Туристический сайт

Проблемы развития туризма в крыму. Основные направления (тенденции) развития туризма в крыму Проблемы и перспективы развития туризма в крыму

Постановка проблемы. Основной проблемой территории Западного Крыма является степная местность, относительно короткий купальный сезон, нехватка гостиниц и ресторанов, низкий уровень сервиса, а также изношенные канализационные сети и очистные сооружения. В настоящее время территория западного побережья представляет собой недостаточно освоенную зону, без наличия нормальной инфраструктуры и коммуникаций.

Изучением проблем территории Западного Крыма занимались исследователи: Г. Псарёв в проекте концепции «Государственной целевой программы развития территории Западного региона Крыма на 2012– 2020 годы», С. Брайко, Д. Девятериков, Е. Кузнецова в работе «Развитие туризма в Западном Крыму», А. Чабанов и др.

Однако на данный момент не решенными остаются следующие вопросы:

Нерационального и неэффективного использования и застройки земель оздоровительного и рекреационного назначения и использования природных лечебных ресурсов Западного Крыма;
- недостатка поступления инвестиций в города и районы для развития;
- аварийного технического состояния и недостаточная мощность систем водоснабжения и водоочистки, приводящая к загрязнению окружающей среды и ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе;
- переработки твердых бытовых отходов, транспортного сообщения и обслуживания.

Актуальность данной темы. Западный Крым обладает всеми необходимыми ресурсами для качественного развития туризма в данной местности, именно поэтому его следует развивать для большего привлечения туристов и инвесторов.

Цель работы. Исследовать проблемы и перспективы развития туризма в Западном Крыму.

Основная часть. Западный курортный район простирается по равнинному побережью Крыма от поселка Песчаное вдоль Каламитского и Каркинитского заливов Черного моря. Здесь расположены такие известные курорты как: Евпатория, Саки, Песчаное, Николаевка, поселки полуострова Тарханкут – Черноморское, Межводное, Оленевка – и примыкающая к ним курортная зона поселка Стерегущее. Курорты Западного Крыма – это, прежде всего, лечебно-оздоровительные центры. Западный район является одним из самых недорогих и доступных мест отдыха в Крыму .

В настоящее время инвестиционный потенциал Западного Крыма составляет более 200 тысяч гектар. Данную территорию планируют развивать как конкурентоспособный, круглогодичный, общегосударственный и международный курортно-рекреационный и туристический центр.

Необходимость развития региона связана в первую очередь с его природно-климатическим и рекреационно-бальнеологическим потенциалом. Наличие длинной береговой линии, месторождений минеральных вод и лечебных грязей, архитектурно-исторических и культурных памятников делает данный район одним из основных рекреационных центров Крыма.

Потенциал развития туризма в Западном Крыму исследовала Компания McKinsey and Company . Ими был изучен опыт развития наилучших мировых курортов, проведен осмотр территорий Евпатории, Сакского, Черноморского и Раздольненского районов, проведен анализ преимуществ и недостатков, а также состояния инфраструктуры района в целом.

По оценкам экспертов, Западный Крым обладает всеми необходимыми ресурсами для качественного развития туризма. Так, они отметили наличие чистой морской воды, песчаных пляжей, которые имеют большую протяженность, природного заповедника Тарханкут, а также лечебных грязей. Более того было оценено наличие перспектив для развития дайвинга и кайтсерфинга. Среди факторов событийного туризма, который также предоставляет хорошие возможности для развития района в туристической сфере, они отметили фестиваль «Казантип». Этот Международный музыкальный фестиваль, ежегодно проходящий в селе Поповка Сакского района, будет привлекать в регион европейских туристов, а отсутствие визового режима и языкового барьера – туристов из стран СНГ. Поэтому, приняв во внимание все плюсы и минусы района, предложено построить на побережье новые гостиницы класса 1-3 звезды, развивать пляжный, оздоровительный отдых, отдых с детьми, круизы. Кроме того, среди направлений, пригодных для развития, были названы молодежный туризм, развлекательный, событийный и «зеленый». Как считают авторы проекта, его реализация поможет увеличить количество туристов в регионе до 2-3 миллионов .

В настоящее время крымскими авторами разработан проект концепции «Государственной целевой программы развития территории Западного региона Крыма на 2012–2020 годы» . Программа направлена на развитие агропромышленного комплекса, перерабатывающей промышленности, строительство социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры для создания полноценных условий развития территории, повышения социальных стандартов уровня жизни населения, улучшение имиджа Крыма и Украины, увеличение доходной части бюджетов всех уровней. Все эти факторы обеспечат инвестиционную привлекательность региона в целом и значительно увеличат численность и посещаемость туристами и отдыхающими .

Программа рассчитана на 2012-2020 годы и будет реализована в три этапа.

На первом этапе (2012-2013гг.) Предусматривается осуществление организационно подготовительного периода, разработки проектной документации по отводу земельных площадей под строительство, осуществление согласительных процедур и экспертизы проектов, подготовке инвестиционных проектов и бизнес-планов строительства современных курортно-рекреационных комплексов, объектов инфраструктуры, общественного питания, объектов альтернативной энергетики.

На втором этапе (2014-2017гг.) Предусматривается реализация ряда инвестиционных проектов для комплексного развития территории Западного района, реконструкция существующих и начало строительства новых объектов курортной отрасли, инфраструктуры.

На третьем этапе (2018-2020гг.) Ввод в эксплуатацию новых объектов курортно-рекреационной сферы, объектов инфраструктуры, осуществления других мероприятий Программы, направленных на улучшение уровня жизни населения, повышение занятости, увеличение наполняемости бюджетов всех уровней .

Реализация данной программы позволит рационально планировать работу приморских территорий, обеспечит снижение нагрузки на Южный берег Крыма, увеличение числа отдыхающих и туристов и количества курортно-оздоровительных и лечебных учреждений. А также позволит Западному Крыму решить проблемы нерационального использования земель рекреационного назначения, агропромышленного комплекса. Кроме того, реализация данной концепции позволит улучшить экологическое состояние окружающей среды, создать новые рабочие места, и как следствие повышение уровня занятости и условий жизни населения, и что не маловажно – увеличение финансовых поступлений в бюджеты всех уровней .

Выводы и предложения. В результате проведенных исследований определены и предложены следующие пути решения проблем Западного Крыма:

Создание новых туристических объектов и маршрутов;
- строительство санаторно-курортных и оздоровительно-лечебных заведений с современным медицинским оборудованием, гостиничных комплексов, с привлечением инвестиций;
- проведение текущего и капитального ремонта железнодорожных путей и вокзальных комплексов;
- модернизация автомобильной и авиационной транспортной инфраструктуры (г. Евпатория, г. Саки, пгт.Черноморское и др.);
- организация эффективных систем очистки сточных вод с максимально возможной их централизацией, в частности реконструкция существующих и строительство новых канализационно – очистных сооружений;
- создание новых мощностей по переработке твердых бытовых отходов и реконструкция существующих полигонов (мыс Тарханкут);
- строительство сети учреждений общественного питания (рестораны, кафе, бары, столовые);
- привлечение к работе высококвалифицированного персонала (также проведение семинаров и тренингов для повышения их квалификации).

Территория Западного Крыма имеет богатый потенциал для развития туризма. Однако для привлечения большего количества туристов в данный район необходимо решение ряда проблем, которые были рассмотрены в статье. К сожалению, на данный момент государство не может выделить достаточное количество бюджетных средств для реализации проекта концепции «Государственной целевой программы развития территории Западного региона Крыма на 2012–2020 годы», в связи с проведением в Украине ЕВРО-2012, но необходимо активно привлекать национальных и зарубежных инвесторов.

Крым обладает всем необходимым для развития туризма: море, горы, лес, удивительный климат, памятники разных культур. Однако, по сравнению с советским периодом, когда Крым был всесоюзной здравницей, и периодом с 1991-2013 гг, когда основными посетителями курорта являлись граждане России, становится очевидным, что Крым терял свои позиции на рынке туризма. Являясь необычайно привлекательным туристским регионом, Крым испытывал проблемы в развитии туризма, характерные для всех стран бывшего СССР. Невозможность раскрыть весь свой потенциал, из-за недостатка средств в бюджете Украины, низкий уровень предоставляемых услуг, несоответствие цены и качества, недостаток профессионалов в сфере туризма и услуг, ограничение информации и отсутствия рекламной поддержки – все это тормозило развитие Крыма как туристского центра. К примеру, на сегодняшний день, более 90% материальной базы соответствует современным требованиям, а туристский потенциал Крыма используется почти на 100%. Цены доступны и соответствуют качеству предлагаемых услуг. Вложение государственных инвестиций позволяет развивать отрасль и создавать конкурентноспособный продукт. При этом, совершенно очевидно, что туризм, как отрасль народного хозяйства Крыма, является очень прибыльным и постоянным источником дохода. Кроме того, туризм ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса (развитие и производство сувениров, ювелирной промышленности, полиграфической базы, специализированной на издании литературы для туристов). Туризм – один из основных источников создания рабочих мест. Крым является одним из главных курортных регионов страны, поэтому необходимость развития региона в этой сфере очевидна не только для специалистов отрасли, но и для руководства полуострова. Стратегическая цель развития региона заключается в создании конкурентноспособного продукта на мировом рынке, способного максимально удовлетворять туристические потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и их социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного наследства. Осознавая необходимость полной модернизации инфраструктуры отдыха и лечения, правительство пытается найти возможности для привлечения инвестиционных средств.

