаменной резьбой, и освятил её в честь своего небесного покровителя - Дмитрия Солунского . В те времена князья носили два имени: княжеское и христианское, данное при крещении. Всеволоду досталось имя Дмитрий. За многодетность Всеволод получил прозвище «Большое Гнездо». Ко времени строительства собора у князя родился сын Дмитрий, что стало ещё одним поводом освятить храм в честь великомученика Дмитрия.

Дмитриевский собор - мощевик-реликварий

Издревле святой Дмитрий почитался как покровитель воинов. Согласно житию, Дмитрий занимал должность проконсула в греческом городе Фессалоники (другое название - Солунь, современные Салоники). Помимо задач управления, проконсул должен был оборонять город от варваров и истреблять христианство. Защищая границы, Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, но разгневал языческого императора Галерия тем, что проповедовал христианскую веру. Дмитрия закололи копьями в тюрьме, а после казни его тело бросили на растерзание диким зверям, но те не тронули его, и христиане Фессалоник предали останки земле.

Юго-восточный фасад собора

Будучи в Фессалониках, христианский император Константин (306 - 337 гг.) на месте казни великомученика основал церковь, в которой и по сей день хранятся мощи Дмитрия Солунского. Спустя 8 веков Всеволод Большое Гнездо, создавая придворный храм, съездил в Фессалоники и привёз оттуда реликвии. В качестве святынь Дмитриевского собора были избраны икона великомученика Дмитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и частица одежды, пропитанная кровью святого.

Дмитриевский собор - памятник белокаменного зодчества

Дмитриевский собор во Владимире представляет собой византийский тип храма с четырьмя столпами и тремя полукруглыми апсидами. Здание увенчано пологим золочёным куполом и ажурным крестом из прорезной золочёной меди с флюгером в виде голубя. Летопись сообщает, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец». Однако над отделкой трудились не только владимирские резчики, но и греческие искусники, поэтому в белокаменном убранстве собора преобладают элементы, характерные для западных средневековых базилик.

Северно-восточный фасад собора

Техника кладки, декоративные ложные арки на фасаде, перспективные порталы и окна заимствованы из романской архитектуры. Первоначально собор окружали галереи, соединявшие его с великокняжескими палатами. Переход был разобран в 1837 - 1839 годах, во время реставрации, проведенной по приказу императора Николая I. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены храма и барабан купола, Дмитриевский собор называют «поэмой в камне», «ковром из каменных узоров». 566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами. На стенах храма земной мир представлен во всём многообразии: здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые. Резные композиции прославляют величие владимирского князя, такого же мудрого как царь Давид, бесстрашного как Александр Великий и сильного, как библейский богатырь Самсон. Главной скульптурной композицией является Давид-музыкант, которого слушают звери и птицы. Окружающие царя львы и голуби символизируют небо и землю, и, следовательно, Давид выступает на миниатюре как представитель Бога на земле и олицетворяет собой идею богохранимого государства.

Юго-западный фасад собора

На северном фасаде собора можно увидеть и самого создателя храма: на одной из закомар изображён человек, восседающий на троне с младенцем на коленях. Это князь Всеволод Большое Гнездо с младшим сыном. Рядом с ним высечены фигуры старших сыновей. Дмитриевский собор намного красивее снаружи, чем внутри. Его интерьеры оформлены скромно. Из старинных фресок XII века сохранился лишь фрагмент росписи «Страшный суд» , выполненной греческим мастером и его русским помощником. Храм невелик, ведь он строился исключительно для княжеской семьи и не был рассчитан на прихожан и богомольцев. Широкие своды и спокойный ритм поддерживающих арок придают внутреннему убранству строгую торжественность.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Русь была великим государством, земли которого занимали большую территорию. Не удивительно, что некоторые из них пустовали и до них никому не было дела. Это касается и Суздальской земли. В начале 12 века никто особо ничего не знал об этом уделе. Но уже с начала 13 века она становится княжеством, которое играло очень значительную роль в истории государства. Наивысшего развития достигло оно при правлении Всеволода Большое Гнездо. На честь обозначения такого расцвета земель было принято решение о постройке придворного храма на княжеском дворе, неподалеку от Успенского собора.

История возведения

Строительство Дмитриевского собора во Владимире пришелся на промежуток между 1194-1197. Построенная церковь была украшена белокаменной резьбой. Имя дали ей на честь небесного покровителя Всеволода – Дмитрия Солунского. В те года основная особенность была в том, что князья имели 2 имени: христианское и княжеское. Имя Дмитрий было дано ему при крещении. Так как он был из большой семьи, то получил прозвище «Большое Гнездо».