Но одной из важнейших проблем социально - экономического развития отдельных регионов РФ и всей страны в целом является обеспечение устойчивого экономического роста и повышение на этой основе уровня жизни населения. Решение этой проблемы зависит от многих факторов, в том числе от производительных возможностей работников, основанных на их здоровье и физическом состоянии. В этом отношении важную роль играет сфера туризма и рекреации, не только оказывающая стимулирующее воздействие на работников, но и влияющая на функционирование ключевых секторов экономики: транспорт, связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство товаров массового потребления. Развитие рекреационно-туристического комплекса (РТК) обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, улучшение инвестиционного климата, активизацию предпринимательской деятельности.

Общемировые тенденции развития туризма и рекреации подтверждают, что эта отрасль при соответствующих условиях может стать катализатором оздоровления экономики как страны в целом, так и конкретных регионов. Во многих регионах, наряду с агропромышленным комплексом, туризм и рекреация относятся к отраслям хозяйственной специализации. И Крым, располагая огромными, во многом уникальными, возможностями для туризма, начинает выходить на мировые уровни туристского бизнеса. В целом, существующие методы и сложившаяся структура управления рекреационно-туристическим комплексом во многом соответствуют изменившимся условиям его функционирования, что становится огромным катализатором на пути его дальнейшего более успешного развития.

Рекреационно-туристический комплекс Крыма - это совокупность связанных между собой отраслей и предприятий, объединенных общей целью круглогодичное использование курортов полуострова в целях восстановительного лечения, медицинской реабилитации и оздоровления населения РФ, ближнего и дальнего зарубежья, а также создание конкурентоспособного туристического продукта на основе эффективного использования природных, лечебных, социально культурных и производственно-экономических ресурсов региона. Основной целью развития курортно - рекреационного и туристического комплекса Крыма является формирование конкурентоспособного на мировом и национальном уровнях туристического продукта на основе эффективного использования рекреационного потенциала Крыма (Рис.2.).

Выводы

В работе на основе анализа турстско-рекреационных ресурсов Республики Крым, мною была создана картосхема туристско-рекреационного потенциала территории района. Республика Крым является курортным регионом, следовательно туризм – это основная отрасль в экономике республики. В данной работе мною был проведен анализ состояния туристско-рекреационного потенциала Крыма, определены основные проблемы развития отрасли и рассмотрены методы их решения. Крымский полуостров нуждается в целенаправленной политике развития туризма и рекреации на долгосрочную основу. В Крыму заключены все возможности для развития туризма. Огромное количество памятников культурно-исторического наследия, свыше 11,5 тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, относящихся к различным историческим эпохам, цивилизациям, этносам и религиям. Разнообразный ландшафт и природно-климатические условия, грязи и источники. Наличие деловых центров в сочетание с возможностью приятного отдыха все эти факторы в совокупности играют огромную роль. Формирование и развитие туризма зависит от эффективности туристской политики в Крыму, закрепление его положительного имиджа как, привлекательного места туристского назначения, наращивания материально технической базы региона, а так же финансирование со стороны государства и частных инвесторов.

Литература

1. Румянцев A.M.,. Инструментарий экономической науки и практики./ А.М. Румянцев, Е.Г. Яковенко, С.И. Янаев - М.: «Знание», 1985. – 225с.
2.Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. Учеб. пособие. / Под ред. А.П. Градова. 4-е изд. испр. и дополненное. СПб., 2003.- 490 с.
3. Козырев В.М. Туристская рента. / В.М. Козырев - М.: Финансы и статистика,2003.–156с.
4. Приоритеты и перспективы научных исследований международного туризма в ХХI веке. Труды Международной туристской академии. Вып.-М.,2010.–315с.
5. Зорин И.В. Энциклопедия туризма. /И.В.Зорин, В. А. Квартальнов - М.:«Финансы_и_статистика»,2001.–450с.
6. Гуляев В.Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник /Российская международная академия туризма./ В. Г. Гуляев, И.А. Селиванов -М.:Советский_спорт,2008.–250с.
7. Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды V Междунар. науч.-практ. конф. МГУ им. М.В. Ломоносова. Геогр. фак-т, Москва, 28-29 апреля 2010. - СПб.: Д.А.Р.К., 2010. – 112 с.
8. Боголюбов В.С. Факторы и условия устойчивого развития системы туризма: региональный аспект./В. С. Боголюбов, С.А. Севастьянова - СПб.:Изд-во«Инфо-да»,2005.–346с.
9. Севастьянова С.А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе./С.А. Севастьянова - СПб.: СПбГИЭУ, 2005.-209с.
10. Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента[Текст] / Т. Йеннер - Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №2.- С 6-8.

11. Шумской В.М. «Социально - экономическая география» /Под редакцией В.М. Шумского, А.В. Супрачева. - Симферополь - НАТА, 2006г.- 345 с.

12. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации./М. А. Жукова. - М., Финансы и статистика, 2002. – 120 с.

14. Зорин И.В. Энциклопедия туризма./ И. В. Зорин, В.А. Квартальнов - М., Финансы и статистика, 2003. – 233с.

15. Квартальнов В.А. Туризм. /В. А. Квартальнов - М., Финансы и статистика, 2001. – 210 с.

16. Прогулка по Крыму. Путеводитель. - Киев, Балтия Друк, 2003. – 56 с.

17. Республика Крым. Путеводитель. - М., Издательский дом СИМРН-ПРЕСС ЭДИТОРИАЛ УРСС, 2000. – 45 с.

18. Самые популярные курорты России, Абхазии и Крыма. Справочник. - М., Вече, 2004. – 98 с.

19. Стрельцов В.М. Крым, кто ты и чей ты./ В. М. Стрельцов - Алушта, ОАО «Алуштинская городская типография», 2003.- 56 с.

20. Хорошкевич А.Л. Русь и Крым. От союза к противостоянию. Конец XV – начало XVIII вв. /А.Л. Хорошкевич - М., ЕДИТОРИМ УРСС, 2001. - 268 с.


Введение

туристический крымский полуостров

Крым обладает разнообразными целебными ресурсами, многие из которых уникальны. Наличие многообразных природных ресурсов позволило создать в регионе многогранную систему санаторно-курортного лечения и отдыха.

Туристическое дело в Крыму традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом системы народного хозяйства.

Независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, курортные учреждения Крыма в решении общей задачи выступают как единый рекреационный комплекс, требующий управления и организационно-методического обеспечения контроля по выполнению государственных гарантий различным контингентам населения, регламентированных рядом законодательных документов Российской Федерации.

Основной целью написания данной работы является отразить процесс управления рекреационной деятельностью в Республике Крым. Для этого были поставлены следующие задачи:

проанализировать текущее состояние рекреационной деятельности в Республике Крым

проанализировать государственную политику Республики Крым в части рекреации

сделать предложения по её возможной модернизации


1. Основные характеристики туристического потока в Республику Крым


В условиях независимости Республики Крым используемая методика подсчета туристов, в основу которой заложена оценка числа прибывших в Крым железнодорожным транспортом, в 2014-2015 годах утратила свою актуальность в связи со структурными изменениями пассажиропотока: отмечена переориентация транспортного сообщения с Республикой Крым с приоритетного ранее железнодорожного транспорта на авиатранспорт и паромную переправу. В методику подсчета туристов будут внесены соответствующие коррективы. В связи с чем, сравнение количества отдохнувших на полуострове в сезоне 2014 года с сезонами предыдущих лет в настоящих условиях независимости Крыма является некорректным.

По данным предоставленными Министерством курортов и туризма Республики Крым за 2014 год в Республику Крым прибыло 4,78 млн. пассажиров. Из общего числа прибывших в Крым пассажиров за 2014 год:

% прибыло ж/д транспортом,

% - паромной переправой,

% - авиатранспортом.