Перед тем, как начать строительство храма, князь стал отцом, и это было еще одним фактором для освящения храма в честь великомученика Дмитрия.

Если взять исторические факты, то выйдет вот такое приблизительное краткое описание Дмитриевского собора во Владимире. Как уже было замечено, что построение припало на период расцвета Суздальского княжества. Строили его только самые лучшие мастера и использовали самые лучшие строительные материалы. Основой его стен был белый известняк. В 1197 году произошло завершение работы над его сооружением. Князь постановил там , а также ковжец с сорочкой на которой была кровь мученика.

В 1237 году собор разграбили монголо-татары. В то врем они немало принесли горя и всему княжеству. Но на этом неприятности не закончились для поврежденного и разграбленного собора. Он пережил еще три пожара и опять же таки терпел грабежи.

В 1837-1839 году Николай 1 отдал распоряжение о проведении «реставрации» собора. Согласно ему храм должен был приобрести свой первоначальный вид. В следствии таких действий были разрушены самые интересные его части: галереи и лестничные башни.

В советские времена он был лишь памятником древнерусского искусства. В 1919 году было принято решение о закрытие его для проведения богослужений. В 20 веке это сооружение пережило немало реставраций. Последние были проведены в 1999-2004 годах. На данное время службы в храме не проводят. И собор относят к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Туристы могут посещать его как музейную экспозицию.

Есть много сведений о данном соборе. Но среди них выделяют наиболее интересные факты о Дмитриевском соборе во Владимире:

  1. Рельефы, которые украшают белокаменные соборы, несут в себе определенный смысл, который был известен людям 200-300 лет назад. Современникам же понять смысл очень сложно. Можно только предположить, что там сказано о райском саду и небесном царстве.
  2. Возводили данное строение из камня известняка белого цвета. По кругу него находились галереи, которые на западных углах переходили в лестничные башни.
  3. Собор трижды переживал пожары, но при этом его восстанавливали снова и снова.
  4. Среди воспоминаний о нем в летописях сказано, что к храму привозили редчайшую святыню из самих Фессалоник. Это была гробовая доска мученика Димитрия. Многие говорили о том, что тогда происходили многочисленные исцеления.

Адрес и как доехать

Адрес Дмитриевского собора Владимира следующий: Россия, г. Владимир, улица Большая Московская, 60. Самое основное – это доберитесь до города. Там каждый местный житель сможет помочь Вам найти дорогу до храма.


Этот собор входит в экскурсионные маршруты многих туристических агентств. Хоть храм и не является действующим и побывать на службе или поставить свечу Вам не удастся, но зато его красота покорит Вас. В его экспозиции самым уникальным являются фрески, а также интерьер собора. Необходимо помнить хотя бы о том, что не много столь древних сооружений сохранилось до наших дней. И пока есть возможность, то стоит ими любоваться.

Храни Вас Господь!

Дмитриевский собор во Владимире

Во времена правления великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество находилось в зените своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века – захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью», – пишет В.О. Ключевский. И построенный Всеволодом Дмитриевский собор призван был олицетворять этот подъем Владимирской земли.

Точное время сооружения Дмитриевского собора неизвестно. Владимирский летописец, говоря о смерти великого князя Всеволода III Большое Гнездо, упомянул только, что князь на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя святого мученика Дмитрия и дивно украсил ее иконами и росписью. Историки считают, что собор был построен между 1194 и 1197 годами. Возводили его русские мастера – летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец».

Дмитриевский собор

В 1237 году храм разделил судьбу столицы Владимирского княжества. Разграбленный и поврежденный татарами, собор впоследствии еще неоднократно горел и подвергался разграблениям. В 1837–1839 годах «знатоки русского стиля» провели по распоряжению Николая I «реставрацию», чтобы придать собору «первобытный вид». В результате храм был изуродован до такой степени, что утратил какое-либо подобие первоначального вида и начал разрушаться. Только последующие реставрационные работы отчасти вернули храму его первозданный облик.

Храм строился как дворцовая церковь великого князя Всеволода Большое Гнездо в годы, когда Владимирское княжество находилось в зените своей славы. Это время ознаменовалось рядом выдающихся построек, среди которых Дмитриевский собор занимает одно из первых мест.