В 2013 году 66% всех отдыхающих приезжали в Крым на поездах, 10% туристов - авиатранспортом и 24% - автотранспортом (в т.ч. через Керченскую паромную переправу).

В предыдущих годах Республику Крым ежегодно посещало 6 млн. туристов. Динамика посещения показана на рисунке №1


Рис. 1 Динамика посещения туристами Республики Крым


Стоит особо отметить, что 20% всех туристов - это организованные отдыхающие, оставшиеся 80% - туристы, предпочитающие останавливаться в частных минигостиницах, квартирах.

Распределение потока туристов в Крыму также не однородно. (рис. 2). Среди регионов наибольшая нагрузка отмечается:

в Ялтинском регионе - отдых в регионе выбирают 34,8% туристов,

в Алуштинском - 19,2%,

в Евпаторийском - 19,2%,

в Феодосийско-Судакском - 10,4%,

в Саках - 4,9%.


Рис. 2 Распределение потока туристов в Крыму


Средняя продолжительность отдыха в Крыму составляет 10-14 дней.

Длительность сезона в Крыму составляет 5 месяцев в году (с мая по сентябрь), из которых наиболее активный курортный сезон отмечается в июле-августе.

Основной целью пребывания в Крыму в большинстве случаев является «пляжный» отдых - 55% всех туристов выбирают именно «пляжный» отдых. С целью отдыха, развлечений и путешествий на курорты полуострова приезжают 20% туристов, с целью лечения - порядка 25%.

На долю въездного туризма приходится 34,4%, тогда как в 2009 году доля иностранных граждан в общем турпотоке Крыма составляла 26,2% (рис. 3)


Рис. 3 Соотношение турпотоков в Республике Крым


По географии прибытий туристов в Крым в 2013 году доминировали туристы из Украины - 65,6% общего турпотока. 26,1% общего турпотока - это граждане Российской Федерации, 4% - граждане Беларуси (рис. 4). Поток туристов, прибывающих из других зарубежных стран, распределяется следующим образом: граждане Турции - 34%, граждане Прибалтики - 15%, граждане Германии - 15%, граждане Великобритании - 10%, граждане Израиля - 7,5%, граждане США - 6%.

Самым популярным видом транспорта (рис. 5) для крымских туристов является железная дорога - 66% всех отдыхающих приезжают в Крым на поездах, 10% туристов прибывают авиатранспортом и 24% - автотранспортом (в т.ч. через Керченскую паромную переправу). При этом наблюдается рост количества туристов, прибывающих авиатранспортом. Авиапоток за 2013 год составил 604,4 тыс. чел., что на 7,7% больше по сравнению с 2012 годом и в 1,6 раза больше, чем в 2009 году (рис. 6)


Рис. 4 Структура туристического потока по географии прибытия в Республику Крым


Рис. 5 Распределение турпотока по видам транспорта


Рис. 6 Авиапоток за 2009-2013 гг., тыс. чел.


Ежегодно в структуре турпотока по автотранспорту на долю туристов, прибывших в Крым паромной переправой «Крым-Паром», приходится порядка 28% - ежегодно прибывает более 350 тыс. чел. Однако уже в 2014 году наблюдается рост пассажиропотока через паромную переправу (в 2-2,5 раза).

1.1 Крымские объекты размещения и туристские предприятия Крыма


На территории Республики Крым расположено 825 санаторно-курортных и гостиничных учреждений. Из них 467 учреждений предоставляет специализированное санаторно-курортное лечение или услуги оздоровительного характера, остальные 358 учреждений - услуги по временному размещению.

Из 467 крымских здравниц 151 учреждение предоставляет специализированное санаторно-курортное лечение, 316 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера.

С позиции развития туризма особый интерес представляет категория здравниц, в которых представляются различные оздоровительные и медицинские услуги. Данная категория представлена следующими основными типами объектов размещения: санатории, пансионаты с лечением, детские санатории, гостиницы с лечением, медицинские реабилитационные центры, лечебно-оздоровительные центры, оздоровительные комплексы, туристско-оздоровительные комплексы (рис. 7).

Кроме этого, с позиции развития туризма Республики Крым интерес представляет категория учреждений, предоставляющих услуги оздоровительного характера. Данная категория состоит из 224 объектов (пансионаты, туристско-оздоровительные комплексы, туристско-оздоровительные центры, гостиницы), в которых предоставляется первичная консультация врача, SPA-услуги, программы диетического питания, есть пляж, бассейн, сауна и др.


Рис. 7 Классификация крымских объектов размещения


Кроме того, в Крыму насчитывается 92 детских оздоровительных лагеря (рис. 8).


Рис. 8. Распределение детских оздоровительных лагерей по регионам Крыма


Также отдельно насчитывается 31 детский санаторий. В итоге, суммарное количество детских учреждений в Крыму - 123.

По принципу круглогодичности в Крыму функционируют 315 круглогодичных объектов (из них 128 - санаторно-курортных), 510 сезонных (из них 465 - санаторно-курортных).

Территориальное распределение здравниц по регионам Крыма выглядит следующим образом:

в Ялтинском регионе расположено 168 объектов,

в Феодосийском - 112,

в Алуштинском - 107,

в Евпаторийском - 103,

в остальных 12-ти регионах - 335 объектов размещения (включая города Симферополь, Старый Крым и Советский район).

Отличительной особенностью территориального расположения специализированных санаториев является их концентрация в Ялтинском районе - 33 (44% от общего количества). При этом 70% детских санаториев сосредоточено в Евпатории.

В крымских здравницах осуществляется лечение бронхо-легочных, неврологических, опорно-двигательных, сердечнососудистых, гинекологических и других заболеваний. Кроме этого, на территории Республики функционируют 4,5 тысяч домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и 14 тыс. квартиросдатчиков (частный сектор). Особенность этого сектора заключается в том, что он принимает свыше 80% всего туристского потока (более 4 млн туристов в год).

В Крыму осуществляют туристическую деятельность 208 туроператоров. В реестр специалистов туристского сопровождения внесено 1147 специалистов туристского сопровождения (экскурсоводов и гидов-переводчиков). В базу экскурсионных туров и маршрутов, разработанных субъектами предпринимательства, включено около 200 маршрутов.

В Крыму функционирует 21 туристско-информационный центр в 10 регионах полуострова: гг. Керчь, Саки, Симферополь, Ялта, в Судакском, 9 Евпаторийском, Феодосийском регионах, а также в Бахчисарайском, Черноморском и Ленинском районах. Из них 11 являются круглогодичными.


1.2 Функционирование пляжей Республики Крым


Общая протяженность пляжей Республики Крым составляет 517 км.

По состоянию на 1 апреля 2014 года на территории республики насчитывается 560 пляжей, из которых по функциональному назначению 69 являются лечебными (пляжи санаториев), 58 - оздоровительными (пляжи других лечебно-оздоровительных учреждений), 71 - детскими (пляжи детских оздоровительных учреждений), 332 - пляжами общего назначения, функциональное назначение 30 пляжей в настоящее время определяется (рис. 9).


Рис. 9 Крымские пляжи по состоянию на 01.04.2014


Наибольшее количество пляжей расположено в Ялтинском регионе - 123, Евпаторийском регионе - 96, Алуштинском регионе - 87, Феодосийском регионе - 77.

В 2013 году на территории республики 10 пляжей получили сертификаты «Голубой флаг» Фонда экологического образования (FEE), тем самым подтвердив соответствие международным требованиям безопасного и комфортного отдыха.


1.3 Развитие туризма в Крыму


Основой для развития туризма является особое географическое положение, разнообразный климат (климат Южного берега Крыма - субтропический средиземноморского типа) и огромный природный потенциал: Черное и Азовское моря, Крымские горы, около 900 пещер, самые крупные - Красная, Мраморная, Узунджа, Эмине-Баир-Хосар, 1657 рек и временных водотоков общей длиной 5996 км, 30 естественных озер и 1554 искусственных водоемов, 15 водопадов, самые значительные из них Учан-Су и Джур-Джур, 6 заповедников (Крымский, Ялтинский горно-лесной, Мыс Мартьян, Карадагский, Казантипский, Опукский).

На территории Республики Крым расположено свыше 11,5 тыс. памятников истории, культуры и архитектуры, относящихся к различным историческим эпохам, цивилизациям и религиям. Здесь находится 26 месторождений лечебной грязи и рапы, более 100 источников минеральных вод различного химического составах. В Крыму насчитывается 6 государственных заповедников, 33 заказника (в том числе 16 общегосударственного значения), 87 памятников природы (13 - общегосударственного значения), 10 заповедных урочищ, 850 карстовых пещер (из них 50 признаны специалистами пригодными для обустройства и посещения туристами), шахт, колодцев и более 30 парков - памятников садово-паркового искусства общегосударственного и мирового значения.

В Крыму развиваются следующие виды туризма:

культурно-познавательный (в Крыму действуют 17 государственных музеев, более 300 общественных и ведомственных музеев. Только в фондах государственных музеев хранится около 800 тыс. экспонатов);

событийный (в Крыму ежегодно проводится более 100 различных фестивалей: музыкальные и винные, военные и хореографические, театральные и кинематографические, спортивные и фольклорные. Многие из них стали уже традиционными для Крыма - это фестивали «Война и мир», «Казантип», «Генуэзский шлем», «Театр. Чехов. Ялта», «Великое русское слово», Международный телекинофорум «Вместе» и другие);

пешеходный (в горно-лесной зоне Крыма расположено 84 туристские стоянки, 39 мест массового отдыха населения, 284 туристских трасс); 11

велосипедный (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог создают условия для езды на велосипедах. Наиболее разнообразен для горного велотуризма Юго-Западный Крым);

автотуризм (на территории Крыма действует более 40 автокемпингов, около 100 автостоянок и парковок с общим количеством мест более 3,5 тыс., свыше 250 автозаправок, а также более 110 станций технического обслуживания и более 210 придорожных кафе);

подводный (локальный дайвинг, дайв-круизы, школы обучения, детские лагеря с обучением подводному плаванию);

конный (на территории Крыма расположено более 20 конных клубов, которыми разработаны одно- и многодневные маршруты конных прогулок для туристов);

этнографический (на полуострове проживают представители 115 национальностей, расположено 92 этнографических объекта, на основе которых разработаны культурно-этнографические маршруты);

сельский (в Крыму насчитывается более 80 объектов сельского туризма);

спортивный (международные соревнования по дельтапланерному спорту, воздухоплаванию на тепловых аэростатах и другие);

круизный (прием круизных судов в Крыму могут осуществлять четыре морских порта, расположенных в городах Ялта, Севастополь, Керчь, Евпатория. В 2013 году в Крым зашло рекордное количество круизных судов

144, что на 45% больше количества судозаходов навигации 2012 года. Количество туристов составило 63009 человек (в 2012 году - 62984 человек).

Традиционным лидером среди портовых городов Крыма является Ялта, 2013 году было обслужено 108 океанских лайнеров и 16 круизных судов класса «река - море»).

На территории Республики Крым функционирует 6 аквапарков:

Аквапарк «Банановая республика «Аквапаркос» (Сакский район)

Аквапарк «Миндальная роща» (г. Алушта)

Аквапарк «Зурбаган» (г. Севастополь)

Аквапарк «Голубой залив» (п. Симеиз, Б. Ялта) 12

Аквапарк «Водный мир» (г. Судак)

Аквапарк «Коктебель» (п. Коктебель, г. Феодосия)

Ежегодно в Крыму проводится более 100 фестивалей и событийных мероприятий. Кроме уже всем известных - «Генуэзский шлем», «Война и мир», «Джаз-Коктебель», более 30 (праздники искусств народов, ремесленное, кулинарное мастерство) проводятся в период «бархатного сезона», что собирает большие целевые аудитории и является привлекающим фактором


2. Особенности управления туристической деятельностью


Актуальность теоретико-социологического осмысления управления в туристской отрасли на современном этапе обусловлена как практикой функционирования туристской отрасли, испытывающей растущую потребность в систематизации знаний по организации деятельности субъектов управления туризмом, так и необходимостью определения путей совершенствования управления туризмом, поиска оптимального вектора развития отрасли с учетом баланса интересов всех участников процесса: потребителей, поставщиков услуг, органов государственной власти и местного самоуправления.

Управление в туризме имеет ряд особенностей, обусловленных специфическими свойствами услуг, предоставляемых туристскими организациями. Как интегрированный вид деятельности, туризм включает в себя активность субъектов разного уровня и может быть нацелен на достижение различных результатов. Вопросы организации эффективного взаимодействия между участниками должны находиться в центре внимания всех субъектов управления туризмом, заинтересованных в координировании своих действий и реализации совместных программ развития отрасли.

Во-первых, особенность управления в туристской отрасли заключается в большой глубине проникновения и сложности взаимосвязей между составными элементами туристской отрасли: управление множеством туристских организаций должно складываться единую систему управления, включающую в себя как регулирующую деятельность со стороны органов государственной власти, так и самоуправление на уровне фирм и их объединений.

Во-вторых, специфика управления в туристской отрасли отображается в том, что она по своей сущности является антропоцентричной - человек, с его потребностями, системой ценностей, ментальностью, предстает в качестве стержня всей этой системы. Именно от этого следует отталкиваться субъектам управления в отрасли.

В-третьих, не менее важной особенностью управления в области туризма является его сезонность. Предложение туристских услуг отличается негибким производством, они могут потребляться только непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конце сезона в другой регион, не могут приспособиться в пространстве и времени к изменению спроса. Данное обстоятельство обязательно должно учитываться руководителями туристских предприятий, поскольку колебание спроса может существенно ухудшить условия функционирования всего туристского комплекса.

В четвертых, управление в туристской отрасли отличается своей двухуровневостью, соединением в единую систему двух качественно различных состояний социальной реальности - искусственно спланированной и сознательно организованной деятельности людей ради решения определенных задач, и складывающейся системы отношений между участниками совместной деятельности как отношений самоуправления и самоорганизации. Это соотношение намеренного и стихийного компонентов составляет основное социальное качество социокультурного «тела» управления. (Тихонов, 2001 г.)

В-пятых, особого внимания требует учет такой особенности, как непервичность туристской услуги. Туристский продукт не является товаром первой необходимости, спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, а потому изменение покупательской способности населения сказывается на туристских услугах, и своевременное получение информации позволит скорректировать объемы и цели управления.

В-шестых, это специфика маркетинга в туризме. Для управления в туристской отрасли большее значение имеет маркетинг. Продавец туристской услуги, не имея возможности представить ее образец, как это практикуется при реализации товаров, должен найти возможность продемонстрировать преимущества своего товара - услуги, что можно сделать только при хорошо налаженной системе маркетинга. Потребитель, как правило, не может увидеть туристский продукт до его потребления, а само потребление осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги.

Кроме того, в связи с непостоянством качества услуги, субъективизмом в оценке возникает необходимость ее постоянного контроля, то есть эта функция менеджмента приобретает особую значимость. Одна и та же туристская поездка может быть по-разному оценена двумя разными людьми. Сама же туристская услуга уникальна, повторить ее во всех аспектах не представляется возможным. В связи с этим управление в туристской отрасли должно быть сосредоточено на направлении создания системы сбора, обработки и распространения информации.

В-седьмых, эффективность функционирования туристской отрасли проявляется не сразу, как справедливо отмечает Э. Шереметьева, а с временной задержкой, обусловленной длительным периодом отдачи инвестированных средств, причем если цель развития носит социальный характер, то эффект не будет выражаться в стоимостной форме. (Шереметьева Э, 2008 г.)

Следующей, восьмой, особенностью является то, что в силу того, что туристская среда, несмотря на свою социальную направленность, имеет преимущественно коммерческий характер, большинство субъектов туристского бизнеса основной целью своей деятельности определяет, безусловно, получение прибыли. А потому, на наш взгляд, особо существенным представляется осознание субъектами управления тех последствий, в том числе экономических, которые могут появиться в результате неэффективного взаимодействия между всеми представителями туристского рынка (например, в случае несвоевременной подачи документов на визу, возможна аннуляция всего пакета туристских услуг; в случае изменения расписания авиаперелетов - изменения вносит и принимающая сторона). Именно личная заинтересованность в эффективной организации взаимодействия субъектов управления в туризме в ходе выработки управленческих решений способна мотивировать туристские предприятия искать взаимовыгодные варианты сотрудничества, признавая приоритет общих интересов над индивидуальными. Грамотно выстроенная, отлаженная и надежная сеть коммуникаций между всеми партнерами позволяет каждому отдельно взятому субъекту туристского рынка защитить себя, своих потребителей и партнеров от нестабильности внешней среды и кризисных последствий.

В-девятых, особенностью управления в туристской отрасли является зависимость от макросреды (природная, политическая и экономическая обстановка, форс-мажорные обстоятельства), что, во-первых, находит отражение в эластичности спроса; во-вторых, подчеркивает необходимость доверия при предоставлении туристских услуг, поскольку отношения между всеми поставщиками отдельных услуг, составляющими цельный туристский продукт, и потребителями услуг строятся именно на доверии, так как оценить качество самого туристского продукта можно только в процессе потребления.