Собор – шедевр гармонии и меры. Благородство форм и идеальные пропорции создают подлинную уникальность Дмитриевского храма. Собор великолепен. Дух торжественного великолепия пронизывает его до мельчайших деталей. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, басме, рукописном орнаменте и особенно в деревянной резьбе, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских зодчих. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром», «каменной поэмой». Насыщенность его убранства так велика, что она, пожалуй, стала бы чрезмерной, если бы зодчим и камнерезам изменило чувство гармонии, позволившее им остановиться именно тогда, когда был достигнут высший предел, за которым начинается вычурность.

Авторами белокаменной резьбы собора считаются местные владимирские резчики, работавшие вместе с какими-то выходцами с Балканского полуострова – болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве собора так много общесредневековых мотивов, распространенных не только на Балканах и в Византии, но и по всей Европе.

Белокаменная резьба Дмитриевского собора давно стала предметом восхищения и изучения. 566 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира, где образы христианства мирно уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы. Истоки владимиро-суздальской храмовой пластики пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, Кавказе и Иране, Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции.

Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства, и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы. Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом. Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой. Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол, напоминающий богатырский шлем. На нем установлен ажурный широкий крест из прорезной золоченой меди.

То, что нижний ярус фасада Дмитриевского собора свободен от каких-либо украшений, отнюдь не является не художественным приемом – дело в том, что первоначально он был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. А с главного, западного фасада по углам галерей стояли две лестничные башни, напоминавшие лестничные башни киевского Софийского собора. Галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но в своем первоначальном виде облик собора не дошел до наших дней.

В резьбе колончатого пояса помещена целая галерея святых, среди которых – русские князья Борис и Глеб. Большинство этих фигур поздние, самые ранние скульптуры сохранились только в части северного фасада. Под каждой фигурой вырезаны изображения причудливых растений или животных. Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса, напоминающие толстые плетеные шнуры, каждый из которых завершается фигуркой фантастического зверя или птицы – льва с «процветшим» хвостом, гусей со сплетенными шеями… Настоящая сказка в камне!

На южном фасаде храма выделяется крупная композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет нам, сегодняшним, кажется несколько необычным для христианского храма, но в Средние века он был чрезвычайно популярен и на Руси, и в Европе, и на Востоке – прежде всего благодаря византийской повести «Александрия», переведенной на многие языки. Этот сюжет можно видеть на стенах собора во Фрейбурге, собора Сан-Марко в Венеции, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, на монетах Великого княжества Тверского и средневековых печатях. «В церковной скульптуре второй половины XII века «Вознесение Александра» равноправно важнейшим христианским изображениям», – пишет академик Б.А. Рыбаков. Два грифона, или, как называл их древнерусский книжник, «грипы александрова воздухохождения», несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеном коробе. В руках Александр держит маленьких львят – «приманку» для грифонов. Легендарные чудовища тянутся к приманке и тем самым увлекают царя в поднебесье.

Северный фасад собора украшает большой рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Великий князь владимирский Всеволод III, строитель храма, изображен сидящим на троне с новорожденным сыном на коленях в окружении остальных своих сыновей. Свое прозвище «Большое Гнездо» князь Всеволод, как известно, получил из-за многочисленности своего потомства: у него было двенадцать детей.

Главной фигурой в системе декоративного убранства Дмитриевского собора является фигура царя Давида, занимающая центральное положение на каждом из трех фасадов храма. Образ царя Давида-псалмопевца является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» Иллюстрацией к этим строкам Давидова псалма являются все персонажи дмитриевских рельефов. Это положение иногда пытаются оспаривать, утверждая, что, мол, «среди рельефов слишком много грозных хищников, воинственных всадников, сцен борьбы и кровопролития». Да, грозные хищники, воинственные всадники… Но ведь сказано-то: «всякое» дыхание да хвалит Господа. «Всякое»! А что касается сцен «борьбы и кровопролития», то ведь «аще сниду во ад – и Ты тамо еси» («даже если сойду в ад – и Ты там» ), говорится в другом духовном тексте. Мир людей, земной мир представлен на стенах собора во всех своих противоречиях – но как все эти образы объединены одним Дмитриевским собором, так и мир, сотканный из противоречий, объемлется Богом вместе со всеми существующими в этом мире противоречиями – и с псалмопевцами, и с «воинственными всадниками»…

Белокаменная резьба Дмитриевского собора

…После сплошного ковра белокаменных узоров на фасадах храма ожидаешь увидеть нечто сопоставимое и внутри собора. Но он встречает нас почти первозданной белизной – кроме рядов тесаного белого камня, увы, на его стенах почти ничего нет.