Рассматривая туристскую отрасль, необходимо отметить, что она является одним из самых рискованных видов деятельности в сфере предоставления услуг, вследствие чего увеличивается число рисковых случаев, характерных именно для туризма. Риск присутствует на всех стадиях оказания туристских услуг и охватывает всех субъектов туристской отрасли. В туристской отрасли риск наступления нежелательных событий и их негативных последствий особенно велик еще и потому, что сам характер оказания услуг часто связан с пребыванием туристов в различных экзотических, экстремальных и непривычных для них местах, где трудно предусмотреть наличие неблагоприятных для здоровья туристов факторов. Кроме того, при взаимодействии большого числа деловых партнеров (зарубежные туроператоры, консульские службы, отели, транспортные и экскурсионные компании) согласованность их действий затрудняется, что также объясняет значимость и актуальность категории «доверие» для туристской сферы.

Современный туризм подвержен процессам глобализации, что означает усиливающуюся взаимозависимость государств и отдельных регионов, образующих мировое сообщество, их постепенную интеграцию в общую систему с едиными для всех правилами и нормами экономического, политического и культурного поведения, а потому вопрос о повышении уровня доверия между субъектами управления и укреплении партнерских отношений представляется особенно актуальным.

Глобализация в туризме характеризуется единым информационным пространством для субъектов рынка, наличием потребителей услуг в разных точках мира, международными представительствами субъектов туристского бизнеса и каналами распространения продукции, размещением производства с учетом максимально возможной реализации конкурентных преимуществ, экономией, получаемой от международного масштаба деятельности, высокими издержками на развитие продукции и быстро меняющимися технологиями, государственным регулированием отрасли (введением единых стандартов оказания услуг, стимулированием и поддержкой определенных видов туризма, защитой прав потребителей).

Рынок насыщен предложениями различной направленности и ценового уровня. На национальных рынках конкурируют местные и международные перевозчики. Следует также отметить, что туристская отрасль является открытой по отношению к внешнему воздействию, находящемуся за пределами контроля субъектов туристской деятельности. Как следствие, между ними активно развивается сотрудничество в форме координации и интеграции интересов партнеров для реализации совместных проектов и укрепления позиций на рынке. В перспективе конкурентные преимущества будут обеспечены только тем организациям индустрии туризма, которые будут способны на равных конкурировать за потребителя с иностранными компаниями, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Глобализация порождает взаимозависимость участников туристского рынка - на сегодняшний день изменение спроса на рынке одной страны способно стимулировать или же, напротив, сдерживать рынок другой. Эта взаимосвязь объясняет необходимость развития системы мер, направленных на придание туристской отрасли стабильности. Особую роль для субъектов туризма начинают играть категории «доверие» и «риск», без которых отрасль не может существовать на сегодняшний день.

Таким образом, перечисленные особенности управления в туристской отрасли свидетельствуют о том, что необходимо создание благоприятного климата для ее функционирования и развития, и это возможно только при тесном сотрудничестве всех заинтересованных субъектов - туристских организаций, потребителей и государства, проведения государственной политики в отношении сферы туризма на основе признания его не только перспективной экономической отраслью, но и значимой составляющей социальной сферы, реализующей в своей деятельности целый ряд важнейших социальных функций. Указанные факторы актуализируют вопрос об эффективности функционирования системы управления в туристской отрасли. Однако в настоящее время, как показывает анализ управления, этой деятельности недостает системности, управление характеризуется фрагментарностью.

Острая конкурентная борьба за потребителя, глобализация и интеграция туристского бизнеса ставят перед организациями индустрии мирового туризма задачу совершенствования методов принятия и реализации решений, повышения эффективности их деятельности, которые условно можно разделить на две категории: технические приемы, направленные на повышение потребительского спроса, и организационно-управленческие, связанные с уменьшением инвестиционных рисков путем оптимизации управления и внедрения новых организационных форм управления (стратегических альянсов).

Как справедливо отмечает Дуран Т.В., совместность производительной деятельности позволяет компенсировать слабости каждого отдельно взятого субъекта, поэтому и зависимость от других для осуществления совместной деятельности можно назвать компенсационной связью. Субъект - субъектная связь отражает зависимость индивидов друг от друга в силу разных оснований: они либо осуществляют общую деятельность, хотя при этом выполняют разные функции, либо обмениваются результатами деятельности (Дуран, 2011 г.)

Опираясь на вышесказанное, можно предложить 3 теоретические модели взаимодействий в рамках оказания туристских услуг:

Односторонне направленная модель, характеризующаяся воздействием одного из субъектов туристской отрасли (потребитель услуг, орган государственной власти, субъект туристской деятельности) на других, в целях удовлетворения своих интересов;

Двусторонне направленная асимметричная модель, характеризующаяся взаимодействием двух акторов для достижения общих целей с учетом интересов друг друга при отсутствии согласования интересов со стороны третьего;

Двусторонне направленная симметричная модель, характеризующаяся взаимодействием указанных субъектов туристской отрасли в процессе достижения общих целей с учетом интересов друг друга.

Выявленные особенности управления в туристской отрасли приводят нас к выводу о том, что в туризме имеет смысл двусторонне направленная симметричная модель, обусловленная пониманием значимости и необходимого доминирования компенсационных связей в силу взаимозависимости субъектов. На практике же преобладает разнонаправленность действий и стихийность управления, результатом чего становятся банкротства предприятий, их неспособность противостоять кризисным явлениям и форс-мажорным ситуациям, что влечет за собой незащищенность потребителей услуг и нарушения законодательства в отношении защиты их прав.

Из теоретических моделей на практике в большей или меньшей степени встречаются три модели управления.

Первая модель предполагает отсутствие центрального государственного администрирования, все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации», т.е. решения относительно развития отрасли принимаются на основании интуитивности, не реализуется единая концепция развития национального туризма, вследствие чего сфера туризма развивается стихийно и бессистемно. Модель саморегуляции была избрана США в 1997 г., однако в настоящее время США пересмотрели принципы государственного регулирования туристской сферы, признавая, что туризм - значимый компонент национальной экономики, и он может успешно развиваться только при существенной поддержке со стороны государства.

Вторая модель предусматривает наличие сильного и авторитетного министерства, контролирующего деятельность отрасли на основе принципов партнерства государства и туристского рынка. Данная модель («партнерская») предполагает признание сферы туризма значимым сектором национального хозяйства, обеспечивает существенную государственную поддержку высоких темпов роста национального туристского производства.

Центральная государственная туристская администрация активно взаимодействует с местными властями и частным бизнесом. Еще одна существенная составляющая такой модели - четкое разделение органов государственного турадминистрирования на две ветви. Одна ветвь занимается глобальными вопросами государственного управления: нормативно-правовой базой для отрасли, обработкой статистической информации, координацией деятельности регионов, международным сотрудничеством на межгосударственном уровне. Вторая ветвь - маркетинговая. В ее компетенцию включено все, что необходимо для создания образа страны за границей: участие в выставках, управление туристскими представительствами за рубежом. Для реализации партнерской модели требуются определенные условия: большие финансовые вложения в индустрию туризма, инвестирование в туристскую инфраструктуру. Основной целью такого взаимодействия является уменьшение роли центральной исполнительной власти в экономических процессах и снижение государственных расходов за счет привлечения финансовых ресурсов (инвестиций) из частного бизнеса. Кроме туристских администраций и национальных туристских организаций, как правило, включающих в себя представительства за рубежом, на процессы регулирования туристского бизнеса существенное влияние оказывают многочисленные отраслевые ассоциации. Партнерская модель на протяжении многих лет является затратной, но эффективной, реализуется в таких государствах, как Испания, Италия, Франция (Саак, 2007 г.)

Третья модель организации управления туристским комплексом - «административная модель» - представляет собой включение задач управления на уровне центральных органов исполнительной власти в компетенцию какого-либо многоотраслевого министерства. Данная модель предполагает признание туристского сектора в качестве приоритетной отрасли национальной экономики. При реализации этой модели очень важно выбрать эффективные схемы взаимодействия федеральных и местных органов власти. По вертикали складывается цепочка ответственности за выполнение мероприятий в рамках федеральных программ развития туризма. В данном случае преобладают административные рычаги макроэкономического регулирования, а именно законы, федеральные программы развития туризма, лицензирование, сертификация и другие механизмы правовой регламентации туристского бизнеса. Важная роль отводится и экономическим инструментам: льготное налогообложение, государственные кредиты и прочее. Административная модель распространена в ряде стран с высокой туристской посещаемостью - Турции, Египте, Тунисе, Китае (Евдокимов, 2004 г.)

Практика мирового туризма подтверждает, что ни одна страна не в состоянии обеспечить успешное развитие туризма без активного и постоянного сотрудничества между разработчиками правовых актов и практиками туристского бизнеса. Подготовка нормативных актов по развитию и регулированию туристской деятельности, осуществляемая без предварительного научного анализа, также не является оптимальной.

В современных условиях, учитывая сокращение туристских прибытий в Россию на протяжении последних лет и недостаточную развитость национального туристского рынка, осмысленное вмешательство государства в туристский бизнес является, на наш взгляд, необходимым рычагом повышения эффективности функционирования отрасли. По масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации туристской отрасли для России наиболее приемлема третья модель управления. В то же время следует учитывать, что взаимодействие органов власти, частного сектора и ассоциаций - представителей туристского бизнеса не достигло европейских масштабов ни по вопросам государственного управления, ни в сфере маркетинга.

Туристская отрасль стала одной из первых, ощутивших на себе последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. В то же время кризис обнажил преобладание ситуационной модели управления, несогласованность действий участников управления и слабость планирования, а также необходимость согласованного регулирования отрасли всеми субъектами управления, так как большая часть туристского рынка потерпела значительные убытки в результате сложившейся ситуации. В таких условиях стабильность функционирования отрасли могла быть обеспечена только при условии выстраивания модели социального партнерства между всеми субъектами управления в сфере туристских услуг - органами государственной власти, представителями туристских организаций, их ассоциациями и потребителями услуг.

В российской туристской индустрии большинству компаний пока не свойственен системный технологичный подход к управлению брендом - все больше характерны стихийные процессы, направленные на закрепление фирмы на рынке, в связи с чем современная ситуация, сложившаяся в туристской отрасли, требует разработки приемов и способов управленческих воздействий, адекватных новым реалиям.


3. Государственное управление туризмом в Республике Крым


Соединения факторов туристического спроса и предложения должны осуществляться путем регулирования сферы туризма и путешествий в интересах развития страны в целом или региона.

Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.

Россия, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристских предприятий РФ - 350 зарубежных компаний или компаний со стопроцентным иностранным капиталом, которые занимаются в основном выездным туризмом.

Объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства в последний год вызвали сокращение въездного потока туристов в Республику Крым. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма Российской Федерации. В частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.

Практически исчезает адресный социальный туризм, осуществляемый в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов. Он предполагает оказание государственной помощи и процветает во многих зарубежных странах. В частности, к числу клиентов социального туризма относятся, например, школьники, молодежь, пенсионеры, инвалиды. По оценкам отечественных экспертов, в РФ потенциальных потребителей социального туризма свыше 80% населения страны.

Социальный туризм - путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

Социальный тур - минимально необходимый набор туристских услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Российской Федерации.

Базовый стандарт доступности социального тура - совокупность расчетных показателей минимально необходимого набора туристских услуг; устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Участник социального туризма - турист, являющийся потребителем социального тура; организация социального туризма, общественное объединение, общественное движение как совокупность общественных объединений участников социального туризма, образовательное учреждение по подготовке специалистов для сферы социального туризма, научно-исследовательское учреждение по проблемам социального туризма.

Организация социального тури зма - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие на основании лицензии социальные туры при условии, что их реализация составляет в совокупности не менее 70% всех туристских услуг и норма рентабельности при формировании цены социального тура не превышает 10%.

Появление отмеченных негативных обстоятельств связано в основном с тем, что на современном этапе слабо действуют рыночные рычаги, обеспечивающие дальнейшее развитие туризма. Усиление действий рыночных рычагов связано с необходимостью обеспечения условий для приоритетного развития внутреннего и внешнего туризма с целью возрождения традиционных центров туризма и освоения новых туристских районов. Слабое действие рыночных рычагов и явно недостаточное социальное ориентирование в сфере туризма нуждаются в активном государственном вмешательстве.

Предполагается необходимым государственное регулирование в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.

Первое направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов) и государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах «спрос - предложение» на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.).

Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.

Государственную политику в сфере туристической деятельности в Республике Крым осуществляет Министерство курортов и туризма Республики Крым.

Министерство курортов и туризма Республики Крым (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Главой Республики Крым и Советом министров Республики Крым.

Министерство проводит государственную политику и осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю в санаторно-курортной и туристской отрасли, отраслевое управление в данной отрасли, оказывает государственные услуги, управляет государственным имуществом, а также координирует в установленных случаях деятельность иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым в санаторно-курортной и туристской отрасли

Министерство организует в пределах своих полномочий выполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией, обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Совета министров Республики Крым.

Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.

Воздействие со стороны Министерства является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления крымской сферой туризма.

Конкретные задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию, следующие:

принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;

создание условий для решения проблем социального, адресного туризма;

разработка программ развития государственного и частного секторов, с учетом перечисленных выше направлений;

обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;

обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.

За частным сектором, как правило, закрепляется создание туристических объектов и служб (гостиниц, турагентств, ресторанов, коммерческих туристических объектов и т.д.).

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ.

Государство, признавая туристическую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, руководствуется следующими принципами:

) содействует туристической деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

) определяет и поддерживает приоритетные направления туристической деятельности;

) формирует представление о РФ как стране, благоприятной для туризма;

) осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

При этом основными целями государственного регулирования туристической деятельности являются:

) обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

) охрана окружающей природной среды;

) создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

) развитие туристической индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;

) создание новых рабочих мест;

) увеличение доходов государства и граждан;

) развитие международных контактов;

) сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Определены конкретные направления государственного регулирования туристической деятельности.

Оно осуществляется путем:

создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;

содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;

установления правил въезда в РФ, выезда из неё и пребывания на её территории с учетом интересов развития туризма;

прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

налогового и таможенного регулирования; представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом;

содействия кадровому обеспечению туристической деятельности;

развития научных исследований в сфере туристической индустрии;

содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах; обеспечения картографической продукцией.

Поскольку турист получает комплекс услуг, предоставленных ему в определенном месте, где происходит туристическое мероприятие, деятельность муниципалитетов по поддержке оказания этих услуг может иметь достаточно большое значение, как на местном уровне, так и на региональном (межрегиональном) уровне.

Туруслуги оказываются, как известно, в местах представляющих географическую территорию, которую туристы или рыночный тур, сегмент выбирают с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Имеется налицо, таким образом, единый рынок туристического предложения, конкурентоспособная рыночная единица.

Распределение муниципальных задач по оказанию туристических услуг могут быть при этом следующими.

На местном уровне (на уровне населенных пунктов):

планирование местности для турмероприятий, инфраструктурные мероприятия;

маркетинг (рыночное предложение местности);

координация работы турфирм;

информация для туристов, их сопровождение;

организация досуга туристов;

организация собраний конгрессов туристов.

На региональном и межрегиональном уровне:

развитие области, туррегиональное планирование, мероприятия по сохранению природы и культуры;

анализ рынка, разработка концепции маркетинга;

меры по осуществлению кооперации и предоставление интересов в объединенных службах, управлениях;

профессиональные консультации, организация внутреннего маркетинга;

работа с прессой, с отечественными и иностранными турбюро, транспортными предприятиями, организация услуг предприятиями гостиничного комплекса и питания, туроператорами и посредниками.

Министерством разработана Программа развития и реформирования рекреационного комплекса Крыма 2014-2016. В соответствии с этой программой можно выделить основные направления развития туристической деятельностью в Республике Крым


Список использованной литературы


1.Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

2.Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: история и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 318 с.

.Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 175 с.

.Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. - 2-е изд. - М.: Академия, 2008. - 192 с.

.Бутко И.И., Ситников Е.А., Ушаков Д.С. Туристический бизнес: основы организации. - изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 384 с.

.Горбылева З.М. Экономика туризма. Учеб. пособие. - Мн.: Изд-во БГЭУ, 2004. - 480 с.

.Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.

.Дуран Т.В. Теория социального управления: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2011. -191 с.

.Дурович А.П. Организация туризма: учеб. пособие/ А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. - Мн.: Новое знание. - 2003. - 632 с.

.Евдокимов К.А. Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества: дис. кандидата социологических наук: 22.00.04 [электронный ресурс].

.Егоренков Л.И. Экология туризма и сервиса: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 208 с.

.Квартальнов В.А. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 288 с.

.Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник/ В.А. Козырев, И.В. Зорин, А.И. Сурин и др. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.

.Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 208 с.