Приглашенные князем Всеволодом греческие мастера расписали стены такими фресками, что у молящихся, вероятно, дух захватывало от восхищения. Остатки этих фресок, пострадавших за столетия от разорений и пожаров, были сбиты в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками.

В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века – сцены из «Страшного суда». Это явилось событием: из небытия возникло одно из лучших созданий древнерусского художественного гения.

Сохранился фрагмент композиции «Страшный суд». Судя по стилю росписи, над фреской работали два мастера – греческий и русский, оба незаурядные иконописцы. Несмотря на то что они придерживались византийского канона церковной живописи, фрески Дмитриевского собора своей реалистической манерой, высоким мастерством и исключительной цветистостью живописи вносят переворот в традиционные представления о византийском искусстве XII века. Лики апостолов исполнены строгой красоты и наделены ярко выраженными индивидуальными, портретными чертами. Колорит фресок построен на нежных полутонах – светло-зеленых, голубых, зеленовато-желтых, синевато-серых…

Внутри храм кажется небольшим, да он и на самом деле невелик – ведь Дмитриевский собор строился для княжеской семьи и не был рассчитан на большую массу молящихся. Широкий и мерный ритм поддерживающих своды арок придает внутреннему облику собора торжественное спокойствие, пространство наполнено воздухом и светом. Это, конечно, «дом молитвы» – именно таким и задумывали его древние зодчие. «Храм Мой домом молитвы наречется»

«Дмитриевский собор, – пишет Л.Д. Любимов, – один из шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа».

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Успенский собор во Владимире В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Сказание о Владимире Мономахе Хотели осветить историей и идею византийского наследства. Владимир Мономах был сын дочери византийского императора Константина Мономаха, умершего за 50 лет с лишком до вступления своего внука на киевский стол. В московской же летописи,

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Народная память о Владимире Не существует никаких былин, в которых действовали бы Рюрик, Олег, Игорь или Святослав. Совсем. Ни одной. Даже «умнейшая из людей» Ольга никак не упомянута в былинах, словно ее и не было. Но все русские былины обязательно упоминают Владимира

автора

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города.Всем привычное название Петропавловка официально

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) Золотой купол Исаакия сверкает над городом, как шлем могучего витязя. Да и сам собор-исполин с его нерушимой гранитной мощью ассоциируется с образами русских чудо-богатырей из былинного эпоса.У русских церквей

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери) У этого величественного храма, стоящего в центре города, до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор принадлежит к

автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Успенский храм во Владимире Согласно историческим хроникам, свое название город Владимир получил в честь основателя, великого князя Киевского Владимира Мономаха. Он же построил в новом городе и первую каменную церковь Спаса. Наследник Мономаха, князь Юрий Долгорукий,

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор) «Белла Фиоренце» – прекрасная Флоренция – так называют свой город флорентийцы.Действительно, Флоренция, расположенная в цветущей долине Арно, среди холмов, окутанных голубой воздушной дымкой и окружающих ее подобно

автора Лобанов Михаил Петрович

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи автора Лобанов Михаил Петрович

Сергей Дмитриевский «Сталин» Смерть гуляет над странойТри года гражданской войны: напряженной, беспощадной, разрушительной, перевернувшей всю страну, всю ее залившей кровью……Странная вещь гражданская война, - записывает в дневнике ее участник и герой

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Былины о князе Владимире Заботясь об объединении своего огромного государства, князь Владимир очень часто организовывал встречи старейших и наиболее влиятельных людей из разных племен и из самых отдаленных частей страны. Церковные торжества, ознаменование важных

Из книги Праведник. История о Рауле Валленберге, пропавшем герое Холокоста автора Бирман Джон

ТЮРЬМА ВО ВЛАДИМИРЕ - ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС Особое внимание было уделено Владимиру. Причины в том, что многие-сокамерники Рауля Валленберга после осуждения поочередно пересылались в эту тюрьму, где были достаточно хорошие возможности для изоляции заключенных, и что

Из книги Нижегородские исследования по краеведению и археологии - 1999 автора Анучин С. В.

С. М. Дмитриевский. Археологические исследования в Старых Печерах в