.Тихонов А.В. От социологии менеджмента к социологии туризма // Социологические исследования. 2001 №2.

.Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: уч. пособие. СПб.: Питер, 2007.

.Савояров Н. Помощь в преодолении кризиса // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. - 2009. - №9. С. 28 - 29.

.Ушаков Д.С. Технология выездного туризма: учеб. пособие. - Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 384 с.

.Черевичко Т.В. Экономика туризма. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 364 с.

.Шереметьева Э. Угличу под силу стать «российским Давосом» // Муниципальная власть. 2008. №4.

.Экономика и организация туризма: международный туризм: Учеб. пособие/ Е.Л. Драчева, ЮВ. Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:КНОРУС, 2009. - 586 с.

Развитие туристско-рекреационной отрасли АР Крым осуществляется под влиянием перехода к информационному обществу, нарастания кризисных явлений в мировой экономике и роста конкурентной борьбы на международном рынке туристско-рекреационных услуг. В этих условиях подчеркивается особая актуальность определения новых направлений стратегического развития туристско-рекреационной отрасли Крыма и его активного интегрирования в систему мирового туристского движения.

Цель доклада - изучить текущее состояние санаторно-курортной отрасли Крыма, определить приоритетные направления ее стратегического развития и способы их эффективной реализации.

Результаты исследования. Характер природно-ресурсного потенциала, исторические традиции хозяйственного освоения, социокультурные приоритеты в течение многих лет определяли рекреационную специализацию Крыма как стратегическое направление его регионального развития. АР Крым специализируется на производстве оздоровительных и лечебных услуг и является ведущим туристско-экскурсионным регионом Украины, обеспечивающий ежегодный прием более 5 млн. отдыхающих и более 500 тыс. экскурсантов.

В 13 курортных районах автономии насчитывается более 600 санаторно-оздоровительных учреждений. Каждое четвертое учреждение санаторно-курортной отрасли относится к здравницам, из которых более двух третьих - санатории различной специализации. Курортные ресурсы Крыма, наряду с благоприятными климатическими условиями и лечебными грязями, пляжами и ландшафтными ресурсами, морским и горным воздухом включают в себя также минеральные воды. Известно более 100 минеральных источников: хлоридные, кальциево-натриевые, термальные хлоридно-натриевые и другие.

Основная емкость крымских санаториев сосредоточена в районе Б. Ялты и Сакско-Евпаторийской группы курортов, пансионаты получили распространение в Алуште, Ялте, Судаке, Феодосии, на побережье Симферопольского и Бахчисарайского районов. Коэффициент загрузки учреждений санаторно-курортной отрасли АР Крым в течение последних пяти лет имел отрицательную динамику: если в 2005 г. он составлял 65,1%, то в 2009 г. снизился до 58,2%. В сезоны 2010 и 2011 гг. был востребован недорогой отдых в частном секторе. На протяжении конца 1990-2000-х гг. структура здравниц претерпевала изменения, связанные с ослаблением лечебной функции курортов и усилением оздоровительной и развлекательной функций. санаторный крым туризм курортный

Комплексный характер санаторно-курортной отрасли, а также особенности ее функционирования в современных экономических условиях, мобильная структура систем дополнительных платных услуг, разнообразие форм собственности, высокий уровень конкуренции на рынке рекреационных услуг, стабильно увеличивающийся спрос на рекреационные услуги, - все эти и другие особенности современной региональной санаторно-курортной отрасли определяют необходимость решения проблемы обоснования рациональных мероприятий по его развитию как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

В 2010 г. была разработана Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса Крыма до 2020 г. (далее - Стратегия). Она определяет цели, приоритеты и задачи перспективного развития рекреации и туризма в Крыму, направления государственной политики по созданию условий формирования современной конкурентоспособной индустрии туризма и ее превращения в ведущий сектор устойчивого социально-экономического развития региона .

В принятой Стратегии одним из основных приоритетов для региона является формирование конкурентоспособной санаторно-курортной отрасли, что является возможным путем преодоления сезонности отдыха в Крыму и развития инновационных форм лечения и туризма. В ходе разработки Стратегии были определены конкурентные преимущества и ограничения развития санаторно-курортного лечения в Крыму. Так сильными сторонами санаторно-курортной отрасли Крыма были названы:

  • - высокий рейтинг региона в медико-климатическом зонировании;
  • - исторически сложившаяся межрайонная и международная рекреационная специализация;
  • - большой бальнеолечебный потенциал, слабо используемый в курортной практике;
  • - уникальные грязевые ресурсы Сакского, Чокракского, Тобечикского и др. озер;
  • - традиции санаторно-курортного лечения в странах СНГ;
  • - сложившаяся сеть здравниц;
  • - высокоэффективные методики санаторно-курортного лечения туберкулеза, легочных, сердечнососудистых и нервных заболеваний;
  • - высококвалифицированный медицинский персонал.

В то же время были отмечены и его слабые стороны:

  • - ухудшение целебных свойств природной среды Крыма за счет загрязнения воздушного и водного бассейнов;
  • - истощение и изменение свойств эксплуатируемых лечебных грязей;
  • - необходимость реконструкции и ремонта многих санаторно-курортных объектов, обновления лечебно-диагностической аппаратуры;
  • - устаревший номерной фонд санаторно -курортных учреждений;
  • - ухудшение конкурентных позиций крымских здравниц за счет сокращения дотаций;
  • - отсутствие маркетингового механизма привлечения клиентуры из стран дальнего зарубежья;
  • - отсутствие брендовой продукции на базе крымской рапы и лечебных грязей.

Приоритетными направлениями развития санаторно-курортного лечения в Крыму Стратегия определяет:

  • - сохранение лечебной специализации курортов, созданных на базе высококачественных климатических, бальнеологических и грязевых ресурсов и создавших уникальные высокоэффективные методики курортного лечения (санатории для спинальных больных в г. Саки, детские санатории г. Евпатории, санатории кардиологического и нервносоматического профиля г. Ялты и др.), проведение их комплексной модернизации;
  • - создание бальнеогрязелечебных комплексов на озерах Керченского полуострова и Тарханкута;
  • - налаживание производства и экспорта лечебной и парфюмерно-косметической продукции;
  • - расширение лечебно-профилактических услуг здравниц и отелей (SPA-программы, краткосрочные «туры красоты» и др.).

Определяющими задачами для санаторно-курортной отрасли должны стать модернизация номерного фонда существующих санаторных, оздоровительных предприятий с целью повышения их комфортности и преодоления сезонных колебаний в загрузке; снос старых и ветхих сооружений. Необходимо также оптимизировать рынок рабочей силы туристско-рекреационного комплекса, что предусматривает налаживание системы образования и повышения квалификации кадров для санаторно-курортной и туристской сферы региона в учебных заведениях; улучшение качества практической подготовки специалистов.

В настоящее время для реализации стратегической цели совершенствования системы государственного и муниципального управления планируется проведение эксперимента по созданию брендовых сетей на базе гостиничных и санаторно-курортных предприятий государственной собственности Украины и АР Крым.

Реализация Стратегии предусматривает выполнение Программы по переводу предприятий санаторно-курортной и туристско-рекреационной отраслей на круглогодичное функционирование (2012-2017 гг.), а также достижения к 2020г. показателей количества санаторно-курортных учреждений и предприятий туризма, имеющих собственную базу размещения, в размере 900 шт. и экспорта санаторно-курортных, туристических и гостиничных услуг в размере $450 млн.

Так, Крым заинтересовал европейцев как регион, где может успешно сочетаться медицинский и оздоровительный туризм. В рамках реформирования санаторно-курортной отрасли, это направление открывает большие перспективы . В Германии состоится презентация туристических возможностей Крыма, в рамках которой планируется озвучить возможности крымского медицинского туризма и провести ряд тренингов для немецких турагентов.

Выводы и предложения. Таким образом, основными стратегическими целями должны стать репозиционирование Крымского региона на прием и обслуживание международных туристов, отдыхаюших, повышение качества предоставляемых услуг, развитие инновационных форм лечения. Реализация обозначенных перспективных направлений будет содействовать росту авторитета АР Крым на мировом рынке туристических услуг, упрочнению экономики автономии, наполнению государственного бюджета, созданию мощной рекреационной отрасли, сохранению историко-культурного наследия. В связи с этим необходима разработка проекта популяризации оздоровительного туризма: от рекламы продукта, взаимодействия лечебного учреждения и туроператора по его продаже, до финансовых инструментов активизации клиента (профсоюзы, кредитные союзы, страховые компании и другие).

Крым обладает всем необходимым для развития туризма: море, горы, лес, удивительный климат, памятники разных культур. Однако, по сравнению с советским периодом, когда Крым был всесоюзной здравницей, и настоящим, когда основными посетителями курорта являются граждане Украины, становится очевидным, что Крым потерял свои позиции на рынке туризма. Являясь необычайно привлекательным туристским регионом, Крым испытывает проблемы в развитии туризма, характерные для всех стран бывшего СССР.

Невозможность раскрыть весь свой потенциал, из-за недостатка средств в бюджете государства, низкий уровень предоставляемых услуг, несоответствие цены и качества, недостаток профессионалов в сфере туризма и услуг, ограничение информации и отсутствия рекламной поддержки - все это тормозит развитие Крыма как туристского центра.

К примеру, на сегодняшний день, только 10% материальной базы соответствует современным требованиям, а туристский потенциал Крыма используется лишь на треть. При этом цены намного завышены и не соответствуют качеству предлагаемых услуг.

Отсутствие достаточных инвестиций не позволяет развивать отрасль и создавать конкурентноспособный продукт. Средства выделенные Министерству Курортов и туризма АРК в 2003 и 2004 году, составили всего лишь 1,3 млн грн. Раскин С чего начинается отдых // Курорты туризм 2004г. №2. С 18.

При этом, совершенно очевидно, что туризм, как отрасль народного хозяйства Автономной Республики Крым и Украины, является очень прибыльным и постоянным источником дохода. Кроме того, туризм ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса (развитие и производство сувениров, ювелирной промышленности, полиграфической базы, специализированной на издании литературы для туристов). Туризм - один из основных источников создания рабочих мест.

Крым является одним из главных курортных регионов страны, поэтому необходимость развития региона в этой сфере очевидна не только для специалистов отрасли, но и для руководства республики.

После распада СССР были реорганизованы такие структуры, как «Интурист» и «Спутник», которые занимались международным туризмом. Наблюдалось падение внутреннего туризма, ухудшение материально технической базы. Первой попыткой вывести туризм из кризиса в независимой Украине стало создание в 1992 году Государственного комитета по туризму. В 2001 году согласно Указу Президента Украины создана государственная туристическая администрация Украины. Создание отдельного органа по туризму, а также расширение полномочий этого центрального органа исполнительной власти позволило комплексно подойти к проблемам стратегического развития туристской индустрии страны.

Стратегическая цель развития региона заключается в создании конкурентноспособного продукта на мировом рынке, способного максимально удовлетворять туристические потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и их социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного наследства.

При поддержке Президента Украины, Кабинета Министров и Верховной Рады Украины были приняты ряд шагов, направленных на развитие туристической сферы.

Осознавая необходимость полной модернезвции инфраструктуры отдыха и лечения, правительство пытается найти возможности для привлечения инвестиционных средств.

По мнению министр по туризму Украины Валерия Цибуха и председателя Совета министра Крыма Виталины Дзоз, в Крыму нет сейчас четкой концепции развития санаторно-курортного комплекса, нет благоприятного комплекса, нет и благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходимо создавать подходящие юридические и финансовые условия для инвесторов, закрепленных законодательно. Остров Крым // Туризм Профессиональный журнал 2003 г. С 49.

Первые шаги в этом направлении уже делаются. Впервые в Украине Автономная Республика приняла положение о частных пансионатах. Таким образом, это поможет привнести дополнительные средства в бюджет, а для тех, кто занимается реконструкцией и строительством получить льготы. Подготовлен и принят закон, позволяющий на 49 лет получить в аренду землю или объект, построить или реконструировать его для дальнейшей эксплуатации. К тому же в последнее время в Крыму наметилась тенденция строительства мини-гостиниц, с возможностью пользоваться курортными объектами.

Все эти действия правительства республики привели к тому, что в результате опроса руководители крымских здравниц и турфирм положительно оценили работу Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым и итоги курортного сезона за 2003 год. (См Приложение 2, 3)

Важнейшей задачей функционирования курортно-рекреационного комплекса Крыма является обеспечение условий для развития иностранного туризма. За последние года наблюдается тенденция к увлечению иностранных туристов. По сравнению с 2000г. приток иностранцев увеличился на 16,2% и составил 254,0 тысячи человек, или 28,4% общего числа гостей. Свыше ј посетили г. Ялта, 23,9% г. Евпатория, 13,9% Алушту. 96,9% - это представители стран СНГ, что должно определять стратегию развития курортно-рекреационного и туристского комплекса Автономной Республики крым. Нестеров Как обустроить Крым // Курорты туризм 2004г. №2. С 12

В этой связи, особое внимание уделяется совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере курортного туризма, упрощения погранично-таможенных формальностей, безопасности туристов. По инициативе Гостурадминистрации постановлением Кабинета Министров Украины от 29.03.2004г. №410 внесены изменения в порядок оформления разрешений для въезда в Украину, которыми предполагается возмоюность их оформления гражданам стран-членов Европейского Союза, Канады, США, Швейцарской конфедерации и Японии консульскими пункамипунктами Министерства иностранных дел Украины, которые созданы в международных аэропортах «Симферополь» и «Одесса», Одесском морском порту, сроком на 8 суток при наличии документов, которые подтверждают туристический характер поездки.Информация о состоянии и перспетивах развития сотрудничества в области туризма между Украиной и Российской Федерацией // Туризм, Право и Экономика 2003 г. №1. С 43

Крыму необходимы капиталовложения, размеры которых составляют сотни миллионов долларов, туристская отрасль стоит в этом вопросе на первом месте. И главной страной инвестором украинским правительством рассматривается Россия. Мотивами для привлечения российского капитала служат не только, желание получить дополнительные средства в бюджет, но и возможные перспективы продвижения своего товара, прежде всего сельскохозяйственного, на Российском рынке. А Россия тем самым сможет вернуть утраченное влияние на полуострове. При этом правительство автономии заявляет о своей готовности предоставить свои гарантии Российским инвесторам.

86.7 % общего объема прямых иностранных инвестиций приходится на долю таких стран инвесторов, как Российская Федерация, Узбекистан, Виргинские острова, Великобритания, Швейцария, Кипр, Латвия. Нестеров Как обустроить Крым // Курорты туризм 2004г. №2.С 14 (См Приложение 4)

Основная доля иностранного капитала сосредоточена в здравоохранении Крыма. (См Приложение 5) По состоянию на 1.01.2004 прямые иностранные инвестиции, размещенные в этой сфере, составили 98,0 млн USD, или 48,7% всех капиталовложений. при этом 79,3% инвестиций поступило в сферу здравоохранения от предпринимателей Российской федерации, 18,9% от учредителей Узбекистана. В гостиничном комплексе АРК иностранными инвесторами размещено 43,4% млн USD, или 19,4% общего объема капиталовложений в Крым. Значительная часть средств поступила в отрасль от предпринимателей Швейцарии - 30,8%, Латвии - 27,1%, Виргинских островов, Великобритании - 25,3%, Российской Федерации - 9,3%.

В Автономной Республики Крым проводится мероприятия, направленные на развитие связей с зарубежными партнерами и их привлечениями в качестве потенциальных инвесторов.

Иностранные инвестиции, достаточно крупные для того, позволить инвестору установить эффективный контроль за управлением предприятием и создать у него долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии этого предприятия, а следовательно и отрасли в целом.

Политика привлечения иностранных инвестиций позволит увеличить бюджет туристской отрасли. Что в свою очередь, даст возможности для совершенствования материально-технической базы, создания и развития новых продуктов, продвижения Крыма на рынке, за счет увеличения рекламы.

В общем туристском потоке в Украины турпоток из России составил абсолютное большинство (52% от общего числа путешествующих с туристической целью).

С целью оптимизации и повышения экономической эффективности деятельности по развитию туристического пространства, создания конкурентоспособного туристского продукта и его продвижения на международном рынке, правительство Украины и АРК предпринимает следующие действия для дальнейшего развития Украино-российских отношений в сфере туризма.

Один из методов решения проблем взаимодействия между странами - это развитие социально направленных видов туризма как важной и необходимой части украино-российских отношений. Уже на протяжении многих лет реализуется программа отдыха и оздоровления населения, в особенности детей и подростков северных регионов России на курортах Крыма.

С целью максимально эффективного использования туристско-рекреационного комплекса Крым, для увеличения доходов, удовлетворения потребностей украинских и российских туристов использовать возможность объединения усилий в начале туристского сезона, по популяризации богатого рекреационного туристского потенциала Крыма.

Таким образом, подчеркивая, основные задача правительства Автономной Республики Крым, необходимо отметить привлечение инвестиций в отрасль, создание конкурентоспособного продукта и продвижение его на рынке.